методический совет на конкурс "Учитель года"
статья на тему

Кобец Елена Анатольевна

Методический совет на тему: " Нестандартные формы работы на уроке и вовнеурочное время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_sovet.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года- 2018»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Кобец Е.А.,

Учитель начальных классов

МКОУ СОШ № 10

Левокумского муниципального района

Ставропольского края

1 слайд 

Учитель я! Моя задача - 
Решить вопрос и дать ответ, 
И детям посулить удачу, 
Познания раскрыть секрет. 
Вхожу я в класс, и сердце бьется; 
"Надеюсь, верю и люблю!" 
И эти три святые слова 
Душе ребенка отдаю. 
Учитель я! И званье это - 
Предназначение судьбы, 
Великий дар, сиянье света, 
Осуществление мечты!

          Здравствуйте уважаемые жюри, дорогие коллеги!

2 слайд

Разрешите представиться.

    Я, Кобец Елена Анатольевна, учитель начальных классов Владимировской средней школы.

Я часто задаю себе вопрос: почему я выбрала профессию учителя? Профессию, философией которой является одно – любовь к детям и стремление передать им частичку себя.

  С чего же начался мой учительский опыт? С первого урока? С первых шагов по школьным коридорам? Или немного раньше? Когда впервые начала задумываться о будущей профессии, о важности своего выбора? Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала - что моя жизнь будет связана с воспитанием детей. С теплотой в душе я вспоминаю мою первую учительницу, быть похожей на которую мне хотелось с первого дня в школе. Именно желание быть помощником и наставником детям стало определяющим. Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Учительский труд – это каждодневная работа со своими удачами и неудачами, победами и поражениями. И каждый день я для ребят:

 руководитель

 участник

 советник

 товарищ

 наблюдатель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

«Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время   »

   Сегодня хочу познакомить вас с обобщением опыта по теме: «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время».

   Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий.

   Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь, став учителем.

3 слайд  Моё педагогическое кредо:

 «Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового» (Д. Дидро)

4 слайд

   Актуальность темы: в последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.

  В связи с этим я поставила перед собой цель: 

 Эффективный подбор форм, методов обучения для активизации  познавательной  деятельности  младших  школьников.

5 слайд

  С 2011 года  мы работаем по новому стандарту, где в основе лежит системно - деятельностный  подход под девизом: «Дай мне сделать самому, и я научусь».

6 слайд

Из этого вытекают следующие задачи:

- формирование умения учиться;

- личностное развитие;

- общекультурное развитие;

- развитие познавательных интересов;

- формирование коммуникативной компетентности;

- повышение мотивации учащихся.

7 слайд

Моя педагогическая деятельность основана на следующих принципах:

· Принцип сознательности, самостоятельности, активности.

· Принцип индивидуального подхода к обучающимся.

· Принцип комплексного воздействия на обучающихся.

· Принцип диалога и сотрудничества учителя и ученика.

   Интересным может быть урок только тогда, когда учитель задействует межпредметные связи и предоставит запоминающиеся факты. Планируя занятие, важно правильно продумать его ход, не забыв о том, что надо повторить те знания, которые получили ребята в прошлом.  

   В этом плане интересными могут быть нестандартные уроки, которые позволят ребенку креативно мыслить, высказывать свое мнение, а также считаться с пожеланиями своих сверстников. Сегодня нестандартные формы уроков могут практиковать учителя различных предметов. Очень важно, чтобы каждое занятие, проведенное учителем, было не только интересным, но и познавательным.   Нестандартные уроки хорошо практиковать в классах с плохой успеваемостью. С помощью таких занятий можно существенно повысить уровень знаний. Импровизируя, учитель может обращать внимание на учеников с разным уровнем развития, предлагая им решать сложные задачи. Необходимо отметить, что нестандартные уроки в начальной школе могут привлечь внимание школьников и даже научить их усидчивости.

      Поэтому я начинаю искать способы «оживления» урока, стараюсь разнообразить формы обучения, вводить в учебный процесс нестандартные оригинальные приёмы. Это повышает интерес учащихся к усвоению учебного материала.  

       В основном, нетрадиционные формы уроков использую на уроках систематизации знаний и при обобщении. Считаю, что слишком часто их проводить не стоит, «праздника» не должно  быть много, т. к. дети привыкают к урокам- праздникам и у них теряется интерес к обычным рабочим урокам.   Какие же есть «плюсы»  при проведении нетрадиционных уроков?

Слайд 8

              «+»

-  активная учебно-познавательная деятельность;

-Способ «оживлённости»,  комфортности урока;

-коммуникация и сотрудничество;

-Соблюдается здоровьесберегающий режим;

 -Атмосфера творческого поиска, позитивного мироощущения.

9 слайд

  Нетрадиционные уроки занимают в начальной школе значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, т. к. по- прежнему одним из видов  деятельности у   детей являются игры.  

   Хотелось бы показать классификацию наиболее используемых мной форм нестандартных уроков.

