«Реализация ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях диференцированного и интегрированного обучения на примере МОУ Истринской СОШ№3»
проект на тему

Карелина Наталия Борисовна

«Реализация ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях диференцированного и интегрированного обучения на примере МОУ Истринской СОШ№3»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe.odt31.9 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра специального и инклюзивного образования

Курсы повышения квалификации

Проект

«Реализация ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях диференцированного и интегрированного обучения на примере МОУ Истринской СОШ№3»

Выполнила:

Слушатель курсов

Н.Б.Карелина,

учитель начальных классов

МОУ Истринская СОШ№3

.

г.Москва, 2017 г

Оглавление

1. Введение.........................................................................................................

2. Дифференцированное и интегрированное (инклюзивное) образование..

3. Из опыта работы МОУ Истринской СОШ №3 в дифференцированном и интегрированном (инклюзивном) подходе

4.Заключение.........................................................................................................

5.Список использованной литературы................................................................

Введение

  Концепция Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 1. Предметом регулирования настоящего Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программа) организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Организация).
2. Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка,
Конвенции ООН о правах инвалидов Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.20121, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.
Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня начального школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей Организаций, специалистов системы образования, семей детей с ограниченными возможностями здоровья и широкой общественности.
При разработке Стандарта учтены:

  • особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • возможности освоения ребёнком с ограниченными возможностями здоровья Программы на разных этапах её реализации.

 3. Стандарт утверждает основные принципы:

  • создания благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями;
  • взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками;
  • приобщения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

 4. Стандарт преследует следующие цели:

  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного начального школьного образования;
  • обеспечение государственных гарантий получения начального школьного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов начального школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно начального школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  • обеспечения равных возможностей социального развития и освоения начального школьного образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня начального школьного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

2. Дифференцированное и интегрированное (инклюзивное) образование

 Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

 Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

 Дифференцированное— форма организации образовательного процесса, реализуемая на основе разделения учащихся на различные по численности группы с характерными для них признаками для подбора специфических методов и приемов работы с каждой группой обучаемых.

 Интегрированное обучение - совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

3. Из опыта работы МОУ Истринской СОШ №3 в дифференцированном и интегрированном (инклюзивном) подходе

Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью в МОУ Истринская СОШ №3 включает общеобразовательные  учебные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям  таких обучающихся и предметов коррекционной направленности. Кроме того, план содержит индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на коррекцию имеющихся нарушений.

В I - IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. Обучение общеобразовательным учебным  предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом.

«Русский язык» и «Литературное чтение», как учебные предметы являются ведущими, так как от их усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. На первом этапе главное - научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного письма, что позволит приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального  поведения на образцах доступных литературных жанров.

«Математика», как учебный предмет в образовании детей с умственной отсталостью представлена элементарной математикой и в ее структуре –  геометрическими понятиями. «Математика» имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду.

Учебный предмет «Окружающий мир» реализуется с 1 по 4 класс. Естественнонаучное  образование  обучающихся с умственной отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств  живой и неживой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями.  Раздел «Человек» позволяет изучить не только строение, функции органов человека, но прежде всего – вопросы профилактики различных заболеваний.

Учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка» предполагают обучение овладением школьниками элементарными основами этих видов деятельности: навыками рисования, слушания музыки и пения. В процессе занятий по этим предметам осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей – сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое. Коррекционная направленность уроков – обязательное условие учебного процесса.

Учебный предмет «Физическая культура» направлен на коррекцию психофизического развития учащихся, выполняет общеобразовательную функцию, включает элементы спортивной подготовки.

Наибольший объем в учебном плане отводится учебному предмету «Технология». Учебный предмет «Технология» дает возможность учащимся овладеть элементарными приемами труда, формирует у них общетрудовые умения и навыки, самостоятельность, положительную мотивацию в трудовой деятельности. «Технология» имеет общетехнический характер, проводится на базе учебных мастерских, рассматривается, как пропедевтический период для формирования некоторых новых организационных умений и навыков поведения, целью которого является определение индивидуальных профессиональных возможностей  учащихся  в овладении тем или иным видом профессионального труда. С 4 класса начинается активная профориентационная работа с детьми, знакомство с разными видами профессий.

