Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Удивительный мир слов» для 2 класса
методическая разработка (2 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Удивительный мир слов» для  2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_kursa.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Удивительный мир слов» для  2 класса  составлена  в соответствии с ФГОС НОО (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями приказ от 31.12.2015 г. № 1576), основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 2 пос. Загорянский ЩМР МО.

  1. Планируемые результаты освоения курса «Удивительный мир слов» во 2 классе.

Личностные результаты:

  • оценивать положительные качества личности одноклассников;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
  •  осознание роли речи в общении людей;
  •  понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  •  устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
  •  чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  •  интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты:

  • наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;
  •  уточнять значение слова по толковому словарю;
  •  сравнивать толкование слова в различных словарях;
  •  формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
  •  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;
  •  самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
  •  оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
  •  наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;
  •  устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;
  •  наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения;
  •  исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;
  •  осуществлять учебное сотрудничество;
  •  контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  •  анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;
  •  составлять письменное высказывание по предложенному образцу;
  •  оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;
  •  создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект «Безопасный маршрут»);
  •  сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;
  •  работать с информацией, представленной в виде модели;
  •  соотносить схемы предложений с их моделями;
  •  анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.
  •  наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;
  •  на основе наблюдения форм имён существительных в текстах
  • строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке;
  •  соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;
  • воспринимать на слух и понимать информационный текст.

 

Предметные результаты освоения курса.

В результате изучения курса «Удивительный мир слов»  во втором   классе обучающиеся научатся:

  •  сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;
  • наблюдать и сравнивать значение глагольных видов пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;
  • проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;
  • составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
  • осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

  • наблюдать использование числительных в речи;
  • наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;
  • наблюдать особенности различных словосочетаний;
  • сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

  1. Содержание учебного предмета.

Мир полон звуков (12ч)

  Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

 Для чего служит человеческая речь?

 Как устроен речевой аппарат.  Звуки и слова.

  Связаны ли между собой звуки и смысл?

 Такие разные гласные и согласные.

  Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

 Звукопись как приём художественной речи.  

Правильное ударение и произношение слов.

Азбука, прошедшая сквозь века (10 ч)

Солунские братья.

 Как появились буквы современного русского алфавита.  Кириллица, название букв древней азбуки.

 Сравнение кириллицы и современного алфавита.  Использование букв алфавита для обозначения чисел.

 Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

 Как появилась буква «Ё».  Особенности использования букв.  Строчные и прописные буквы.

Всему название дано (10 ч)

Какие слова появились первыми.  Звукоподражательные слова у разных народов.  Лексическое богатство языка.

 Как выбирают имя человеку?

 Как улицы получают свои названия?

 Какие русские имена встречаются на карте мира?  О чём может рассказать слово «борщ»?

 Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Как делаются слова (14 ч)

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

Слова производные и непроизводные.

     

 Словообразовательные связи слов. 

Корень — главная часть слова.

 Группы однокоренных слов.

 Механизм образования слов с помощью суффикса.

 Группы суффиксов по значению.

 Механизм образования слов с помощью приставки.

 Группы приставок по значению.

 Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

Секреты правильной речи (22ч)

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

 Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

     

 Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

 Исправление ошибок в словоупотреблении.

 Многозначные слова.

 «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

 Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

 Стилистическая окраска слов.

 Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

 Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

 Слова исконно русские и заимствованные.

 История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

 Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

3. Календарно-тематическое планирование

по курсу «Удивительный мир слов»

2 класса, 68 часов в год, 2 часа в неделю.

урока

Наименования

разделов и тем

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные

сроки

прохождения

Мир полон звуков  12ч.

1

Звуки вокруг нас

01.09.2017-

08.09.2017

2

Звуки вокруг нас (продолжение темы)

3

Фабрика речи

11.09.2017-

15.09.2017

4

Фабрика речи (продолжение темы)

5

Бессмыслица + бессмыслица = смысл

18.09.2017-

22.09.2017

6

Бессмыслица + бессмыслица = смысл (продолжение темы)

7

Полоса препятствий

25.09.2017-

29.09.2017

8

Полоса препятствий (продолжение темы)

9

Рисуем звуками

02.10.2017-

06.10.2017

10

Рисуем звуками (продолжение темы)

11

Трудности словесного ударения

09.10.2017-

13.10.2017

12

Трудности словесного ударения (продолжение темы)

 

Итого:

