Исследовательская работа "Изучение растительного и животного мира в лесах Покрово-Ситской территории Брейтовского района в зимний период"
материал на тему

Лебедева Людмила Николаевна

С помощью данного исследования мы попытались ответить на вопрос: есть ли жизнь в зимнем лесу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_rastitelnogo_i_zhivotnogo_mira_v_lesah_pokrovo.docx23.02 КБ
Office presentation icon zimniy_les.ppt1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Изучение растительного и животного мира в лесах Покрово - Ситской территории Брейтовского района в зимний период

Автор: Медведева Анастасия Юрьевна-ученица 3 класса МОУ Покрово-Ситской СОШ Брейтовского района.

Руководитель: Лебедева Людмила Николаевна - учитель начальных классов МОУ Покрово - Ситской СОШ Брейтовского района.

Оглавление:

Введение____________________________________________3                                                    

1. Исследование жизни растений в лесах
Покрово - Ситской территории Брейтовского района
в зимний период        4

2. Исследование жизни животных в лесах
Покрово - Ситской территории Брейтовского района
в зимний период                                                                                                                  5

З.Исследование помощи человека лесным животным
в зимний период в лесах Покрово - Ситской территории
Брейтовского района        6

4. Заключение______________________________________7

  1. Литература____________________________________________________________8

Введение

Леса называют «легкими нашей планеты». И не зря. Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа.

Лес-защитник водоёмов и почв, источник древесины.

Людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека.

А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес!

Важно и то, что от животных, на которых разрешена охота, люди получают мясо и ценный мех.

А как красив лес зимой! Все деревья стоят в снежном убранстве. На многих из них снежная бахрома. Кажется, что лес уснул до весны под пушистым снежным ковром. Так ли это?

Объект экологического исследования:

Леса Покрово-Ситской территории Брейтовского района в зимний период.

Предмет исследования:

Растительный  и  животный   мир  в  лесах  Покрово-Ситской  территории Брейтовского района зимой.

Цель работы:

Исследовать жизнь растений и животных в лесах Покрово-Ситской территории Брейтовского района в зимний период.

Задачи:

  1. Провести наблюдения за жизнью растений в лесу зимой.
  2. Провести наблюдения за жизнью животных в лесу зимой.
  3. Научиться распознавать следы лесных животных на снегу.
  4. Установить, какую помощь оказывает человек диким животным.
  5. Установить связи между растениями и животными леса зимой.
    8. Обобщить результаты исследования.

Оборудование:

компас, лупа, фотоаппарат, секатор, блокнот, ручка, фломастеры.

  1. Исследование жизни растений в лесах Покрово-Ситской территории Брейтовского района

Зима. Мы пришли в лес. В лесу очень тихо. Кажется, что мы попали в сонное царство. Можно подумать, что все лиственные деревья мертвы (слайд 3).

Методика исследования:

  1. Рассмотреть внешний вид лиственных деревьев.
  2. Рассмотреть при помощи лупы внешний вид почки берёзы, а также, что
    находится внутри почки.
  3. Рассмотреть внешний вид хвойных деревьев.
  4. Рассмотреть внешний вид шишек ели и кедра, а также, что находится
    внутри шишек.

Результаты исследования:

1.Лиственные деревья и  кустарники сбросили листву и стоят голые (слайд 4).

2. Почка берёзы снаружи покрыта плотными чешуйками. Внутри мы увидели маленькие зелёные листочки. Листочки сидят на крошечном стебельке, который тоже спрятан внутри почки (слайды 5,6).

 3.Хвойные деревья (ели, кедры и сосны) стоят зелёными (слайд 7).

 4. Шишки ели и кедра покрыты чешуйками, а под ними скрыты семена (слайд 8).

Семена кедровых шишек похожи на орешки (слайд 9).

Вывод:

Лиственные деревья живы, они отдыхают и готовятся к весне.

Весной из почек вырастут молодые стебли с листьями.

Шишки хвойных деревьев в конце зимы раскроют свои чешуйки, и семена

высыплются на землю. Весной многие из них прорастут.

2.Исследование жизни животных в лесах Покрово-Ситской территории Брейтовского района

В лесу мы нашли доказательства жизни животных.

На снегу обнаружили много следов (слайд 13). Кроме этого, мы услышали и увидели другие доказательства жизнедеятельности животных в лесу.

Методика исследования:

1.Произвести фотосъёмку следов животных.

2. С помощью книги Руковского Н. Н. «По следам лесных зверей»

определить, каким животным принадлежат данные следы.

