Ступени успеха сотрудничества учителя и ученика
статья (2 класс)

Скрипникова Лилия Михайловна

Успешность воспитатательног процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогом и детьми. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Ступени успеха сотрудничества учителя и ученика

Л. М. Скрипникова учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

ГБОУ школы №440 им. П. В. Виттенбурга

Санкт-Петербурга

        «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и – это особенно важно – обращенным к совести живого, конкретного человека, чтобы не было обесценивания слов, чтобы цена слова постоянно возрастала. Пусть каждое слово, произнесенное в школе,  дает плод, а не остается пустоцветом».

                                                                                           В. А. Сухомлинский

        Вся система образования в России в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии: Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. и  передовых практиков современной школы А.С. Макаренко, А. В. Сухомлинского и др. Эти идеи, в частности, нашли отражение в утверждении сотрудничества как одной из определяющих основ современного обучения.

      Сотрудничество – это идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. Воспитательный эффект сотрудничества обусловлен совместной работы со сверстниками. Она выявляется в умении человека оценивать себя не просто с точки зрения другого, а с разных точек зрения в зависимости от его места и функций в совместной деятельности.

     Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами и детьми. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам, учиться. Учитель, в первую очередь, должен быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться. Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью.  Ученики ценят в учителе доброжелательность, честность, принципиальность, ответственность, деловитость. Но более всего они ценят в нем человечность. Учитель должен оставаться для учеников старшим товарищем, потребность в котором у них велика. Поэтому учителю следует по возможности чаще общаться с учениками - разговаривать, спорить, играть. Отношение учителя к ученику должно носить не просто официальный, но и товарищеский, дружеский характер. Человечность же учителя вызывает ответную человечность учеников, которые начинают понимать, что учитель так же, как и они переживает, радуется и огорчается.            

     Учебно-педагогический процесс может быть успешным лишь при хороших отношениях учителя с учениками. Ученик, соблюдая требования, предъявляемые учителем, должен верить, что они справедливы. Ребенка, подростка легко обидеть. Поэтому в поведении учителя нет мелочей, ему не прощается никакая слабость случайного характера, плохое настроение, раздражительность. Учитель должен быть терпимым к неправильным поступкам, мнениям, убеждениям детей, уметь переубеждать и терпеливо разъяснять им их ошибки.

      Воспитывая сотрудничеством сотрудничество, мы воспитываем коллективизм и целеустремленность. В сотрудничестве  совпадают цели и средства, обучение и воспитание. Однако, чтобы идея сотрудничества не осталась пустым словом, она должна быть подкреплена методикой. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться. Педагогика сотрудничества вся направлена на одно - дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание. Ребёнок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь.

    Особая сторона педагогического сотрудничества – это сотрудничество самих детей в коллективе. «Сотрудничая» или общаясь со своими сверстниками, дети учатся говорить, выражать свое мнение, думать и четко оформлять свои мысли, давать оценку событиям, делать выводы Ребенок идет в школу учиться наукам и учиться сотрудничать, то есть жить в согласии и взаимодействии с другими детьми. Характер ребенка, его поступки непредсказуемы. Порой дети в своих суждениях и оценках беспощадны. Поэтому всегда рядом с детьми должен находиться старший наставник и не дать ребенку проявлять злобу и ненависть по отношению к таким же незащищенным детским душам.

        Для плодотворного общения необходимо поддерживать и одобрять ученика на уроке, включать работу учащихся  в парах, группах, индивидуальный подход, давать  творческие задания, включать в проектную деятельность по предмету, беседа, экскурсия, ролевые и деловые игры. Совместно решая задачи, учащиеся учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Отсутствие взаимопонимания с учителем осложняет жизнь школьника, приводит к  многочисленным конфликтным ситуациям.

   Каждый раз, когда входите в класс, помните несколько так называемых заповедей педагогического общения:           

1. Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2. Помните, что для ребёнка звук его имени является самым важным, и как  можно чаще обращайтесь к детям по имени.

3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в детях.

4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и ученики будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.

5. Желание понимать учеников порождает сотрудничество.

     Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе  - это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевлять их мечтой о будущем, научить их утверждать в настоящем идеалы будущего.

ЛИТЕРАТУРА:

1.А.А.Леонтьев Педагогическое общение. М; 1996г.

2.В.А.Сухомлинский Рождение гражданина. М; 1971г.

3.М.Ю. Тихонова Учитель – ученик проблемы, поиски, находки М; 2007г.

4.Педагогическое взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения. otherreferats.allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика

Доклад о сотрудничестве учителя и ученика в развивающем обучении.Дается описание характерных черт суб`екта учения. Рассматриваются дидактические принципы, направленные на общее развитие школьников и у...

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика

Презентация к  докладу, в котором рассматриваются дидактические принципы, направленные на общее развитие школьников и их условия реализации....

Педагогика сотрудничества учителя и ученика

В этой статье нам хотелось показать , как мы понимаем и применяем  педагогику сотрудничества учителя и ученика в своей практике....

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика.

Роль сотрудничества учителя и ученика...

Развивающее обучение сотрудничество учителя и ученика

О сотрудничестве учителей и ученика на уроке...

Родительское собрание в конце 2 четверти "Успех обучения ребенка в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей"

Цель собрания Познакомить родителей с результатами за вторую четверть. Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома; Дать рекомендации родителям о том, как формироват...