Методическая разработка классного часа в начальной школе «Конституция – Основной закон государства».
классный час (2 класс) на тему

Нургазизова Гузалия Рашатовна

Цель мероприятия - гражданско-патриотическое воспитание младших школьников.

 

 

Задачи: познакомить учащихся с Конституцией России;

объяснить основные обществоведческие понятия;

развивать познавательный интерес к своей Родине;

воспитывать уважительное отношение к символам своего государства;

воспитывать патриотические чувства;

формировать чувство гордости за свою страну.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klas_chas_konstitutsiya_rf.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Методическая разработка классного часа

в начальной школе

«Конституция – Основной закон государства».

                                      Нургазизова Гузалия Рашатовна,

         учитель начальных классов

        МБОУ «Озёрная СОШ»

                                      Высокогорского муниципального                                                                              

        района Республики Татарстан

Цель мероприятия - гражданско-патриотическое воспитание младших школьников.

Задачи: познакомить учащихся с Конституцией России;

объяснить основные обществоведческие понятия;

развивать познавательный интерес к своей Родине;

воспитывать уважительное отношение к символам своего государства;

воспитывать патриотические чувства;

формировать чувство гордости за свою страну.  

Оборудование:   оборудование для компьютерной презентации; Конституция России, книга Пчелова Е.В. «Государственные символы России – герб, флаг, гимн»

                                   Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Учитель:

- Сегодня мы  ещё раз поговорим о нашей Родине.

 

     3.Ученики читают стихотворение Сергея Васильева «Что мы

      Родиной зовём?»

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём.

Учитель:

- Как называется наша Родина? (Наша Родина – Россия).

Ученик читает стихотворение Сергея Васильева «Россия».

Россия…

Как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа-

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким слово Русь.

 4. Беседа.

Учитель:

- Почему к Москве у нас особое отношение?

(Москва – главный город нашей страны. Москва – столица России.)

Работа со словарём.

Учитель:

- Какие символы государства вы знаете?

- Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Слайд 17.

Учитель:

- Государственный флаг означает единство страны.

- Опишите российский флаг.

Ученик:

       -Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и декоративно-прикладном искусстве.

       Бело-синему флагу России уже более трёхсот лет.

Учитель:

-Давайте рассмотрим герб нашей страны. Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история.

- Что представляет собой Государственный герб России?

     1 ученик:

      - Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.

      Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

 2 ученик:

  - Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.

    В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства.

 3 ученик:

 - На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея.

       Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.

Учитель:

- Что вы можете рассказать о государственном гимне России?

1 ученик:   - У каждого государства есть свой государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, посвящённая родине. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны.

 2 ученик:

  -Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.

 3 ученик:

 -При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

 Слушается  гимн России.

Учитель:

- О государственных символах России вы можете прочитать в книге Пчелова Е.В. «Государственные символы России – герб, флаг, гимн» (Учащимся показывается книга.)

Учитель:

   - Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам – это отношение и к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

- Что такое Конституция?

Учитель:

- Конституция – это основной закон государства.

- В Конституции записаны основные правила, по которым мы живём.

В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

      - Какой праздник отмечается в нашей стране 12 декабря?

     (День Конституции. 12 декабря 1993 года была прията Конституция,

     по которой мы сейчас живём, Конституция Российской Федерации)

    (Учащимся показывается Конституция).

     Работа со словарём.

     Учитель:

     - Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём

     в России, а здесь написано Конституция Российской Федерации?

     - Наша страна называется Россия, но её полное название

      Российская Федерация.

     - А что значит слово  «федерация»?

    - Федерация – это договор, союз.

     Учитель:

- Наша страна называется Российской потому,  что большинство её населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русским на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои республики, свои национальные округа, но все они объединились в федерацию – союз равноправных народов нашей страны.

 - В нашей стране живут более 180 национальностей и народностей. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.

Об этом записано в Конституции.

- Прочитайте тезисы из Конституции.

