Методические рекомендации для родителей по вопросам развития детско-родительских отношений и самостоятельности детей
материал (1 класс)

Методические рекомендации для родителей по вопросам развития детско-родительских отношений и самостоятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rekomendatsii.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей

по вопросам развития детско-родительских отношений

и самостоятельности детей

 В период самоизоляции очень остро встает вопрос о взаимоотношениях в семье. Данные рекомендации направлены  на формирование конструктивных отношений «родитель-ребенок»,  ориентированы на снижение симбиотической зависимости ребенка от родителей  и на повышение уровня самостоятельности детей.

Взаимоотношения  с ребенком следует строить  на взаимопонимании и доверии.  Контролировать  поведение ребенка нужно, не навязывая ему жестких правил.  Стоит  избегать  чрезмерной мягкости, но и не предъявлять завышенных требований к ребенку. Необходимо уделять ребенку достаточно внимания, проводить досуг всей семьей и не допускать ссор в присутствии ребенка. Всегда ребенок должен понимать, что вы его понимаете и принимаете, таким, какой он есть. Для того, чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, необходимо преодолеть: барьер занятости (вы постоянно заняты работой и домашними делами);  барьер взрослости (вы не понимаете ребенка, не сочувствуете ему);  барьер «дидактизма» (вы пытаетесь все время поучать).

Необходимо помнить, что в раннем возрасте не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то необходимо дать ему возможность делать это самостоятельно! Родители зачастую одевают  ребенка сами, так как это гораздо быстрее, чем он сделает это сам, или кормят его, чтобы тот не  испачкал одежду и все вокруг. К сожалению, не осознавая того, что препятствуют развитию самостоятельности ребенка.

 Помогать ребенку нужно, но только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не стоит вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят. Если он не просит Вас об этом, дайте малышу возможность проявить самостоятельность. Конечно, взрослые лучше понимают и знают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самому.  Важно научить ребенка самому постигать какие-то вещи  и делать маленькие открытия.

В то же время, родителям нужно быть бдительными в тех случаях, когда самостоятельная деятельность ребенка, может представлять опасность для него. В этом случае вмешательство и помощь родителей необходима, даже если ребенок не просит об этом. Нужно  поощрять любое стремление ребенка к самостоятельности. В раннем возрасте ребенок очень часто повторяет: "Я сам!".  Очень важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), и стараться стимулировать его попытки совершать самостоятельные действия.  Родители часто совершают ошибку, когда на неумелые попытки своего ребенка что-то сделать самостоятельно реагируют словами:  "Отойди", " Я сам все сделаю" и т.д. Не стоит этого делать. Напротив, старайтесь давать ребенку больше возможностей попробовать свои силы. Если захотел ребенок помыть пол, дайте ему ведерко и тряпку. Просто потом незаметно уберите за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда. В этом случае  у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Если ребенок захотел постирать свой носовой платочек, дайте ему такую возможность. Позвольте сделать это, даже если потом Вам придется за ним перестирать. Здесь важен не результат, а желание ребенка сделать что-то самостоятельно. Всегда поддерживайте и одобряйте самостоятельные действия своего ребенка. Не забывайте о том, что он в этом нуждается. И, главное, не делайте его неумелые попытки предметом насмешек. Ведь если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

       Но не следует забывать и то, что ребенку нужно помочь с выбором.  Сделать это можно используя  объяснение тех или иных причин по которым необходимо выбрать именно данную одежду. Например: сейчас осень, на улице холодно, поэтому одевать нужно осенние вещи, и он может выбрать те, которые больше нравятся. В этом возрасте уже можно начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор. Для развития самостоятельности необходимо закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту.  Возможности ребенка конечно же не достаточно велики, но подобные поручения будут способствовать самостоятельности и инициативности ребенка. Ребенок вполне  в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также он может

помочь накрыть стол (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помочь в уходе за домашними животными и др.

Наряду с этим, родителям не следует ограждать ребенка от проблем. Иногда  стоит позволить ему столкнуться с отрицательными последствиями своих действий или своего бездействия. Воспитание и развитие самостоятельности предполагает  формирование у ребенка умения найти самому себе занятие. Помните о том, что ребенку необходимо  какое-то время заниматься чем-то самостоятельно, постарайтесь дать ему такую возможность.

Гиперопека ребенка является одной из основных ошибок взрослых в воспитании детской самостоятельности. Еще одна ошибка родителей – это полное устранение от поддержки действий ребенка. Родителям следует понимать, что стремление сделать все за ребенка, причинит ему большой вред и лишит его самостоятельности.

Подавлять  порывы самостоятельности у детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству,  а так же к проявлению строптивости и своеволия.  Подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка. Поэтому любите своих детей, поддерживайте и поощряйте их в самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей учащихся I класса по созданию условий для развития у детей учебной мотивации

Методические рекомендации для родителей учащихся I класса разработаны с целью обеспечения повышения компетенции родителей в вопросе формирования мотивации учения у детей 6-7 лет и создания условий,...

Методические рекомендации и дидактические игры по развитию восприятия временных отношений

Методические рекомендации и дидактические игры  по развитию восприятия временных отношенийу детей с ЗПР...

Методические рекомендации для родителей по интеллектуальному развитию младших школьников.

В рекомендациях заложены советы для заинтресованных родителей, которые хотят видеть своих детей в будущем успешными....

Методические рекомендации для родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению

  1.  Особенности формирования познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста    2. Причины трудностей  подготовки детей при поступлении в школу  ...

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.   Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие н...