Формирование анализа состава предложения у детей с интеллектуальными нарушениями.
статья (1 класс) на тему

Нягина Елена Юрьевна

Формирование анализа состава предложения у детей с интеллектуальными нарушениями.

Нягина Елена Юрьевна, школа 432 Колпинского района г. Санкт-Петербург, учитель

 

         Для успешного овладения детьми с интеллектуальным недоразвитием навыками чтения и письма, необходимо вести планомерную работу по формированию анализа состава предложения. Большинство таких детей в первом классе не владеют такими понятиями, как «слово», «предложение». Не могут посчитать количество слов в предложении и составить предложения из заданных слов. Упражнения, которые предлагаются детям для выполнения, должны носить, преимущественно, игровой характер. Поскольку, формирование анализа состава предложения происходит более успешно, если у детей возникает устойчивый интерес к обучению.

 

           Многие из детей, после соответствующего вопроса учителя, не смогли привести примеры каких-нибудь слов. Поэтому, необходимо, прежде всего, ознакомить детей с понятием «слово». Для этого им сначала предлагается, осознать слова, как отдельные единицы, не связанные между собой в предложении.

Пример урока:

Волшебница пригласила Машеньку в свой сад.

Выставляется картинка «Сад».

Что увидела Машенька в саду? (Деревья, груши, яблоки, цветы.)

Вы назвали много предметов. Вы произнесли слова.

Всему название дано - И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что только видит глаз - Над нами и под нами И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

А. Шибаев

Волшебница приглашает Машеньку и нас в лес. Кого мы увидели в лесу? (Лису, белку, ежа.) Это все слова. Что вы увидели а лесу? (Ели, грибы, ягоды.) Вы сказали много ... (слов).

Далее можно использовать в работе следующие упражнения:

1.      Произнеси слово.

Наглядный материал: Мяч.

Учитель показывает мяч и спрашивает: «Что это?» Дети отвечают. Игрушку откладывают в сторону, детям предлагают повторить слово мяч отчетливо и достаточно громко:

«Вова, произнеси слово мяч громко. Повтори, Маша, Дима... (5—6 ответов.)

«Как хорошо, ясно вы произнесли слово мяч».

Педагог просит детей послушать интересные загадки-складки-добавлялки: «Я не буду договаривать одно слово, а вы догадайтесь, какое слово я не сказала. Слушайте внимательно: Наша Таня громко плачет, уронила в речку...» Дети подсказывают: «Мячик». Это слово четко произносят еще 4—5 детей. «Слушайте дальше: Зайку бросила хозяйка — под дождем остался ... («Зайка».) Уронили мишку на пол, оторвали мишке ...» Несколько ответов: «Лапу». «А теперь, дети, вы назовите какое- нибудь слово». Если дети затрудняются, учитель сам произносит четко, не торопясь, достаточно громко несколько слов: «Я припомнила такие слова: мама, кукла. Петрушка, шар, птичка, солнечный.. Лена, ты хочешь сказать какое-то слово?» Лена: «Мишка». Учитель одобряет ответ и опрашивает еще

5—7 человек. Затем перечисляет все услышанные слова и говорит: «Как много разных слов вы сегодня называли, произносили их громко».

2.     Вспомним разные слова.

Дети сидят за партами. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его рядом сидящему, как бы передать его, следующий говорит тоже одно слово, повернувшись к третьему ребенку. Так по очереди все дети должны произнести по одному слову. Нельзя повторять уже названные слова. Упражнение можно повторить дважды. Учитель следит за тем, чтобы все дети говорили разные слова, произносили их чисто, отчетливо и громко. Некоторым детям учитель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали, как оно звучит.

3.     Подскажи словечко.

Учитель читает детям стихотворение Е.Серовой:

Гладко, плавно лился стих.              Чтобы снова в добрый путь

Вдруг споткнулся и притих,            Стих потек, как речка,

Ждет он и вздыхает:                         Помоги ему чуть-чуть,

Слова не хватает!                              Подскажи словечко.

Потом предлагает детям подсказать подходящее по смыслу слово в конце каждого двустишия.        •

Я сегодня утром рано                                 Уронили мишку на пол»

Умывался из под .... ( крана )                    Оторвали мишке ....(лапу)

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался.... (зайка)

Учитель обращает внимание детей на то, что они подсказали много слов и все они звучат по-разному.

