Доклад
материал

Доклад "Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Мордовско - Полянская основная

общеобразовательная школа»

Доклад:

«Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий»

Выполнила: Криворотова А.Н.

2019 год

       Все  программы  развивающего  обучения  нацелены  на  активизацию  субъекта учебной  деятельности  (УД).  Мы  хотим  видеть  ученика  начальной  школы  самостоятельным  и  инициативным,  стремимся  к  формированию  у  него  полезных  привычек,  разносторонних  познавательных  потребностей,  наклонностей.  Не  всегда наши  намерения  реализуются  в  желаемом  объёме,  ибо  мы  забываем,  что  « главный  признак  самостоятельной  деятельности – это  управление  этой  деятельностью со  стороны  ученика».  Доведение  ученика  до  самостоятельного  целеполагания  в процессе  УД  возможно  только  при  правильной  оценке  факторов,  от  которых зависят  интересы  сегодняшнего  школьника.  В  школьном  детстве  ребёнок  больше всего  хочет  общаться,  говорить  о  себе,  творить,  подражать.  Насколько  удаётся нам  в  рамках  классно – урочной  системы  реализовать  потребность  ребёнка  в общении?  Оставляет  ли  наша  гонка  за  выполнением  программы  ребёнку  шанс поговорить  в  школе  на  волнующие  его  темы,  не  связанные  с  учебным  материалом?  Чего  больше  мы  предлагаем  ученику:  алгоритмизации  действий  либо  идущего  от  души,  не  навязанного  извне  творчества?

       Когда  начинаешь  разговор  о  возможностях  использования  в  этой  связи  новых  информационных  технологий,  проще  говоря,  компьютерной  техники,  редко  встречаешь  взаимопонимание  в  учительской  среде,  причём  по  вполне  понятным  причинам.  Те  кто  « грызёт  гранит  науки»  вместе  с  младшими  школьниками  (учителя начальных  классов),  часто  не  владеют  НИТ  и  не  представляют  необъятных  возможностей  последних  в  плане  рационализации  УД  и  стимулирования  познавательных  интересов  детей.  Те  же,  кто  владеет  компьютером  в  совершенстве,  часто  далеки  от  желания  облегчить  детям  ежедневный  рутинный  труд  по  усвоению основ  знаний  и  формированию  общеучебных  умений.  От  незнания  и  недооценки объёма  базовой  программы  начального  обучения  у  авторов  курсов  информатики для  начального  звена  возникают  идеи  дополнить  учебную  нагрузку  детей  логикой, программированием,  азами  алгоритмизации.  Заметим,  при  всей  полезности  этих знаний  они  не  разгружают,  а  догружают  щкольную  программу,  выводя  общий объём  теоретической  её  части  на  критическую  отметку,  за  которой  чрезмерная усталость  детей  и  торможение.  Между  тем  абстрактное  мышление  детей  до  9 –10 лет  не  является  ведущим:  « дитя  мыслит  образами,  звуками,  красками» (К.Д. Ушинский),  и  прогресс  здесь  мало  что  изменил.  Другая  крайность:  превращение компьютерных  занятий  с  малышами  в  игру  до  изнеможения.  Не  забудем,  что  в плане  воспитания  компьютер  может  оказать  на  ребёнка  как  позитивное,  так  и  крайне  негативное  влияние,  и  вряд  ли  стоит  тратить  драгоценные  учебные  часы на  формирование  привычки  к  пустому  времяпровождению.

       Анкетирование показало,  что  интересы  детей  связаны  не  только  компьютерными  играми.  Общаясь  с  компьютером,  детям  хочется научиться  рисовать,  писать,  искать  интересующую  их  информацию,  пользоваться компакт – дисками  и  интернетом.  При  анкетировании  не  раз  звучала  фраза:  « Хочу научиться  работать  на  компьютере».  Учащимся  свойственно  подражание,  стремление быть  как  взрослые.  Взрослые  работают  на  компьютере.  У  школьника  своя  работа – усвоение  основ  наук.  Почему  же  не  научить  детей  экономичным  и  эффективным способам  работы  с  учебной  информацией?  Преподавание  в  начальной  школе  языка,  математики,  естествознания  даже  в  наше  информативно  насыщенное  время  проводится  часто  все  теми  же  « дедовскими»  методами,  даже  ещё  хуже:  чуть  ли  не  исключительно  на  вербализированной  основе,  почти  при  полном  отсутствии  наглядности.  