З.Послушать звуки леса, постараться определить, кому они принадлежат.

4.Произвести фотосъёмку доказательств присутствия животных в лесу.

Результаты исследований:

а) Описание следов:

Животное

Следы животного

Заяц

Следы зайца похожи на овалы. Большие - это задние лапы, а поменьше - передние. Передвигается прыжками (слайд 14).

Лиса

Лисий след напоминает цепочку и похож на след не большой собаки. Отличается тем, что лиса держит лапу в комке, крепко сжимает пальцы (слайд 15).

Лось

След лося похож на след коровы, только крупнее размерами (слайд 16).

Птицы

Следы птиц похожи на маленькие метёлочки из трёх прутиков (слайд 17)

б) Звуки в лесу:

Звуки в лесу

Кому принадлежат

Карканье

Вороны

Стук по дереву

Дятел

Шелест осыпающегося  с  деревьев снега.

Белка

в) Признаки присутствия животных в лесу:

Признаки присутствия животных

Кому принадлежат

Мелкие кусочки коры, рассыпавшиеся около дерева, повреждённые   стволы   (слайд 21)

Дятел

Деревья и кустарники с повреждённой корой, обглоданные ветки (слайд 22).

Лоси, зайцы, кабаны

Расклёванные    шишки    на    снегу (слайд 23).

Дятлы, клесты, мыши, полёвки

Вывод:

В лесах Покрово - Ситской территории Брейтовского района зимой живут и ведут активный образ жизни разные животные: лоси, кабаны, лисы, зайцы, мыши, полёвки, белки, зимующие птицы.

З.Исследование помощи человека лесным животным в зимний период в лесах Покрово-Ситской территории Брейтовского района:

На нашей территории существует охотхозяйство "Медведь"(слайд28). Мы встретились с егерем охотхозяйства Лебедевым Владимиром Николаевичем.

Методика исследования:

1.Побеседовать с местным егерем Лебедевым Владимиром Николаевичем.

Результаты исследования:

Из беседы с Лебедевым Владимиром Николаевичем(слайд 29) мы узнали, что в лесах Покрово-Ситской территории существуют специально отведённые места для подкормки животных (слайд 30).

Их кормят регулярно, доставляя сюда сено, соль-лизунец для лосей, а для кабанов- кукурузу (слайд 31).

Вывод:

В лесах Покрово - Ситской территории Брейтовского района работают егеря, которые следят за порядком в лесах и подкармливают диких животных.

4.Заключение

Понаблюдав за жизнью растений и животных в лесу зимой, мы убедились, что лес-это дом для многих растений и животных. Зимой жизнь в лесу не останавливается, хотя кажется, что лес спит.

Многие животные ведут активный образ жизни. Об этом говорят доказательства, которые нам удалось обнаружить в лесу (следы животных на снегу, голоса птиц, повреждённые кора, ветки и шишки деревьев, звуки в лесу).

В зимнем лесу растения и животные тесно связаны между собой. Животные спасаются от холода среди ветвей, в дуплах деревьев. Растения обеспечивают животных пищей.

Некоторых животных подкармливают люди.

Практическая значимость работы:

1. В результате проведённого исследования я приобрела много полезных и интересных знаний о жизни растений и животных в лесах Покрово-Ситской территории Брейтовского района зимой. Эти знания я смогу применять на уроках «Окружающий мир».

Перспектива:

  1. Продолжить исследование растительного и животного мира в лесах
    Покрово-Ситской территории Брейтовского района в другие сезонные
    периоды (весна, лето, осень)
  2. Делиться   полученными   знаниями   со   своими   одноклассниками,
    привлекать их к исследовательской деятельности по данной теме.

5.Литература:

1. Руковский Н. Н. «По следам лесных зверей». Издательство «Лесная промышленность», 2005


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучение растительного и животного мира в лесах Покрово-Ситской территории Брейтовского района в зимний период Автор: Медведева Анастасия-ученица 3 класса МОУ Покрово-Ситской СОШ Брейтовского района Руководитель: Лебедева Людмила Николаевна- учитель начальных классов МОУ Покрово-Ситской СОШ Брейтовского района

Слайд 2

Цель работы: Исследовать жизнь растений и животных в лесах Покрово-Ситской территории Брейтовского района в зимний период Ответить на вопрос: Есть ли жизнь в зимнем лесу?

Слайд 3

1. Исследование жизни растений в лесах Покрово-Ситской территории Брейтовского района в зимний период

Слайд 4

Внешний вид лиственных деревьев

Слайд 5

Изучение почки берёзы

Слайд 6

Рисунок почки берёзы (в разрезе)

Слайд 7

Внешний вид хвойных деревьев

Слайд 8

Шишки хвойных деревьев

Слайд 9

Семена кедровых шишек

Слайд 10

Изучение травянистых растений

Слайд 11

Зелёные росточки травы под снежным покровом

Слайд 12

Вывод: Растения леса живы. Весной из почек лиственных деревьев вырастут молодые стебли с листьями. Шишки хвойных деревьев в конце зимы раскроют свои чешуйки, и семена высыплются на землю. Весной многие из них прорастут. Для многих травянистых растений характерен подснежный рост. Снег, как одеяло, укрывает их и не даёт им замёрзнуть.

Слайд 13

2. Исследование жизни животных в лесах Покрово-Ситской территории Брейтовского района в зимний период.

Слайд 14

Следы зайца

Слайд 15

Следы лисы

Слайд 16

Следы лося

Слайд 17

Следы птиц

Слайд 18

Звуки в лесу Карканье

Слайд 19

Звуки в лесу Стук по дереву

Слайд 20

Звуки в лесу Шелест осыпающегося с деревьев снега

Слайд 21

Признаки присутствия животных в лесу Мелкие кусочки коры, рассыпавшиеся около дерева Повреждённый ствол дерева

Слайд 22

Признаки присутствия животных в лесу Деревья и кустарники с повреждённой корой Обглоданные ветки деревьев

Слайд 23

Признаки присутствия животных в лесу Расклёванные шишки хвойных деревьев

Слайд 24

Вывод: В лесах Брейтовского района зимой живут и ведут активный образ жизни:

Слайд 25

Вывод: В лесах Брейтовского района зимой живут и ведут активный образ жизни:

Слайд 26

Вывод: В лесах Брейтовского района зимой живут и ведут активный образ жизни:

Слайд 27

3. Исследование помощи человека диким животным в лесах Покрово-Ситской территории Брейтовского района в зимний период

Слайд 28

Охотхозяйство «Медведь»

Слайд 29

Беседа с егерем клуба «Медведь» Лебедевым Владимиром Николаевичем

Слайд 30

Специально отведённое место в лесу для подкормки животных

Слайд 31

Егерь Лебедев Владимир Николаевич насыпает в кормушку кукурузу кабанам

Слайд 32

Заключение Лес-это дом для многих растений и животных. Зимой жизнь в лесу не останавливается, хотя кажется, что лес спит. В зимнем лесу растения и животные тесно связаны между собой. Животные спасаются от холода среди ветвей, в дуплах деревьев. Растения обеспечивают животных пищей. Некоторых животных подкармливают люди.

Слайд 33

Практическая значимость работы: Получено много полезных и интересных знаний о жизни растений и животных в лесах Покрово-Ситской территории Брейтовского района в зимний период Эти знания можно применять на уроках «Окружающий мир».

Слайд 34

Перспектива: Продолжить исследование растительного и животного мира в лесах Покрово-Ситской территории Брейтовского района в другие сезонные периоды (весна, лето, осень).

Слайд 35

Литература: 1. Руковский Н. Н. «По следам лесных зверей». Издательство «Лесная промышленность», 2005 2. Сладков Н. И. «В лес по загадки». Издательство «Детская литература», 2003 3. Атлас-определитель «От земли до неба», автор А.А.Плешаков. Москва, «Просвещение», 2008г.

Слайд 36

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Миграция животных на территории Кулундинского района

Данная исследовательская работа выполнена учащимся 3 А класса Нестеровым Сергеем, который в школьной олимпиаде по окружающему миру набрал 20 баллов из возможных 20....

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс по теме "Растительный и животный мир тропических лесов"

В презентации представлены фотографии и краткий информационный материал по теме урока ( программа  " Школа 2100")...

Кубановедение (3 класс) Тема: « Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем» (Игра « Поле чудес» )

               Кубановедение (3 класс)Тема: « Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем»           ...

Конспект урока по теме " Смешанные леса. Растительный и животный мир смешанного леса."

Данный урок разработан к учебнику "Окружающий мир 3 класс"   Н. Я Дмитриевой и А.Н. Казакова. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Эта методическая разработка  по - моему мнен...

Методическая разработка игры «Поле чудес» «Лес – наше богатство. Растительный и животный мир Шипова леса.»

В игровой форме идёт разговор о природе, о том,что «Лес – наше богатство», но оно нуждается в нашей помощи, в его сохранении....