Я рубашку сшила мишке,                      У себя в саду Андрейка

Я сошью ему... (штанишки).                 Поливал цветы из ... (лейки).

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на... (машине).

4.     Какие бывают слова.

Учитель читает детям стихотворение М.Пляцковского «Какие бывают слова»: Есть сладкое слово - конфета,

Есть быстрое слово - ракета,

Есть кислое слово-лимон,

Есть слово с окошком - вагон,

Есть слово колючее - ежик,

Есть слово промокшее - дождик,

Есть слово упрямое - цель,

Есть слово колючее - ель,

Есть книжное слово - страница,

Есть слово лесное - синица,

Есть слово пушистое - снег,

Есть слово веселое - смех.

Учитель просит детей назвать:

«Сладкие слова» (мороженное, торт, пирожное, йогурт, конфета).

«Быстрые слова» (ракета, самолет, поезд).

«Колючие слова» (ежик, иголка, шило, гвоздь).

Таким образом, дети учатся осознанно употреблять термин «слово».

Дальше необходимо научить детей считать слова. Для этого учитель предлагает учащимся называть предметы постепенно им показываемые (мел, ключ, ручка). После этого учитель спрашивает: «Сколько предметов вы назвали?» (Три.) Значит сколько слов вы сказали? Повторите первое слово (указывает на мел), повторите второе слово (указывает на ключ), повторите третье слово (указывает на ручку). Сколько же всего слов вы назвали? (Три). Далее проводиться упражнение с подсчетом слов без показа предметов.

Для того чтобы еще более доступно объяснить детям, что же такое слово, нужно использовать предметные картинки, а также несколько цветных картонных полосок длинной 15 см (полоски должны быть одного цвета и размера). Ученикам предлагается узнать, что изображено на показываемых им картинках (каждое название обозначается картонной полоской, прикрепляемой под картинками).

Затем учитель говорит: «Я написала под каждой картинкой слово». Дети по вызову учителя «читают» слова. Затем все полоски, за исключением одной какой- либо, убираются.

Учитель: Что мы написали под картинкой?

Ученики: Мы написали слово.

Учитель: Скажем все вместе: слово.

Ученики: (говорят хором). Слово.

Учитель: Вспомните, какое слово мы написали?

' Ученики: (называют «подпись» под картинкой).

В заключение проводится тренировочное упражнение такого характера: учитель вызывает ученика и предлагает ему «написать» под какой-либо предметной картинкой слово. Ученик рассматривает картинку, придумывает слово- название и произносит его. Затем он прикрепляет полоску-слово под картинкой. Другой ученик по вызову учителя «читает» слово, т. е. водит указкой по полоске и произносит название изображенного на картинке предмета.

После таких подготовительных упражнений можно приступить к ознакомлению детей с понятием «предложение». Сначала детей надо познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом. Для этого предлагается следующий ряд упражнений:

1.   Где вы слышали эти слова?

Учитель предлагает детям отгадать, из какого стихотворения эти слова: плачет, наша громко, Таня. Дети говорят, что эти слова из стихотворения «Наша Таня» (А. Барто). Учитель еще два-три раза отчетливо произносит слова в том же порядке и просит уточнить, так ли они расположены в стихотворении. Дети говорят, что в стихотворении они произносятся иначе, что учитель «все перепутал», и предлагают такой порядок их следования: «Наша Таня громко плачет». «Да, именно так произносятся в стихотворении А. Л. Барто эти слова— подтверждает педагог.— Они произносятся друг за другом. Вначале мы слышим какое слово? («Наша».) Затем какое слово? («Таня».) Затем? («Громко».) И последнее слово? («Плачет».) Наша Таня громко плачет— слова идут друг за другом. Повторите эти слова друг за другом».

2.   Как надо произнести эти слова?

«Кто из вас, дети, отгадает, из какого стихотворения такие слова: хозяйка, бросила, зайку? (Дети говорят, что у А. Барто есть стихотворение «Зайка», слова оттуда.) А что я сказала не так? Как надо было произнести эти слова? Медленно произносите слова, по порядку, какое первое? («Зайку». Учитель рисует одну линию.) Какое слово следующее? («Бросила». Рисует еще одну линию-черточку.) Какое последнее после слова бросила? («Хозяйка», на доске появляется еще одна черта. Произнесение слова и его графическое изображение совпадают во времени. Детям предлагается не спеша повторить в логической последовательности строчки стихотворения, а учитель указкой одновременно проводит по линиям. Графический прием помогает детям наглядно представить, что слова в стихотворении следуют друг за другом.

Далее учитель показывает детям последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово.

Учитель заранее договаривается с двумя-тремя детьми о том, какие действия они

будут выполнять.

Угадайте, что делает Катя? (Катя собирает грибы.) Что делает Вова? (Вова собирает ягоды.) Сейчас все мы изобразим белочек. Что делает белка? (Белка грызет орешки.) Повторите хором. Аня, Сережа и Маша, подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Аня станет словом белка, Сережа — словом грызет, а Маша — словом орешки. Аня скажет свое слово и даст руку Сереже. Сережа даст руку Маше и произнесет слово грызет. Какое слово должна сказать Маша? (Орешки.) Что у нас с вами получилось? (Белка грызет орешки.) Что мы узнали о белке? (Белка грызет орешки.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: грызть, орехи, белка. Вы поймете, о чем я сказала? Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Белка грызет орешки.)

Вызывается другая группа детей.

Подружите слова лиса, догонять, заяц. Какое предложение можно составить из этих слов? (Лиса догоняет зайца.)

Повторяется игра «Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении. Какое первое слово? (Лиса.) Назовите второе слово. (Догоняет.)

Какое слово мы еще не назвали? (Зайца.) Сколько слов в предложении? (Дети считают количество детей). Сейчас слово лиса уйдет, остались слова догоняет, зайца. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет зайца.) «Живые Слова» — разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили ...(предложение). В предложении все слова...(дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Таким образом, дети учатся определять последовательность слов в предложении, а также устанавливать общее количество слов в предложении. Таким же способом учитель учит детей определять первое и последнее слово в предложении. Для этого ребенок, который изображает первое слово, поднимает руку, показывая, что он стоит в начале предложения. Можно здесь сказать детям, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. После последнего слова в предложении ставиться точка, которую тоже изображает ребенок, присевший на корточки. Кроме того, играя в игру «Живые слова» дети могут научиться увеличивать количество слов в предложении. Для этого учитель может внести в класс какую-нибудь игрушку, например, кошку. Потом начинает задавать вопросы детям: Кто это? (Кошка). Катя станет словом кошка. Кошка -  это слово или предложение?                                                                                                      

(Слово). Кошка что делает? (Спит). Вова станет словом спит. У нас получилось предложение: Кошка спит. Кошка как спит? (Крепко). Маша станет словом крепко. У нас получилось предложение: Кошка спит крепко. Кошка какая? (Пушистая). Андрей, ты будешь словом пушистая. У нас получилось предложение: Пушистая кошка крепко спит и т.д. Дети могут научиться определять место слов в предложении, какое по счету указанное слово, когда «живые слова» стоят в ряд, изображая предложение.

Для того чтобы облегчить детям понимание термина «предложение», можно предложить им составлять схемы предложений. Для этого на доске вывешивается

символ слова - короткая полоска. Учитель вспоминает с детьми, что они обозначали слова короткими полосками и приводит пример. Затем на доске выставляется символ предложения - длинная полоска с уголком. Учитель объясняет детям, что длинной полоской мы будем обозначать предложение, а уголок обозначает начало предложения (заглавную букву). Затем учитель работает над дифференцировкой понятий «слово» и «предложение». Он в разбивку называет слова и предложения, дети поднимают соответствующие полоски.

Потом учитель показывает короткую полоску с уголком и отмечает, что так обозначается слово, которое пишется с заглавной буквы, которое обычно стоит в начале предложения. Объясняет детям, что сейчас они будут составлять схему предложения. Предлагает детям придумать предложение со словом мальчик, например, Мальчик стоит. Дети повторяют это предложение по словам, а учитель выкладывает полоски, количество которых соответствует количеству слов в данном предложении. Учитель указывает на первую полоску, и говорит, что это первое слово в предложении. Какое это слово? (Мальчик). Почему я выбрала короткую полоску с уголком. (Мальчик- первое слово в предложении, пишется с заглавной буквы). Затем указывает на вторую полоску - это второе слово. Какое это слово? (Стоит). В конце предложения стоит точка. Учитель прикрепляет точку. Мы с вами «написали» предложение, давайте его «прочитаем». Дети хором повторяют предложение «Мальчик стоит», учитель водит указкой по схеме. Учитель говорит детям, что они только что записали словами предложение. Для того чтобы дети лучше усвоили материал, можно вызвать ещё одно ребенка к доске и составить схему другого предложения.