Учебный предмет «Иностранный язык» тесно связан с уроком социально-бытовой ориентировки. Для проведения уроков данного предмета используются практико-направленные методы обучения. Данный предмет повышает уровень социализации детей в обществе, заключается в узнавании наиболее распространенных слов или фраз, часто используемых в социуме.

Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для  общеобразовательного учреждения.

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения ОАОП для детей с ОВЗ. Цели организации внеурочной деятельности в классах для детей с ОВЗ: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательном учреждении, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно -тоздоровительное, общекультурное, социальное, духовно - нравственное, общеинтеллектуальное). Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации ОАОП для детей с ОВЗ определяет образовательное учреждение. Содержание занятий, предусмотренных для внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется в формах, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

Учебный план для детей с ограниченными возможностями здоровья

с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости)  1-4 классы

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Обязательная часть

Филология

Русский язык

5

5

5

5

5

5

5

5

Литературное чтение

5

5

5

5

5

5

4

4

Математика и информатика

Математика

4

4

5

5

5

5

5

5

Обществознание и естествознание

Окружающий мир (человек, природа, общество)

1

1

1

1

2

2

2

2

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

1

1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

1

1

1

Технология

Технология

1

1

1

1

1

1

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

3

3

3

3

Основы религиозных культур и светской этики

1

1

Итого

21

21

22

22

23

23

23

23

Обязательные занятия по выбору

Технология

1

1

1

1

3

3

Максимально допустимая недельная нагрузка

21

21

23

23

24

24

26

26

Коррекционная работа

Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия

2

2

2

2

2

2

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

2

2

2

2

2

Итого

23

23

27

27

28

28

30

30

 

Заключение

 Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Аргументы против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что дети-инвалиды получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их обучении возникают некоторые социальные сложности. Этим утверждениям довольно трудно найти какое-либо подкрепление.

 Но инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития.

 Можно выделить следующие преимущества инклюзии для обычных учащихся или одарённых детей:

• Для обычных или одарённых детей нахождение в классе детей с особенностями развития не является фактом, несущим угрозу или представляющим опасность для их успешного обучения.

• Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения в классе - несостоятельны. Время, которое на уроке уделяется детям с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель затратит на обычных учеников.

• Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы в классе. Некоторым детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии образования; например, использование информационных технологий очень часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с инвалидностью.

• Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ», могут быть использованы как для поддержки обучения не только детей с инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть использованы различными способами, например, для организации внеклассной активности, приглашения гостей для выступления в классе, обеспечения класса дополнительными техническими средствами обучения, которые могут использоваться всеми детьми, а не только детьми с инвалидностью.

• В инклюзивном классе обычные или одарённые дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы.

Необходимо также сказать, что существование инклюзивных школ позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на учениках с инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе и дружбе.

Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

  1. Используемая литература и интернет-источники

1.

Адаптированная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья МОУ «Истринская средняя общеобразовательная школа №3» на 2016-2017 учебный год.

2.

Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема /Коищенко И.В.

[Электронный ресурс: http:// cyberleninka.ru].

3.

Организация учебного процесса школьников с ограниченными возможностями здоровья: монография/сост.А.Ю.Чирво. – М.: Экон-информ, 2012.

4.

Создание специальных образовательных условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий: учебно-методическое пособие/ О.А.Савельева, Л.В.Кузьмина, О.Н.Бободжонова, Е.М.Жимаева, Л.А.Амирханова. – АСОУ, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"

Выступление "Необходимые  условия реализации ФГОС начального общего образования"...

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году

Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.                             ...

Подготовка к уроку в условиях реализации ФГОС начального общего образования

Работая по новым стандартам, возникла необходимость изменить подход к подготовке  урока. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностного подход определяет требования ...

"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».                             ...

Программно-методическое сопровождение образования детей с ЗПР при реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ

Программно-методическое сопровождение образования детей с ЗПР при реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ...