Публикация в помощь учителю на тему: Новые результаты образования"
статья (2 класс)

Фадина Татьяна Владимировна

Публикация в помощь учителю для составления технологической карты к урокам в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фадина Т.В., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 507 Московского района

Санкт-Петербурга

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока

   Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определил новые задачи педагогической деятельности учителя и требования к проектированию процесса обучения в школе.

   Традиционно в должностные обязанности учителя входит умение планировать урок и реализовывать этот план, анализировать эффективность урока.

   Сегодня в профессиональном стандарте педагога определена обобщённая трудовая функция: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса.        Определено, что для этого учитель должен владеть трудовыми действиями.

- Разработки и реализация программ учебных дисциплин;

- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС

- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации, учитывая развитие личных факторов и обеспечение необходимыми психолого-педагогическими условиями реализации процесса обучения;

   Современный урок должен быть результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Для того чтобы урок отвечал таким требованиям, необходимо сначала технологично его спроектировать, а затем реализовать. Технологизация предполагает уточнение учебных целей и последовательность процедур их достижения, с подробным описанием содержания деятельности участников этого процесса. Задачи ученика по освоению предметных результатов описаны в «Примерных программах по учебным предметам» начальной школы. Это нормативный документ, поэтому эти задачи должны быть однозначно сформулированы учителями образовательных учреждений. Метапредметные и личностные результаты представлены в задачах по формированию УУД.

   Алгоритм проектирования технологической карты сценария урока определяет последовательность действий педагога в этом процессе.

1) Формулирование темы урока в соответствии с тематическим планом.

2) Формулирование образовательных результатов деятельности учеников.

3) Предметные задачи (ПР)

4) Метапредметные задачи (МПР)

5) Заполнение формы оценки результатов

6) Формулирование педагогических задач учителя по достижению учениками планируемых результатов.

7) Определение базовой технологии.

8) Описание сценария урока в таблице:

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учеников

Планируемые результаты

Оформление доски или примечание

   Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов. ФГОС выделяет три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Личностные результаты образования являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся.

Метапредметные: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Метапредметные результаты образования являются фактором развития инструментальных  ресурсов учащихся.

Предметные: освоенный обучающимися опыт предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты образования являются фактором развития когнитивных  ресурсов учащихся.

Приведу пример планируемых результатов для учащихся второго класса

Изучение курса «Математика» 2 класс для УМК «Школа России»

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

- понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

- элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

- элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

- элементарные правила общения;

- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

- уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей;

- понимание причин успеха в учебной деятельности;

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем

- составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;

- в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный;

- контролировать ход совместной работы

- выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы, знаки;

- проводить классификацию объектов по заданному или самостоятельно найденному признаку;

- уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;

- контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;

К концу второго класса обучающийся научится:

- образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;

- сравнивать числа и записывать результаты сравнения;

- упорядочивать заданные числа;

- заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;

- выполнять сложение и вычитание вида 30 = 5, 35 – 5, 35 – 30;

- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

- читать и записывать значение величин длина, используя единицы этой величины (сантиметр, дециметр, метр);

- читать и записывать значение величин время, используя изученные единицы этой величины (час, минута);

- записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой;

   Современный урок строится на основе использования технических средств с применением, как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов, действий и имеющихся знаний.

   Проблемный характер урока можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода знаний. Чем больше самостоятельной деятельности детей на уроке, тем лучше, так как ученики приобретают информационную компетентность и умения решать жизненно важные проблемы.

   Таким образом, можно сделать вывод, что новые результаты образования диктуют условия и формируют структуру современного урока, поскольку, традиционная форма урока лишь в малой степени способна решить поставленные задачи. Основной задачей современного урока является формирование компетентной личности и умение применять полученные знания в практической деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока русского языка.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»...

Статья «Новые результаты образования как основа проектирования современного урока литературного чтения».

В статье говорится о том, что развитие информационной грамотности у школьников является актуальной проблемой сегодняшней школы,так как человек в современном мире встречает значительные барьеры на пути...

Статья «Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»

laquo;Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»...

Публикация в помощь учителю на тему: "Ранец - дело тонкое"

Данная публикация поможет учителю в проведении родительских собраний для родителей будущих первоклассников....

Публикация в помощь учителю и воспитателю на тему: "Стоит ли ребёнка заставлять заниматься в кружке или спортивной секции"

Данная публикация поможет учителям и воспитателям в подготовке к родительскому собранию на тему: "Загруженность ребёнка в школе и вне школы"....