В итоге учитель спрашивает у детей, что мы изображаем длинной полоской (предложение), что означает короткая полоска (слово), что обозначает уголок (заглавную букву). В последствии, можно предложить детям самим придумывать предложения к данным схемам.

Последовательность проведения подобных упражнений заключается в том, что сначала для анализа берутся предложения из двух слов, затем из трех, а потом, может быть, и из четырех.

На закрепление умения анализировать состав предложения можно предложить детям следующие упражнения:

1.     Придумать предложение с определенным словом.

2.    Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.

3.     Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.

4.     Придумать предложение с определенным количеством слов.

5.     Использовать считалки. При ее проговаривании учитель следит, чтобы ребенок точно соотносил каждое слово считалки с одним ребенком (обращать внимание на то, что предлоги - это тоже отдельные слова).

                            Список литературы

1. И.С. Лопухина Логопедия. Звуки, буквы и слова. СПб.: Дельта, 1998.

2. Е.И.Тимонен Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2002.

3. Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.

4. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.

5. Е.В. Кузнецова И. А. Тихонова Ступеньки к школе – Москва Творческий Центр Сфера 1999.

6. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург АРД ЛТД 1998.

7. Л.Н. Смирнова Логопедия в детском саду – Москва. Мозаика-Синтез. Творческий Центр Сфера 2003

8. Е.В. Колесникова От слова к звуку ООО «Гном-Пресс» 1999.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование анализа состава предложения у детей с интеллектуальными нарушениями.

Нягина Елена Юрьевна, школа 432 Колпинского района г. Санкт-Петербург, учитель

         Для успешного овладения детьми с интеллектуальным недоразвитием навыками чтения и письма, необходимо вести планомерную работу по формированию анализа состава предложения. Большинство таких детей в первом классе не владеют такими понятиями, как «слово», «предложение». Не могут посчитать количество слов в предложении и составить предложения из заданных слов. Упражнения, которые предлагаются детям для выполнения, должны носить, преимущественно, игровой характер. Поскольку, формирование анализа состава предложения происходит более успешно, если у детей возникает устойчивый интерес к обучению.

           Многие из детей, после соответствующего вопроса учителя, не смогли привести примеры каких-нибудь слов. Поэтому, необходимо, прежде всего, ознакомить детей с понятием «слово». Для этого им сначала предлагается, осознать слова, как отдельные единицы, не связанные между собой в предложении.

Пример урока:

Волшебница пригласила Машеньку в свой сад.

Выставляется картинка «Сад».

Что увидела Машенька в саду? (Деревья, груши, яблоки, цветы.)

Вы назвали много предметов. Вы произнесли слова.

Всему название дано - И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что только видит глаз - Над нами и под нами И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

А. Шибаев

Волшебница приглашает Машеньку и нас в лес. Кого мы увидели в лесу? (Лису, белку, ежа.) Это все слова. Что вы увидели а лесу? (Ели, грибы, ягоды.) Вы сказали много ... (слов).

Далее можно использовать в работе следующие упражнения:

  1. Произнеси слово.

Наглядный материал: Мяч.

Учитель показывает мяч и спрашивает: «Что это?» Дети отвечают. Игрушку откладывают в сторону, детям предлагают повторить слово мяч отчетливо и достаточно громко:

«Вова, произнеси слово мяч громко. Повтори, Маша, Дима... (5—6 ответов.)

«Как хорошо, ясно вы произнесли слово мяч».

Педагог просит детей послушать интересные загадки-складки-добавлялки: «Я не буду договаривать одно слово, а вы догадайтесь, какое слово я не сказала. Слушайте внимательно: Наша Таня громко плачет, уронила в речку...» Дети подсказывают: «Мячик». Это слово четко произносят еще 4—5 детей. «Слушайте дальше: Зайку бросила хозяйка — под дождем остался ... («Зайка».) Уронили мишку на пол, оторвали мишке ...» Несколько ответов: «Лапу». «А теперь, дети, вы назовите какое- нибудь слово». Если дети затрудняются, учитель сам произносит четко, не торопясь, достаточно громко несколько слов: «Я припомнила такие слова: мама, кукла. Петрушка, шар, птичка, солнечный.. Лена, ты хочешь сказать какое-то слово?» Лена: «Мишка». Учитель одобряет ответ и опрашивает еще

5—7 человек. Затем перечисляет все услышанные слова и говорит: «Как много разных слов вы сегодня называли, произносили их громко».

