Организация работы, формы и методы с неблагополучными семьями в ГБОУ № 620 «РОСТОК».
учебно-методический материал по теме

Панова Анжела Михайловна

Организация работы с неблагополучными семьями, формы и методы, этапы работы. Причины неблагополучия. Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в своей работе. Алгоритм работы с неблагополучной семьей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы, формы и методы с неблагополучными семьями в ГБОУ № 620 «РОСТОК».

Панова Анжела Михайловна

"Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей –
это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери".

В.А.Сухомлинский

“Дети – это наше будущее! Оно должно быть хорошим
вооружением для борьбы за наши идеалы”.

Н.К.Крупская

Конституцией Российской Федерации установлено, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). На современном этапе развития общества резко возрастает роль укрепления и развития тесной связи во взаимодействии детского сада, школы, семьи и общественности.

Совместная работа в ГБОУ № 620 «РОСТОК» всего педагогического состава и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение.

Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общений и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, как и естественно возникающая трудовая деятельность – все это должно оказывать сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию ребенка.

В настоящее время, выявление семейного неблагополучия, социально опасного положения происходит поздно, когда семья уже переживают стадию хронического кризиса. Такие семьи обладают малым реабилитационным потенциалом, и помочь им восстановиться чрезвычайно трудно. Это обстоятельство приводит к росту числа вынужденных лишений родительских прав, несмотря на рост числа и объема услуг, оказываемых семье.

Причины неблагополучия:

1. Злоупотребление алкоголем, где чаще всего формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.

2. Конфликтные ситуации (открытые и скрытые).

3. Ориентация на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании и духовном развитии.

4. Начало периода распада неблагополучной семьи с переходом в неполный вид.

К семьям «Группа риска» относятся, семьи:

  • Недостаточная психолого – педагогическая грамотность родителей и семьи;
  • Жестокое обращение с ребенком;
  • Семьи алкоголиков (оба родителя);
  • Семьи в состоянии развода или после него;
  • Неполная семья;
  • Отчужденность родителей из – за занятости;
  • Полная семья, один родитель пьет;
  • Неполная семья, родитель алкоголик;
  • Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные;
  • Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется:

-         наглядная пропаганда,

-         посещение семей,

-         родительские собрания,

-         беседы и консультации,

-         конференции родителей,

-         анкетирование,

-         дни открытых дверей,

-         круглые столы,

-         организация клубов,

-         организация деловых игр.

В деятельности ГБОУ № 620 «Росток» определяются следующие этапы в работе с семьей:

1. Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).

2. Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в воспитании детей).

3. Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса).

4. Коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей, социально-педагогическая работа в семье).

 Уделять внимание нужно всем категориям семей. Это будет являться профилактикой, предупреждая переход благополучной семьи в неблагополучную. Каждую семью необходимо посещать не реже одного раза в год. Но  особое внимание необходимо уделять  неблагополучным семьям.

Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:

1. Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус).

2. Организация быта (тип жилья, санитарно-гигиенические условия, условия жизни ребенка в семье).

3. Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, профилактика, гигиена).

4. Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, рецидивы, психологическое благополучие).

5. Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь).

   6. Внутренние и внешние коммуникации семьи (открытость семьи, тип семьи, характер детско-родительских взаимоотношений, отношения между супругами).

Алгоритм работы  педагога с неблагополучной семьей.

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;

3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

7-й этап: составление карты семьи.

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия КДН и ЗП,  ОДН РОВД и т. д.);

9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той или иной категории.

Алгоритм

организации работы с  несовершеннолетними (семьей) группы риска в ГБОУ № 620 «РОСТОК»

 

Внутришкольный учет в ГБОУ № 620 «РОСТОК».

Внутришкольный контроль (ВШК) - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая  образовательным учреждением в отношении обучающихся и их семей на ранней стадии семейного неблагополучия и находящихся в социально опасном положении, которая направлена на:

        - обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

 -    выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении или группе риска по социальному сиротству;

        - оказание социально-психологической  и педагогической помощи несовершеннолетним (семьям) группы риска на ранней стадии семейного неблагополучия и находящихся в социально опасном положении; 

         - улучшение качества профилактической работы в целом, предупреждение попадания несовершеннолетнего (семьи) в социально опасное положение.

Система индивидуальных профилактических мероприятий (ВШК) в образовательном учреждении направлена на 2 целевые группы риска несовершеннолетних в зависимости от показателей семейного неблагополучия:

Первая целевая группа -  несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье на ранней стадии семейного неблагополучия;  

Вторая целевая группа - несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье, находящейся в социально опасном положении.

К несовершеннолетним, воспитывающимся в семьях на ранней стадии семейного неблагополучия, относятся несовершеннолетние, в семьях которых имеются неблагоприятные условия для жизни и развития ребенка, существует дезадаптация ребенка в семье: показатели невосприятия ребенком форм воспитания, негативные детско-родительские отношения.

Основные усилия по оказанию социально-педагогической, коррекционно-восстановительной помощи детям (семье) предпринимает школа, родительская общественность.

 К несовершеннолетним, воспитывающимся в семьях, находящихся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, в семьях которых сложились опасные для жизни и развития ребенка условия, превалирует негативное влияние родителей (одного из них) на поведение несовершеннолетнего, существует дезадаптация ребенка в семье, имеют место соответствующие показатели семейного неблагополучия.

Усилия по оказанию социально-педагогической, коррекционно-восстановительной помощи носят  межведомственный характер. Специалисты системы образования  играют роль координаторов межведомственного взаимодействия, являются источником оперативного информирования муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав о фактах ненадлежащего исполнения организациями и ведомствами мероприятий, принятых КДН и ЗП, индивидуальных планов оказания комплексной помощи ребенку (семье).

Этапы организации деятельности.

Раннее выявление семейного неблагополучия.

В выявлении семей группы риска задействованы  специалисты всех органов и  учреждений системы профилактики:

- образования;

- социальной защиты;

- ОВД РУВД;

- отделов по делам молодежи муниципальных органов местного самоуправления;

- культуры и спорта и др.

Специалисты вышеназванных субъектов системы профилактики являются непосредственными участниками своевременного обмена информацией с вышестоящим, соответствующим своему профилю, управлением, отделом, комитетом. Информирование производится  в случае выявления семейного неблагополучия. 

            ГБОУ № 620 «РОСТОК»  выявляют несовершеннолетних, воспитывающихся в семьях  на ранней стадии семейного неблагополучия, и находящихся в социально опасном положении, на основании:

- сбора первичной информации о несовершеннолетнем и его семье;

        - организации выходов в адрес социальным педагогом и инспектором ОДН, опекой с целью выявления несовершеннолетних детей, подлежащих обучению, определения условий, в которых они проживают, показателей семейного неблагополучия;

            - изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;

      - анализа и учета всех факторов семейного неблагополучия, обращений близких родственников, соседей, других граждан, специалистов субъектов системы профилактики;

        - своевременной работы с субъектами профилактики.

        Сбор первичной информации (получение общих сведений о членах семьи, сведений о фактах детско–семейного неблагополучия, комиссионное обследование материального обеспечения и жилищно-бытовых условий) фиксируется классным руководителем, социальным педагогом в:

- «Акте обследования жилищных условий  семьи»;

- «Дневнике психолого-педагогических наблюдений».

Диагностика

Собранная объективная информация о несовершеннолетнем (семье) дополняется результатами психодиагностики (опросы, беседы, анкетирование, тесты, проективные методики и т.д.), которая позволяет определить целевую группу ребенка (семьи) в зависимости от сложности проблем:

-  несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье на ранней стадии семейного неблагополучия;  

- несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье, находящейся в социально опасном положении.

Все  данные несовершеннолетние (семьи), подлежат учету в ГБОУ № 620 «РОСТОК».

Постановка ребенка (семьи) на внутришкольный контроль

Результаты всестороннего анализа положения ребенка в семье, определение уровня сложности проблем дают основание для следующих действий

  1. Подготовка классным руководителем, социальным педагогом «Представления»
  2. Организация и проведение профилактической работы в ГБОУ № 620 «РОСТОК» Совета профилактики
  3. Принятие протокольного решения о постановки несовершеннолетнего (семьи) на внутришкольный учет.
  4. Определение технологий коррекционно-восстановительной работы с несовершеннолетним (семьей) в ГБОУ № 620 «РОСТОК»
  5. Составление индивидуального плана сопровождения (ИПС)
  6. Классный руководитель (социальный педагог) представляет  Совету профилактики разработанный индивидуальный план  сопровождения (ИПС) с обучающимся (его семьей), который утверждается директором ГБОУ № 620 «РОСТОК»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации работы классного руководителя с социально неблагополучными семьями

Одно из направлений деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в пер...

План работы классного руководителя с социально неблагополучной семьей.

План работы классного  руководителя с социально неблагополучной семьей...

"Формы и методы работы с детьми из социально неблагополучных семей"

  В последние годы в стране отмечается рост неблагополучных семей, в которых дети оказываются брошенными на произвол судьбы. Профилактическая  работа с семьей  – важная составляю...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

формы и методы работы с детьми из социально неблагополучных семей

Семья в современных условиях жизни не всегда может выйти из трудных жизненных ситуаций. она нуждается в помощи со стороны и поддержке....

Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов

Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...