12 ч

Азбука, прошедшая сквозь века 10 ч

13

Буквы старые и новые

16.10.2017-

20.10.2017

14

Буквы старые и новые (продолжение темы)

15

Так считали наши предки

23.10.2017-

27.10.2017

16

Так считали наши предки (продолжение темы)

17

Страницы древних книг

07.11.2017-

10.11.2017

18

Страницы древних книг (продолжение темы)

19

Живая и весёлая буква алфавита

13.11.2017-

17.11.2017

20

Живая и весёлая буква алфавита (продолжение темы)

21

Загадки русской графики

20.11.2017-

24.11.2017

22

 Загадки русской графики (продолжение темы)

Итого:

10 ч

Всему название дано 10ч. 

23

Рождение языка

27.11.2017-

01.12.2017

24

Рождение языка (продолжение темы)

25

Сколько слов в языке?

04.12.2017-

08.12.2017

26

Сколько слов в языке? (продолжение темы)

27

Имена, имена, имена…

11.12.2017-

15.12.2017

28

Имена, имена, имена… (продолжение темы)

29

Увлекательные истории о самых простых вещах

18.12.2017-

22.12.2017

30

Увлекательные истории о самых простых вещах (продолжение темы)

31

Словари – сокровищница языка

25.12.2017-

28.12.2017

32

Словари – сокровищница языка (продолжение темы)

Итого:

10ч.

Как делают слова 14 ч.

33

«Дальние родственники»

10.01.2018-

12.01.2018

34

«Дальние родственники» (продолжение темы)

35

Слова «готовые» и «сделанные»

15.01.2018-

19.01.2018

36

Слова «готовые» и «сделанные» (продолжение темы)

37

Есть ли «родители» у слов?

22.01.2018-

26.01.2018

38

Есть ли «родители» у слов? (продолжение темы)  

39

Внимание, корень!

29.01.2018-

02.02.2018

40

Внимание, корень! (продолжение темы)

41

Такие разные суффиксы

05.02.2018-

09.02.2018

42

Такие разные суффиксы (продолжение темы)

43

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

12.02.2018-

16.02.2018

44

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? (продолжение темы)

45

Что нам стоит слово построить?

19.02.2018-

22.02.2018

46

Что нам стоит слово построить? (продолжение темы)

Итого:

14  ч

Секреты правильной речи (22 ч.)

47

Словарное богатство русского языка

26.02.2018-

02.03.2018

48

Словарное богатство русского языка (продолжение темы)

49

Вместе и врозь, или почему нельзя сказать «молодой старик»

05.03.2018-

09.03.2018

50

Вместе и врозь, или почему нельзя сказать «молодой старик» (продолжение темы)

51

Выбираем точное слово

12.03.2018-

16.03.2018

52

Выбираем точное слово (продолжение темы)

53

Одно или много?

19.03.2018-

23.03.2018

54

Одно или много? (продолжение темы)

55

Когда у слов много общего?

02.04.2018-

06.04.2018

56

Когда у слов много общего? (продолжение темы)

57

Когда у слов много общего? (продолжение темы)

09.04.2018-

13.04.2018

58

Когда у слов много общего? (продолжение темы)

59

Когда значения спорят?

16.04.2018-

20.04.2018

60

Когда значения спорят? (продолжение темы)

61

Слова одинаковые, но разные

23.04.2018-

04.05.2018

62

Слова одинаковые, но разные(продолжение темы)

63

«Местные жители» и «иностранцы»

07.05.2018-

11.05.2018

64

«Местные жители» и «иностранцы» (продолжение темы)

65

Когда рождаются фразеологизмы?

14.05.2018-

18.05.2018

66

Когда рождаются фразеологизмы? (продолжение темы)

67

Выбор фразеологизма в речи

21.05.2018-

25.05.2018

68

Выбор фразеологизма в речи(продолжение темы)

Итого:

11ч.

Итого:

68 часов

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО № 1

учителей начальных классов

от 29.08.2017 г.

_______________/Фокина Е.Н.

(руководитель ШМО)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________/Ларькина Е.К.

29 августа 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности курса « Музей в твоём классе»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального ком...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса  «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности В мире неизведанных слов 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Азбука здоровья» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Азбука здоровья» для  2 класса. В помощь учителям...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Удивительный мир слов» для 4 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Удивительный мир слов» для  4 класса...

Программа внеурочной деятельности курса "Удивительный мир слов"

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях с...