  1. Вспомним разные слова.

Дети сидят за партами. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его рядом сидящему, как бы передать его, следующий говорит тоже одно слово, повернувшись к третьему ребенку. Так по очереди все дети должны произнести по одному слову. Нельзя повторять уже названные слова. Упражнение можно повторить дважды. Учитель следит за тем, чтобы все дети говорили разные слова, произносили их чисто, отчетливо и громко. Некоторым детям учитель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали, как оно звучит.

  1. Подскажи словечко.

Учитель читает детям стихотворение Е.Серовой:

Гладко, плавно лился стих.        Чтобы снова в добрый путь

Вдруг споткнулся и притих,            Стих потек, как речка,

Ждет он и вздыхает:        Помоги ему чуть-чуть,

Слова не хватает!        Подскажи словечко.

Потом предлагает детям подсказать подходящее по смыслу слово в конце каждого двустишия.        •

Я сегодня утром рано        Уронили мишку на пол»

Умывался из под .... ( крана )        Оторвали мишке ....(лапу)

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался.... (зайка)

Учитель обращает внимание детей на то, что они подсказали много слов и все они звучат по-разному.

Я рубашку сшила мишке,        У себя в саду Андрейка

Я сошью ему... (штанишки).        Поливал цветы из ... (лейки).

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на... (машине).

  1. Какие бывают слова.

Учитель читает детям стихотворение М.Пляцковского «Какие бывают слова»: Есть сладкое слово - конфета,

Есть быстрое слово - ракета,

Есть кислое слово-лимон,

Есть слово с окошком - вагон,

Есть слово колючее - ежик,

Есть слово промокшее - дождик,

Есть слово упрямое - цель,

Есть слово колючее - ель,

Есть книжное слово - страница,

Есть слово лесное - синица,

Есть слово пушистое - снег,

Есть слово веселое - смех.

Учитель просит детей назвать:

«Сладкие слова» (мороженное, торт, пирожное, йогурт, конфета).

«Быстрые слова» (ракета, самолет, поезд).

«Колючие слова» (ежик, иголка, шило, гвоздь).

Таким образом, дети учатся осознанно употреблять термин «слово».

Дальше необходимо научить детей считать слова. Для этого учитель предлагает учащимся называть предметы постепенно им показываемые (мел, ключ, ручка). После этого учитель спрашивает: «Сколько предметов вы назвали?» (Три.) Значит сколько слов вы сказали? Повторите первое слово (указывает на мел), повторите второе слово (указывает на ключ), повторите третье слово (указывает на ручку). Сколько же всего слов вы назвали? (Три). Далее проводиться упражнение с подсчетом слов без показа предметов.

Для того чтобы еще более доступно объяснить детям, что же такое слово, нужно использовать предметные картинки, а также несколько цветных картонных полосок длинной 15 см (полоски должны быть одного цвета и размера). Ученикам предлагается узнать, что изображено на показываемых им картинках (каждое название обозначается картонной полоской, прикрепляемой под картинками).

Затем учитель говорит: «Я написала под каждой картинкой слово». Дети по вызову учителя «читают» слова. Затем все полоски, за исключением одной какой- либо, убираются.

Учитель: Что мы написали под картинкой?

Ученики: Мы написали слово.

Учитель: Скажем все вместе: слово.

Ученики: (говорят хором). Слово.

Учитель: Вспомните, какое слово мы написали?

' Ученики: (называют «подпись» под картинкой).

В заключение проводится тренировочное упражнение такого характера: учитель вызывает ученика и предлагает ему «написать» под какой-либо предметной картинкой слово. Ученик рассматривает картинку, придумывает слово- название и произносит его. Затем он прикрепляет полоску-слово под картинкой. Другой ученик по вызову учителя «читает» слово, т. е. водит указкой по полоске и произносит название изображенного на картинке предмета.