   Остановимся на некоторых формах работы на уроке. Нетрадиционные уроки занимают в начальной школе значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, т. к. по- прежнему одним из видов

 10 слайд

          В моих классах стало традицией на уроках литературного чтения проводить 

обобщения по разделам, т. к. эти уроки скучны, если все время задавать вопросы и отвечать, но обобщать материал надо. Провожу викторины или КВН. В конце урока подводятся итоги.

11слайд

   В последнее время часто в своей работе использую метод проектов. Идея проекта, как правило, рождается у учителя, но ученика это проблема должна заинтересовать ничуть не меньше. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика.  Теперь уже в своей работе использую проектную работу систематически как на уроках, так и во внеурочное время.

Это проекты 1) «Моя семья», 2)«Национальные блюда» (изготовление блюд), 3) «Моя родословная», 4) «Мое село» , «Здоровое питание- основа процветания» и т.д.

12 слайд

   Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения не в условиях классного помещения, а, например, на природе, во время непосредственного восприятия учениками её предметов и явлений. Уроки – экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие  красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, забота о птицах - развешивание кормушек в зимнее время года влияют на развитие эстетических чувств и любовь к животным.

13 слайд

   Урок-сказка. Эти уроки обычно используют при обобщении и систематизации знаний учащихся. Как и в любой сказке, на моём уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки, я использую проблемный вопрос, необычную ситуацию, загадку, появление героя сказки в необычном костюме или изображение сказочного героя с пакетом заданий по теме урока, или посылка с предметами, относящимися теме урока. На этапе кульминации, т.е. развития сюжета, где идёт борьба добра и зла, я ввожу необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением.

14 слайд

   Идя в ногу с современностью, учителю уже мало иметь только педагогическую компетенцию, но и быть компетентным и в информационно - коммуникативных технологиях. Сегодня высокая информационная культура учителя рассматривается как необходимое условие профессиональной педагогической деятельности. Применение ИКТ демонстрирует ряд преимуществ: повышение активности и инициативности учащихся, положительной динамики мотивации у учащихся. Уже начиная с первого класса, провожу уроки, вводя элементы работы на компьютере или использую презентации для проведения различных работ. В более старших классах ребята сами пробуют создавать и защищать проекты с помощью презентаций.    Такие уроки удобны для учителя и в целях экономии времени, и в целях активизации учащихся.

15 слайд

   Развивая коммуникативные умения обучающихся я использую работу в парах. -   Ребята с 1 класса учатся спрашивать, выражать свою точку зрения, договариваться, сотрудничать.

16 слайд

 Считаю, что необязательно весь урок должен быть нетрадиционным, возможно «вкрапление» в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть и групповые формы работы.

  При использовании этой формы у ребёнка вырабатывается навык общения и сотрудничества со сверстниками, ученик не боится высказывать свои мысли, развивается навык самостоятельной работы. Ребятам очень нравится эта форма работы, но при работе группами нужно много времени, а нам её часто не хватает. Но нужно набраться терпения, т. к. дети привыкают к этой работе и они уже начинают работать быстрее.

      В традиционной форме обучения многие учащиеся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, мои ученики формируют   позитивное отношение к предмету, развиваются навыки командной работы, где выполняются принципы позитивной взаимосвязи, одновременного взаимодействия, индивидуальной ответственности и равного участия.   Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

17 слайд

     Все эти формы работы использую и во внеурочное время. Обучение продолжается через действие, игру.

Девиз внеурочных занятий: «Где детвора - там игра!».

18 слайд

   Так же стараюсь привлечь на внеурочные мероприятия родителей, близких. Такое мероприятие, как: « Мама, папа, я – спортивная семья», «Масленица», «Праздник бабушек и мам», «Здоровое питание – основа процветания.

19 слайд

   Подводя итоги, мне хотелось бы вновь вернуться к истокам отечественной педагогики.

 И вспомнить высказывание великого педагога-классика К.Д. Ушинского : «Сделать серьёзные занятия ребёнка увлекательными - вот задача первоначального обучения».

  На любом уроке, традиционном или нетрадиционном важно, чтобы процесс обучения учащихся был интересным и максимально гуманным для каждого ученика, помочь ученику обрести чувство собственного достоинства, достигнуть успеха в усвоении знаний.

Продолжать отдавать себя детям хочется, когда в тебе звучат слова выпускника: «Спасибо за обретенный мною смысл жизни».

   Есть притча о царе, который  мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный,  какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час — настоящий, тот,  который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, кто сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня — мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье.

   За эти годы я создала собственную систему взаимодействия с учащимися.

20 слайд

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация городского методического совета учителей начальной школы

Предлагаю одну их формы ведения документации ГМС учителей начальной школы: как вести базу данных на учителей города, план работы методического совета....

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

Методический совет "Формирование УУД"

Цикл мероприятий, позволяющие расширить педагогическую компетентность педагогов Методического обединения учителей начальных классов....

План работы методического совета

План работы методического совета учителей начальных классов на 2013-2014 учебный год...

Справка о выступление на методическом совете и на педагогическом совете

Тема: "Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя".Тема: "Создание комфортных психологических условий ...

Региональный Конкурс методических идей «Советы наставника» Номинация «Методические советы учителю при подготовке и проведению родительского собрания».

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – ...