Рабочие программы для 4 класса УМК "Гармония"
рабочая программа (4 класс) на тему

Некруцу Светлана Викторовна

Рабочие программы для 4 класса УМК "Гармония": русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изо, технология, музыка, ОСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочие программы 4 класс1.99 МБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Пояснительная записка

Программа «Природа и художник» по предмету  «Изобразительное  искусство» Копцевой Т.  А.,  Копцева В. П.,  Копцева Е. В. для  4  класса  начальной школы общеобразовательных  учреждений  соответствует требованиям  Федерального  государственного образовательного стандарта   начального общего  образования второго поколения, а также примерной программе по изобразительному искусству  для начальной школы.

Приоритетная цель начального художественного образования –  развитие культуры творческой личности школьника  – обусловлена уникальностью и значимостью  изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие  ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран  мира; формирование  ассоциативно-образного мышления и интуиции.

По сравнению с  другими  учебными  предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное  искусство направлено на  развитие  эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.

В результате изучения  изобразительного искусства  на  ступени начального общего  образования будут реализованы следующие  задачи:

– развитие  способности  видеть   проявление  художественной культуры  в реальной жизни: воспитание зрительской культуры  (способности «смотреть  и видеть»  – культуры  эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы,  народов, культур и религий;

– овладение  элементарной художественной грамотой  – азбукой изобразительного искусства, совершенствование  навыков индивидуальной творческой деятельности, умения

- сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах,  их  роли  в  жизни человека и  общества, формирование на  доступном возрасту  уровне  представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики,  скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального на- рода Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;

– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно,  композицию, ритм, объём  и как  средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами:  карандашом, фломастерами,  маркером,  ручка- ми, акварелью, гуашью, пластилином, углём, тушью, пастелью, цветной  бумагой и др.,  знакомство с языком изобразительно- го искусства.


Общая характеристика предмета

Программа по изобразительному искусству рассчитана на четыре года обучения. Система художественно- творческих  занятий имеет концентрический принцип по- строения.  Каждая новая ступень вбирает в себя   содержание предыдущих, раскрывая его  на  новом  уровне сложности.

4 класс – «Художник, природа и я».

Структурной особенностью программы является блочно - тематическое  планирование  содержания  занятий.   Содержание каждого  года основывается  на четырёх  блоках:  «Художник и  мир  природы»,  «Художник  и  мир   животных»,  «Художник и  мир  человека»,  «Художник и  мир  искусства».   Темы  внутри  каждого  блока  могут  быть  переставлены, педагог  сам  решает порядок их прохождения.

В   основе   реализации   программы  по   изобразительному искусству  лежит  системно-действенный подход, который предполагает  реализацию   определённых  методических  принципов.

Принцип  выбора индивидуальной  образовательной траектории  (личностно  ориентированное  обучение).  Личностная  самореализация человека в художественном образовании возможна  в  условиях  свободы выбора  элементов  творческой деятельности.  Образная цель  урока  предстаёт   как  проблема, на  решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом  проблемная ситуация на занятии способствует  вариативности  образовательного процесса. Каждый  ученик  ищет  свой  путь её  решения. Педагог  обеспечивает юного художника правом  выбора  темы  творческой  работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на  проблему, его аргументированные выводы  и самооценки, создавая таким  образом  условия для реализации творческих возможностей  школьника, помогает ему создать  особую  творческую среду, обязательную для успешной деятельности.

Ученик начальной школы способен создать  образовательный  продукт   и  получить образовательное приращение,  если он  овладел  основами творческой,  когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог  не только предоставляет детям свободу  выбора,  но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает  необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительного искусства. Чем  большую степень включения ребёнка в конструирование   собственного   образования   обеспечивает   педагог, тем полнее  оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника.

Для  реализации данного принципа учитель  должен  уметь, с  одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по  предмету, с другой  – допускать и  поддерживать  иные   смыслы  образования,  которые могут  быть  у  учащихся.  Обсуждение на  занятиях разных точек  зрения и позиций,  защита   альтернативных  творческих работ  на  одну  тему учат   толерантному  отношению   участников  образовательного  процесса  к  иным  позициям и  результатам, помогают  им понять  закон  многообразия путей   постижения  цели.   Кроме того,  одновременная  презентация  школьниками  разных  работ  по  одному и  тому  же  вопросу   создаёт  особую   образовательную   напряжённость,   побуждающую  присутствующих  к личному  самодвижению  и  эвристичеcкому поиску  решений, способствует постепенному переходу от обучения к самообразованию.

Выстраиванию личной траектории развития каждого  ученика способствуют:

– его самостоятельная работа  на занятии изобразительным искусством под руководством педагога  и дома  (работа по  собственному замыслу);

– работа  в паре,  в группе  или  выполнение коллективных работ  (например, коллективного панно «Весна»  или др.);

– участие в организации и проведении интегративных занятий (например, «Театр»,  «Танец»  и др.) и праздников искусств, участие  в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.);

– участие  в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества  (групповая или персональная, передвижная или  стационарная, одной картины или  рисунков всех работ  с одного  урока  и т. п.);

– участие в реализации серии художественных проектов (например, «Подарок»: «Школьник – школе», «Школьник – детскому  саду»,  «Школьник – студенту» и т. п.).  Такая работа  может включать оформление альбомов, книг, открыток, создание коллективного панно, тематических выставок, а в 3–4 классах – выполнение  презентаций  (например,  «Портрет», «Автопортрет», «Образ мамы», «Будущая  профессия», «Пассажирский транспорт», «Древо  жизни» и т. п.);  участвуя  в проекте «Украсим  стены   школы», учащиеся при  поддержке   взрослых   придумывают  и  реализуют планы  оформления  своего  образовательного   учреждения  (например,  создают   серии  коллективных  панно:  «Времена года»,   «Культуры   мира»,   «День-ночь» или др.).

Все эти формы организации художественно-творческой деятельности учеников  начальных классов  способствуют взаимопроникновению содержания урочной и внеурочной деятельности,  общего   и   дополнительного образования,   укрепляют связи  между  семьёй   и  школой, дошкольными  и  школьными учреждениями, обогащают межшкольные связи, помогают самоопределению  и  самореализации личности,  обеспечивают преемственность и перспективность обучения.

Принцип  продуктивности  обучения.  Главным ориентиром  личностно   ориентированного  обучения  становится  личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной  творческой деятельности.  С  образовательной точки   зрения это  означает воспитание человека, способного быть  творцом и наследником художественной культуры.

Продуктивное обучение ориентировано не столько  на  изучение известного, сколько на сотворение ребёнком чего-то нового.  Усвоение опыта  индивидуальной творческой  деятельности  невозможно  без  проживания роли  творца, первооткрывателя,  изобретателя  и  т. п.  Рисунок,  скульптура, конструкция и т. п.,  созданные в позиции «я – автор»,  а также  рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я – зритель  – критик – ценитель», являются теми продуктами         (результатами) образовательной         деятельности, которые  свидетельствуют об  особенностях  индивидуального развития ребёнка.

Принцип         природосообразности        обучения  предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий  развития изобразительного   творчества    и   индивидуальных  особенностей творческого  роста  каждого  ученика. Знание «типических» и  «особенных» качеств  и  характеристик  результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого  ребёнка и успешного развития одарённых детей.

Принцип  природосообразности предполагает отбор  содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для  младшего школьника. При  этом  учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности.

Любое положительное проявление творчества  юного художника (автора) находит   поддержку и  сопровождение педагога. Сопровождающее обучение  связано  с  ситуативной педагоги- кой, смысл  которой состоит в обеспечении образовательного движения ученику. Педагог  внимательно анализирует его возможности   и  особенности  складывающегося образовательного процесса для  того,  чтобы  действовать всякий раз исходя  из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения им своей образовательной траектории.

Принцип  культуросообразности  позволяет организовать педагогическую работу  с опорой на лучшие  достижения мирового и  отечественного  изобразительного искусства,  изучение которых станет  основой  формирования художественной культуры   школьника.  Приобщение  к   культурно-историческому наследию  в  процессе организации  художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы,  участие в продуктивных видах  учебной деятельности будут способствовать   осознанному   уважению  и  принятию  традиций,  самобытных   культурных  ценностей,   форм   культурно- исторической,  социальной и  духовной жизни семьи, родного селения, края,  страны, позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры  и духовных  традиций многонациональной  России, умению адаптироваться   в поликультурной среде.

Принцип   диалогичности  основан    на   демократическом стиле  взаимоотношений учителя  и ученика. Образовательный процесс  рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная  на  создание творческого  продукта.  Форма занятия изобразительным искусством представляет собой  гармоничное соответствие  частей  и  целого,   элементов и  структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может  иметь  различную форму: открытую (интеграционную) или  замкнутую (в рамках одного  искусства), может развиваться  как театрализованное действие, иметь  практическую направленность, проходить в форме игры  или  круглого стола и т. п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.

Учебный диалог  предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей  («я – художник», «я – зритель»,

«я – слушатель»,  «я – эксперт», «я – экскурсовод» и т. п.) способствует   выработке  необходимых  умений  и  навыков  «проживания»  и  «нахождения» в  искусстве. Многопозиционность формирует опыт  эстетического отношения к миру.  М. Бахтин писал, что для художника нет безгласных вещей, мир художника – это всегда «выразительное и говорящее бытие».  Создание ситуации творческого общения, созерцания и созидания «говорящего бытия» – важнейшие условия урока, организованного на принципе  диалогичности. Создание атмосферы «неравнодушного», заинтересованного освоения  искусства  через искусство, в  формах  искусства   и  средствами  искусства   – это  формула положительного эмоционального фона обучения.

Чтобы  организовать творческую деятельность младших школьников, учитель  использует диалог  как  образовательную ситуацию, цель которой – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников в направлении познания образовательных  объектов и решения связанных с ними проблем. Роль учителя в учебном диалоге – организационно-сопровождающая, так как  он обеспечивает личное  решение школьником созданного образовательного затруднения.

Эффективна         образовательная        ситуация,         когда         юному художнику в качестве  культурного аналога его продукта предоставляется возможность  знакомства не  с одним, а с несколькими  подобными  образцами  человеческого творчества. Возникает образовательная напряжённость – диалог  культур, в которой ребёнок-зритель-исследователь входит в многообразное  культурное пространство, обеспечивающее  динамику  его дальнейших образовательных процессов, что  помогает выработать  навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.

Место предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане  на  изучение изобразительного  искусства   в 4  классе   начальной  школы отводится 34 часа.

Урок   изобразительного  искусства   поддерживается разными  формами  внеурочной художественно-творческой деятельности школьников: вне  школы – посещение детских выставок  и   выставок профессиональных художников,  экскурсии в музеи;  в школе  – студии-мастерские по освоению  работы с разными художественными материалами, например с глиной, бумагой, песком, тканью и другими нетрадиционными  или  природными материалами, а также студии,  интегрирующие разные виды искусства: живопись, графику, музыку, литературу и театр и др. Их работа  создаёт  благоприятную творческую среду, способствует расширению представлений младших  школьников о выразительных  средствах   и  формах  изобразительного искусства, развитию познавательной активности учеников, их общению со сверстниками, учителями, родителями.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Переход к современному пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы решать назревшие задачи современности, привёл к необходимости отказа от признания того, что умения, навыки, приобретённые знания – основные итоги образования. Учитель и ученик призваны сотрудничать в выборе содержания и методов обучения. Их деятельность нацеливается на активное решение проблем с целью выработки определённых действий по созданию творческого продукта (произведения). Такой подход предполагает проживание ребёнком ситуации творца, первооткрывателя («я – автор», «я – зритель», «я – ценитель искусства»), способного мыслить креативно и находить индивидуально окрашенное решение и художественно-творческое воплощение проблемной ситуации.

Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки начального образования в области изобразительного искусства:

формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение истории и искусства каждого народа, анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процессе образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей

доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию. Создавая творческий продукт на «важные темы жизни», он сердцем переживает ситуацию «раненой птицы» или «брошенной собаки», «больной бабушки» или «раненого солдата» и т. п. Таким образом он обогащает душу опытом чувствований, так необходимых для формирования чуткой и заботливой личности;

– развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно-смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса;

– развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности – созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты своей деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу;

– развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несёт творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии, ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы и т. п. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.

Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает возможность саморазвития обучающихся, способствует развитию личностных, коммуникативных и предметных компетенций младших школьников.

Планируемые результаты

В  процессе  изучения  изобразительного искусства   на  ступени начального общего  образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное   отношение  к  окружающему  миру   (природе,  семье, Родине, людям,  животным);

в  познавательной  (когнитивной)  сфере   –   умение применять полученные знания в художественно- творческой  деятельности;

в   трудовой  сфере   – навыки  использования различных материалов для  работы в разных техниках (согласно программному материалу).

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства  проявятся в:

  • умении видеть проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, скульптура и др.);
  • участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников под руководством учителя.

Предметные         результаты        освоения         изобразительного искусства  в начальной школе  проявятся в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о постройках городов Золотого кольца России, о ведущих музеях России (ГМИИ им. А.С.Пушкина.) и художественных музеях своего региона и других стран мира(Лувр);

в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). 


Материальное оснащение учебного процесса

Реализация данной программы предусматривает использование  в педагогической практике  учебно-методического комплекта.

Учебные пособия для учащихся

  1. Копцева Т.  А.,  Копцев В.  П.,  Копцев Е.  В.  Изобразительное  искусство. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2013.

Электронно-программное обеспечение (при возможности):

  1. Интерактивный комплекс
  2. Электронные материалы для интерактивной доски, размещенные на сайте издательства: www.a21vek.ru

Для решения поставленных задач кабинет изобразительно- го искусства  необходимо оснастить соответствующим оборудованием:

– компьютером;

– проекционным аппаратом;

– магнитной доской. Дополнительные средства:

– интерактивная доска;

Печатные пособия

Федеральный  государственный образовательный стандарт общего  начального образования.

Примерная программа общего  начального образования по изобразительному искусству.

Программа  по изобразительному искусству  для  начальной школы «Художник и природа разных стран мира».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...