После таких подготовительных упражнений можно приступить к ознакомлению детей с понятием «предложение». Сначала детей надо познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом. Для этого предлагается следующий ряд упражнений:

  1. Где вы слышали эти слова?

Учитель предлагает детям отгадать, из какого стихотворения эти слова: плачет, наша громко, Таня. Дети говорят, что эти слова из стихотворения «Наша Таня» (А. Барто). Учитель еще два-три раза отчетливо произносит слова в том же порядке и просит уточнить, так ли они расположены в стихотворении. Дети говорят, что в стихотворении они произносятся иначе, что учитель «все перепутал», и предлагают такой порядок их следования: «Наша Таня громко плачет». «Да, именно так произносятся в стихотворении А. Л. Барто эти слова— подтверждает педагог.— Они произносятся друг за другом. Вначале мы слышим какое слово? («Наша».) Затем какое слово? («Таня».) Затем? («Громко».) И последнее слово? («Плачет».) Наша Таня громко плачет— слова идут друг за другом. Повторите эти слова друг за другом».

  1. Как надо произнести эти слова?

«Кто из вас, дети, отгадает, из какого стихотворения такие слова: хозяйка, бросила, зайку? (Дети говорят, что у А. Барто есть стихотворение «Зайка», слова оттуда.) А что я сказала не так? Как надо было произнести эти слова? Медленно произносите слова, по порядку, какое первое? («Зайку». Учитель рисует одну линию.) Какое слово следующее? («Бросила». Рисует еще одну линию-черточку.) Какое последнее после слова бросила? («Хозяйка», на доске появляется еще одна черта. Произнесение слова и его графическое изображение совпадают во времени. Детям предлагается не спеша повторить в логической последовательности строчки стихотворения, а учитель указкой одновременно проводит по линиям. Графический прием помогает детям наглядно представить, что слова в стихотворении следуют друг за другом.

Далее учитель показывает детям последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово.

Учитель заранее договаривается с двумя-тремя детьми о том, какие действия они

будут выполнять.

Угадайте, что делает Катя? (Катя собирает грибы.) Что делает Вова? (Вова собирает ягоды.) Сейчас все мы изобразим белочек. Что делает белка? (Белка грызет орешки.) Повторите хором. Аня, Сережа и Маша, подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Аня станет словом белка, Сережа — словом грызет, а Маша — словом орешки. Аня скажет свое слово и даст руку Сереже. Сережа даст руку Маше и произнесет слово грызет. Какое слово должна сказать Маша? (Орешки.) Что у нас с вами получилось? (Белка грызет орешки.) Что мы узнали о белке? (Белка грызет орешки.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: грызть, орехи, белка. Вы поймете, о чем я сказала? Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Белка грызет орешки.)

Вызывается другая группа детей.

Подружите слова лиса, догонять, заяц. Какое предложение можно составить из этих слов? (Лиса догоняет зайца.)

Повторяется игра «Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении. Какое первое слово? (Лиса.) Назовите второе слово. (Догоняет.)

Какое слово мы еще не назвали? (Зайца.) Сколько слов в предложении? (Дети считают количество детей). Сейчас слово лиса уйдет, остались слова догоняет, зайца. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет зайца.) «Живые Слова» — разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили ...(предложение). В предложении все слова...(дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Таким образом, дети учатся определять последовательность слов в предложении, а также устанавливать общее количество слов в предложении. Таким же способом учитель учит детей определять первое и последнее слово в предложении. Для этого ребенок, который изображает первое слово, поднимает руку, показывая, что он стоит в начале предложения. Можно здесь сказать детям, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. После последнего слова в предложении ставиться точка, которую тоже изображает ребенок, присевший на корточки. Кроме того, играя в игру «Живые слова» дети могут научиться увеличивать количество слов в предложении. Для этого учитель может внести в класс какую-нибудь игрушку, например, кошку. Потом начинает задавать вопросы детям: Кто это? (Кошка). Катя станет словом кошка. Кошка -  это слово или предложение?              

(Слово). Кошка что делает? (Спит). Вова станет словом спит. У нас получилось предложение: Кошка спит. Кошка как спит? (Крепко). Маша станет словом крепко. У нас получилось предложение: Кошка спит крепко. Кошка какая? (Пушистая). Андрей, ты будешь словом пушистая. У нас получилось предложение: Пушистая кошка крепко спит и т.д. Дети могут научиться определять место слов в предложении, какое по счету указанное слово, когда «живые слова» стоят в ряд, изображая предложение.

Для того чтобы облегчить детям понимание термина «предложение», можно предложить им составлять схемы предложений. Для этого на доске вывешивается

символ слова - короткая полоска. Учитель вспоминает с детьми, что они обозначали слова короткими полосками и приводит пример. Затем на доске выставляется символ предложения - длинная полоска с уголком. Учитель объясняет детям, что длинной полоской мы будем обозначать предложение, а уголок обозначает начало предложения (заглавную букву). Затем учитель работает над дифференцировкой понятий «слово» и «предложение». Он в разбивку называет слова и предложения, дети поднимают соответствующие полоски.

Потом учитель показывает короткую полоску с уголком и отмечает, что так обозначается слово, которое пишется с заглавной буквы, которое обычно стоит в начале предложения. Объясняет детям, что сейчас они будут составлять схему предложения. Предлагает детям придумать предложение со словом мальчик, например, Мальчик стоит. Дети повторяют это предложение по словам, а учитель выкладывает полоски, количество которых соответствует количеству слов в данном предложении. Учитель указывает на первую полоску, и говорит, что это первое слово в предложении. Какое это слово? (Мальчик). Почему я выбрала короткую полоску с уголком. (Мальчик- первое слово в предложении, пишется с заглавной буквы). Затем указывает на вторую полоску - это второе слово. Какое это слово? (Стоит). В конце предложения стоит точка. Учитель прикрепляет точку. Мы с вами «написали» предложение, давайте его «прочитаем». Дети хором повторяют предложение «Мальчик стоит», учитель водит указкой по схеме. Учитель говорит детям, что они только что записали словами предложение. Для того чтобы дети лучше усвоили материал, можно вызвать ещё одно ребенка к доске и составить схему другого предложения.

В итоге учитель спрашивает у детей, что мы изображаем длинной полоской (предложение), что означает короткая полоска (слово), что обозначает уголок (заглавную букву). В последствии, можно предложить детям самим придумывать предложения к данным схемам.

Последовательность проведения подобных упражнений заключается в том, что сначала для анализа берутся предложения из двух слов, затем из трех, а потом, может быть, и из четырех.

На закрепление умения анализировать состав предложения можно предложить детям следующие упражнения:

  1. Придумать предложение с определенным словом.
  2. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.
  3. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
  4. Придумать предложение с определенным количеством слов.
  5. Использовать считалки. При ее проговаривании учитель следит, чтобы ребенок точно соотносил каждое слово считалки с одним ребенком (обращать внимание на то, что предлоги - это тоже отдельные слова).

                            Список литературы

1. И.С. Лопухина Логопедия. Звуки, буквы и слова. СПб.: Дельта, 1998.

2. Е.И.Тимонен Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2002.

3. Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.

4. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.

5. Е.В. Кузнецова И. А. Тихонова Ступеньки к школе – Москва Творческий Центр Сфера 1999.

6. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург АРД ЛТД 1998.

7. Л.Н. Смирнова Логопедия в детском саду – Москва. Мозаика-Синтез. Творческий Центр Сфера 2003

8. Е.В. Колесникова От слова к звуку ООО «Гном-Пресс» 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики у детей с интеллектуальными нарушениями

Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики, проходит в следующих направлениях:               Пальчиковая гимнастика (игры с пальцами...

Формирование социальной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями

Формирование социальной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями...

“Особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома”

В статье рассматриваются основные особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома....

Статья на тему "Особенности нарушения чтения и понимания прочитанных предложений у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Процесс формирования навыка чтения у умственно отсталых детей имеет определенные особенности. Умственно отсталый ребенок овладевает чтением значительно дольше, чем нормально развивающийся ребенок...

Статья: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности у детей с интеллектуальными нарушениями".

Снижение интеллектуальной деятельности является основной характеристикой детей с умственной отсталостью. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - особенности не...

Использование методов игротерапии в процессе формирования основ финансовой грамотности у детей с интеллектуальными нарушениями

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в коррекционной педагогике. Финансовая грамотность – это не только умение распределять деньги и ходить в магази...

Статья "Формирование графических навыков у детей с интеллектуальными нарушениями: проблемы и пути решения"

Статья "Формирование графических навыков у детей с интеллектуальными нарушениями: проблемы и пути решения"...