       Использование  НИТ  может  преобразить  преподавание  традиционных  учебных предметов,  рационализировав  детский  труд,  оптимизировав  процессы  понимания  и запоминания  учебного  материала,  а  главное,  подняв  на  неизмеримо  более  высокий уровень  интерес  детей  к  учёбе.  Грамотное  использование  компьютера  могло  бы  решить  проблему  дефицита  подвижной  наглядности,  например,  на  уроках  математики, когда  дети  под  руководством  учителя  на  экране  монитора  сравнивают  способом наложения  геометрические  фигуры,  анализируют  взаимоотношения  множеств,  решают с  помощью  графов  задачи.  Компьютер  способен  быстро  и  эффективно  научить  детей самостоятельной  работе  с  объёмным  текстом,  чего  требует  средняя  школа  от  начальной,  когда  обсуждаются  вопросы  преемственности.  Используя  возможность  выделения  на  компьютере  ключевых  слов  и  фраз,  ребёнок  учится  выбирать  из  текста  главное,  создавать  на  основе  отобранной  информации  короткий  опорный  конспект. Одновременно  мы  формируем  у  учеников  навыки  рационального  запоминания   материала,  обучаем  детей  способам  кодирования  и  сжимания  информации  в  соответствие с  конкретной  учебной  задачей.  Компьютер  является  и  мощнейшим  стимулом  для творчества  детей,  в  том  числе  и  самых  инфантильных  или  расторможенных.  Экран притягивает  внимание,  которого  мы  порой  не  можем  добиться  при  фронтальной  работе  с  классом.  На  экране  можно  быстро  выполнить  преобразования  в  деформированном  тексте,  превратив  разрозненные  предложения  в  связный  рассказ.  То,  что мучительно  долго  достигается  с помощью  ручки  и  тетради,  легко  выполняется при  помощи  компьютера.

       Компьютер  оказывает  положительное  влияние  и  на  литературное  творчество младших  школьников.  Для  учителя  важно  научить  школьников  грамотной  связной письменной  речи.  Коллективное  обсуждение:  что  будем  создавать  на  экране  компьютера,  какую  книжку – малышку  или  выставку  создадим  в  итоге,  как  оформим  свои работы,  -  это  приглашение  младших  школьников  к  самостоятельному  целеполаганию и  целеосуществлению.  Опытом  доказано:  в  такую  работу  охотно  включаются  даже ученики,  которые  обычно  не  любят  писать  сочинения.  Не  обладающие  красивым  почерком  и  достаточным  уровнем  грамотности,  они  довольны,  что  их  « компьютерное  сочинение»  выглядит  великолепно  и  ошибки  можно  исправить,  не  испортив внешний  вид  текста.

       При  создании  творческих  игровых  ситуаций  важно  растянуть  процесс  выполнения   работы  хотя  бы  на  несколько  дней.  Увлекаясь  поставленной  проблемой,  общаясь,  обмениваясь  опытом,  ученики  гордятся  своими  находками  в  области  рационализации  труда,  «тормошат»  родителей,  привлекая  их  к  совместному  творчеству.

Учебная  игра  выходит  за  рамки  школы,  в  семью.  Дети  по  собственной  инициативе начинают  поиск  познавательной  информации  уже  не  только  в  компьютере,  но  и  в своей  домашней  библиотеке  и  вообще  в  книге.  Попутно  ученик  развивает  умения  набирать  и  редактировать  текст,  пользоваться  различными  шрифтами,  абзацами,  правилами  цитирования,  учиться  оформлять  работы  графикой.  Всё  это  приобретает  для него  личностный  смысл  и  не  воспринимается  как  тяжкая  и  неприятная  обязанность. И  если  в  процессе  этой  игры – работы  ученик  почувствует  необходимость  совершенствовать   своё  умение  быстро  печатать  текст,  то  он  сам  начнёт  тренировать  соответствующий  навык  с  помощью  клавиатурного  тренажёра.  Мы  же  часто  действуем  с точностью  до  наоборот:  сначала  усаживаем  ученика  за  упражнение,  обозначив  полезность  этих  действий  просто  на  словах,  а  потом  в  течение  долгого  времени  ждём, когда  же  пригодятся  ученику  эти  навыки.  Стоит  ли  удивляться,  что  дети  забывают невостребованные  умения  и  их  труд  пропадёт  зря.

       Справедливо  упрекая  школу  в  том,  что  в  её  образовательной  стратегии  часто «отсутствует  сам  ребёнок».  Поскольку  фантазия  и  желание  проявить  себя  у  младшего  школьника  исключительно  велики,  стоит  учить  его  как  можно  чаще  излагать  собственные  мысли,  в  том  числе  и  с  помощью  НИТ.  Но  для  того  чтобы  ученик  начальной  школы  мог  в  соответствии  со  своими  желаниями  использовать  компьютер как  помощник  в  учёбе,  мы  должны  позаботиться  об  универсальности  его  пользовательских  навыков.  Дети  имеют  право  пользоваться  современными  средствами  труда уже  сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....