Статья 19.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, национальности, происхождения.
  3. Мужчины и женщины имеют равные права.

Учитель:

-В Конституции правам и обязанностям  человека отведена целая глава, более 50 статей.

Работа со словарём.

-А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности?

(Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству).

     •        Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения (обязанность).

  • Установленные и охраняемые государством  нормы и правила об  отношениях людей в обществе (права).

Беседа.

Учитель:

-Давайте посмотрим,  о каких правах и обязанностях говорится в нашей  Конституции.

- Какими правами вы пользуетесь?

- Какие обязанности возлагаются на вас? На ваших родителей?

Права и свободы граждан

Обязанности граждан

Право на жизнь

Право на личную неприкосновенность

Право на свободное передвижение

Право на жилище и его неприкосновенность

Право на труд

Право на отдых

Право на образование

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Свобода мысли и слова

Свобода творчества

Свобода информации

Свобода совести, свобода вероисповеданий

Право на получение юридической помощи

Право на получение социальной помощи

Право избирать и быть избранным

Равенство прав и свобод

Обязанность защищать Родину

Обязанность соблюдать законы

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Обязанность платить налоги

Забота о детях,  их воспитание – равное право и обязанность родителей.

     Учитель:

    - Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод,

     а как немного обязанностей возлагает на нас Родина.

В нашей стране жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижать. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму.

Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание, но если при этом он несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Поэтому, прежде чем что-то сказать,  нужно хорошо подумать!

-Ребята, скажите, а кто является главой нашего государства? (Президент)

- Кто знает, как его зовут? ( ПУТИН В.В.)

(Показывается портрет президента)

- Какими полномочиями наделён президент?

Рассказ ученика:

      - Слово «президент» в переводе означает «сидящий впереди».

Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, издаёт указы и распоряжения, подписывает законы, ведёт международные переговоры, является Главнокомандующим нашей Армии.

       В Конституции записаны права и обязанности Президента.

5.Итог. Рефлексия.

Учитель:

-Наш разговор подходит к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, о правах и обязанностях граждан.

   

-Я  сейчас зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить. Правильные ответы будут появляться на экране

  • Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения (обязанность).
  • Установленные и охраняемые государством  нормы и правила об  отношениях людей в обществе (права).
  • До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?
  • Сколько лет исполняется в этом году принятию Конституции РФ? (20 лет)

-Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь.

Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живёте. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.

Ученик:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Использованная литература:

  1. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб.уни.изд-во, 2007.
  2. Классные часы: 2 класс/ Авт.-сост. Т.Н. Максимова. - М.:ВАКО, 2008.
  3. Гребёнкина А.К., Жокина Н.А. и др. Сценарии классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель»,2000.
  5. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: «ТИД» Русское слово – РС», 2002.
  6. Синова И.В. Герб, гимн, флаг России. – Издательский дом «Литера», 2006.
  7. Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  8. Павлова О.В. Тематические классные часы в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007.
  9. Ривина Е.К. Греб и флаг России. – М.6 АРКТИ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа в начальной школе «Конституция – Основной закон государства»

познакомить учащихся с Конституцией России;объяснить основные обществоведческие понятия;развивать познавательный интерес к своей Родине...

Классный час «Конституция – основной закон государства ».

Классный час «Конституция – основной закон государства »....

Классный час на тему: «Конституция – Основной закон государства»

Классный час - урок знаний на тему: «Конституция – Основной закон государства»...

Классный час «Конституция основной закон государства»

Классный час «Конституция основной закон государства» пройдет в рамках недели патриотического воспитания с 07-12 декабря. Закон направлен на воспитание школьников на основе социокуль...

Методическая разработка воспитательного мероприятия: «Конституция – основной закон государства»

Методическая разработка представляет собой конспект внеурочной деятельности во основным вопросам Конституции РФ,...

Классный час "Конституция – основной закон государства"

Знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями....