Развитие фонематического слуха через систему игровых упражнений
статья на тему

Некруцу Светлана Викторовна

Развитие фонематического слуха через систему игровых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nekrutsu_s.v.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Некруцу Светлана Викторовна

учитель начальных классов МБОУ «Каратузская СОШ»

Развитие фонематического слуха через систему игровых упражнений.

В самый ранний период своего детства ребенок в состоянии произнести великое множество различных звуков; и таких, которые встречаются в любом из европейских языков, и в языках Африки, Австралии, Японии и Китая. Но, слушая преимущественно речь своих родителей, домашних, близких, ребенок совершает во множестве сначала подражательные, потом произвольные движения, связанные с напряжением различных мельчайших мышц, участвующих в образовании и распознавании звуков родного языка, запоминает и тренирует механизм звукопроизнесения и слухоразличения. А при обучении чтению к речевым двигательным и слуховым анализаторам подключается и зрение. Все это вместе взятое ведет к развитию фонематического слуха, т.е. «особой способности, от которой зависит развитие речи ребенка, усвоение им родного языка» [1]. Фонематический слух развивается и совершенствуется при активности, тренировке речевых кинестезий (движений), которые, как показали исследования выдающегося русского психолога профессора Н. И. Жинкина, «поступают не только от органов речи, но и от множества мышц, не выполняющих собственно речевых движений» [2].

Итак, выделим аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух:

  1.  Нарушение фонематического слуха влияет на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции [6;8].
  2. Развитый фонематический слух необходим для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию называют фонематической) [10;11].
  3. Слабо развитый фонематический слух вызывает трудности при овладении чтением [6;13].
  4. Без сформированности фонематического слуха невозможно овладеть операциями звукового анализа и синтеза [9].
  5. Развитый фонематический слух положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов [11].
  6. Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте [5; 8].

Из вышесказанного можно сделать вывод: ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.

Обозначив значимость фонематического слуха, остановимся на его определении.

Иванова С.Ф. трактует фонематический слух так: «Способность различать и воспринимать все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка» [4].

Освоение языка очень сложный и длительный процесс,  в ходе которого ребенок делает множество ошибок. Наблюдения показывают, что фонетика — один из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке не только учениками, но и студентами педагогических вузов

Кулюкина Т.В. и Шестакова Н.А. в своей статье «Фонетической ошибке нет!» выделяются следующие типы фонетических ошибок:

1) смешение понятий «буква» и «звук»;

2) неумение правильно вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе;

3) неправильное определение ударного слога;

4) неверное деление слова на слоги [7].

Приведем сравнительную таблицу ошибок, возникающих из-за несформированности фонематического слуха:

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 

Левина Р.Е. [8]

Семенкова Т.В. [10]:

Жовницкая О.Н. [3]

  1. Смешение звуков:

а) звонких согласных с глухими (“блакала” – плакала, “крафин” – графин, “нака” – нога, “том” – дом, “ картовель ” – картофель;

б) свистящих согласных с шипящими (“чаши” – часы, “пирозное” – пирожное, “какели” – качели, “ждорово” – здорово, “ жолотистый ” – золотистый;

в) твердых согласных с мягкими (“потерала” – потеряла, “ягоди” – ягоды, “синая” – синяя);

г) сонорные: звук [р] на [л] и обратно (“лжи ” – ржи, “тли” – три), звук [м] на [н] и обратно (“ небель ” – мебель, “несок” – мешок), звук [й] на [л] (“таль” – чай), звуки [р] и [л] на [й] (“бойно” – больно);

д) аффрикат [ ц, ч ] с составляющими их звуками [ т + с, т + ш] (“вселился” – вцепился, “светы” – цветы, “ птичы ” – птицы , “ чветы ” – цветы); [с] и [ з] со звуками [т] и [ д ] (“кратит” – красит, “кординка” – корзинка)

2. Перестановка и включение отдельных звуков (“наушинки” – наушники, “каторная” – картонная, “ нулжа ” – лужа);

3. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных (“днь” –день, “межу” – между, “латочка” – ласточка, “оманул” – обманул)

4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (“метает” – подметает, “сматривает” – подсматривает, “дети  учат (учатся)   в  школе”,  “ дожке ” – дорожке,

“ тишинына ” – тишина)

  1. двойная замена (звонких - глухими, шипящих - свистящими) “зляпка” – шляпка;
  2. расщепление звуков: нарушения типа “абискво” – яблоко, замена сложных простыми (“патица” – прячется);
  3. замена звука [з] на [д]: “данка” – занка;
  4. замена звука [с] на [т]: “табака” – собака.

  1. замена гласных в ударном положении (задача — «задоча»);
  2. замена йотированных гласных (идёт — «идют», посёлок — «посялок»);
  3. обозначение твердости — мягкости согласных на письме гласными (кругом - «крюгом», люди — «луди»);
  4. раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу — «полицу», столбам — «с толбом»)
  5. недописывание  слов  (мышка-«мышк»);
  6. замена слов, искажение слов (мишка — «книжка», лепечут — «требпечут»);
  7. обозначение мягкости при помощи ь (васильки — «василки», большие — «болшие»);

Ошибки при чтении

  1. Пропуск букв, слогов, предлогов;
  2. Замена и перестановка букв, слогов;
  3. «Застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
  4. Недочитывание окончаний слов;
  5. Искажение слов;
  6. Добавление лишних букв, слогов и даже слов;
  7. «Угадывание» слов.

Учитывая важность фонематического слуха, можно рекомендовать включать в уроки русского языка упражнения по развитию фонематического слуха, тем более, что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звуки и буквы, производить звукобуквенный анализ слов и т.д. Думается, что это позволит значительно сократить количество вышеперечисленных ошибок, а в некоторых случаях и полностью предотвратить их появление.

1. Упражнения, направленные на развитие неречевого слуха.

Цель: развивать неречевой слух учащихся на материале дидактических игр.

1. Чудо-звуки.

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки, – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте – это опоры вашего малыша в жизни.

2. Угадай, что звучало.

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

3. Шумящие коробочки.

Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

4. Где позвонили – определяем направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

5. Создаем мелодию.

Вступите в диалог с ребенком на инструментах – чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику». Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку.

6. Громко-тихо.

Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

7. Камертон.

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

2. Упражнения, направленные на тренировку артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания.

Цель: тренировать артикуляционный аппарат и вырабатывать правильное дыхание, что способствует освоению и осознанию отдельных признаков фонем.

1. Чистоговорки :

Ло-ол-ор-у Ромы топор.

Ло-ло-ро-у меня перо.

Ал-ал-ар-в бане пар.

Ла-ал-ал-темный подвал.

Ли-ри-ли-купили сухари.

Ри-ли-ли-улицу мели.

Ле-ре-ре-метель в декабре.

Ер-ре-ле-катались на осле.

2. Игра «Сказочники».

Учитель предлагает двум ученикам роль сказочников, которые должны прочитать по строчке сказку «Курочка Ряба» так, чтобы учащиеся, не видя их, узнали читавшего по голосу.

1-й уч ник. Жили-были дед да баба,

2-и ученик. У них была курочка Ряба.

1-й ученик. Снесла курочка яичко:

2-й ученик. Пестро, востро, костяно, мудрено.

1-й ученик. Посадила яичко в осиное дупелко,

2-й ученик. В угол под лавку.

1-й ученик. Мышка бежала, хвостиком вильнула,

2-й ученик. Яичко упало и разбилось. И т.д.

- Кто был в роли сказочников?

- Речь какого сказочника вам больше понравилась и почему?

3. Игра «Громко — тихо».

1-й вариант. Для игры необходима запись шума ветра. Учитель предлагает трем ученикам прочитать отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

Под шум ветра первый ученик читает с постепенным наращиванием темпа и диапазона громкости.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее.

Второй ученик читает под шум ветра, который с каждой строкой становится тише, с постепенным убыванием темпа и понижением диапазона громкости.

Постой, - <...>

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста.

2-й вариант. Прочитать отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» так, чтобы с каждой строкой поднималась высота звука.

                                        6. Сорочина в поле спешить...

                                5. Руку правую потешить,

                        4. Серых уток пострелять,

3. Выезжают погулять,

        2. Братья дружною толпою

1. Перед утренней зарею

Затем произнести каждую строку с понижением звука.

В работе над высотой звука постоянно следует помнить о правильном дыхании, ибо каждый новый тон звучания требует нового вдоха.

- Прочитайте этот отрывок так, как будто вы в огромном зале и вас должны все услышать.

3. Упражнения, направленные на аналитико – синтетическую работу со звуковым составом слова.

Цель: совершенствовать фонематический слух, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся.

1. «Эхо».

Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, ”На11о, monkey!” — ”Привет, обезьянка!”), кроме того, можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).

2. «Заколдованное слово».

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.

3. «Рыбалка» .

Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком [л]» (и другими).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

Количество играющих: один и более человек.

4. «Телевизор».

Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.

Например: месяц — спрятанное слово.

Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

Количество играющих: один и более человек.

5. «Собери цветок» .

Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

Количество играющих: 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

6. «Допиши словечко».

Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например:

Воробей взлетел повыше,

Видно всё с высокой        (крыши).

4. Упражнения, направленные на определение слоговой структуры слова.

Цель: совершенствовать фонематический слух, слоговой анализ и синтез.

1.Фонетические загадки .

МАМА или БАБУШКА?

Кто любил Красную Шапочку больше? В слове-отгадке 3 слога.

ЧЕРЁМУХА или КАШТАН?

Так звали докторов, которые лечили одинокого графа Вишенку. Кто из них вместо лекарства прописал Вишенке игры с друзьями? В имени доктора 2 слога.

ГУСЛИ или БАЛАЛАЙКА?

Какой музыкальный инструмент люди придумали раньше? В слове-отгадке ударный слог — третий.

БЕЛКА или БАРСУК?

Кто из них зимой впадает в спячку? В слове-отгадке ударный слог — второй.

БУРАТИНО и БАЗИЛИО.

Хитрый кот Базилио и глупенький деревянный мальчик Буратино, конечно, не друзья. И их имена тоже не дружат между собой. В слове Буратино ударный слог третий, а в слове Базилио — второй.

1.        Сделай слово Базилио другом слова Буратино: поставь в нем  ударение  на третий слог.

2.        Сделай слово Буратино другом слова Базилио: поставь в нем ударение на второй слог.

Какие смешные имена у тебя получились?

2. «Незнайка с кармашком» .

1 вариант

В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

2 вариант

В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.

3. «Найди ошибку» .

Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть.

4. «Речевое лото» .

Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.

5. Преобразовать слова.

а)        добавляя звук: рот — крот, мех — смех, осы — косы; луг -плуг;

б)        изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук

— суп — сух — сох — сор — сыр — сын — сон;

в)        Переставляя звуки: пила — липа, палка — лапка, кукла -кулак, волос — слово.

6. Какие слова можно составить из букв одного слова.

Например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира)?

7. Игра с кубиком.

Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

5. Упражнения, направленные на дифференцирование звуковых отношений.

Цель: совершенствовать фонематический слух, упражнять в дифференциации оппозиционных звуков.

1. Фонетические загадки .

НАЛИМ или СОМ?

У какой рыбы нет чешуи? В слове-отгадке все согласные звуки звонкие.

ПУФФ или БУФФ?

Как звали маленькую кудрявую собачонку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ или АЛЁША ПОПОВИЧ?

Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.

ТВИСТ или ВАЛЬС?

Что танцевала девочка Пеппи Длинныйчулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца есть буква, которая не обозначает звука, а лишь указывает на мягкость согласного, стоящего впереди.

ПУЛЬКА или ПОНЧИК?

Так зовут коротышек из        сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет и кашу из мармелада? В имени коротышки звуков меньше, чем букв.

ЛУНА или МАРС?

Самый правдивый человек на земле — барон Мюнхгаузен рассказывал о планете, на которой он побывал. Мухи там величиной с овец, а яблоки не меньше арбузов. Что это за планета? В слове-отгадке нет глухих согласных звуков.

МАМА, ПАПА или БАБУШКА?

Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове-отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки.

КРОЛИК или ПЯТАЧОК?

Кто из них гадал на ромашке: «Любит, не любит, плюнет, поцелует»? В имени-отгадке все согласные звуки глухие.

2. «Живая азбука».

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

3. «Путаница» .

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

4. «Рассели животных».

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.

5. «Цепочка слов».

На стол выкладывается картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, обозначающая предмет, название которого начинается с того звука, на который заканчивается предыдущее слово, и т.д.

6. «Собери букет».

Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую — со звуком [р]». (Розовая — [р], голубая — [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.

7. Лото «Читаем сами».

1 вариант

Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Учитель показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.

2 вариант

Детям раздаются карты. Учитель показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.

8. «Волшебный круг».

1 вариант

Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.

Например:

мишка — мышка                        удочка — уточка

мак — рак                                коза — коса

кит — кот                                трава — дрова

усы — уши                                кадушка — катушка

дом — дым

2 вариант

Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше — дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка.

6.Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха с использованием ЦОР.

1.Моя любимая азбука, 1 кл., Р.Н.Бунеев и др., ЗАО «1С».

1.Гласные звуки:

определить место гласных в слове «жук»;

определить место гласных в слове «радуга».

2. Твердые и мягкие согласные звуки:

слово «крот» и его схема;

слово «лебеди» и его схема;

составить схему слова «петух».

3. Гласный звук [о] и строчная буква «о»:

осы. Выделение звука из слова;

4.Согласные звуки [н] и [н ,]. Строчная буква «н»:

собери животных (отгадать загадку, собрать из частей отгадку-рисунок, (баран, олень)).

5.Согласные звуки [с] и [с ,]. Строчная буква «с»:

выделение звука [с] в словах;

звук [с ,] (составить предложение по схеме);

светлячок играет на скрипке (отгадать загадки).

6. Согласный звук [ш]. Строчная буква «ш»:

подбери гардероб (отобрать одежду, в названии которой есть буква «ш»);

собери слова (собрать из кубиков надписи к рисункам (кувшин, машина, уши));

шишки. Выделение слов с изученным звуком (в тексте).

7. Согласные звуки [д] и [д ,]. Строчная буква «д»:

парные согласные «д» и «т» (пруд, прут).

8. Согласные звуки [б] и [б ,]. Строчная буква «б»:

звуки [б] и [б ,] (выделение слов с изученными звуками).

9.Строчная буква «я» и ее звуки:

звуки [йа]. Буква «я» (выделение звуков [йа] в словах).

2. Русский язык (первые уроки), 1 кл., Р.Н.Бунеев и др., ЗАО «1С».

1.Повторим звуки и буквы:

определи место звука (распределить по домикам звонкий согласный, глухой согласный, гласный звук).

2. Повторим способы обозначения мягкости согласных на письме.

буквы и звуки (соотнести буквы и звуки)

3.Гарфилд первоклассникам. Чтение. Детям 7-9 лет. Изд-во ООО «Руссобит-Паблишинг» .

1. Твердый или мягкий (НЕВЕРНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЙ НА ДИСКЕ!)

Подобрать слова, в которых согласный звук твердый или мягкий.

Упражнение состоит из 24 заданий, можно перейти к следующему, не выполнив предыдущее.

2.Подбери-ка.

Соотнести:

соотнести картинку и звуковую оболочку;

соотнести картинку и слово (написанное);

соотнести звуковую оболочку и слово (написанное).

Упражнение имеет 3 уровня сложности.

3.Где звучит?

Определить положение звука  (начало, середина, конец) в названии картинки, слове.

Упражнение состоит из 11 заданий.

4.Загадки – рифмы.

Отгадать загадки (отгадка-рифма).

Упражнение состоит из 11 заданий.

5.Слова-рифмы.

Соотнести рисунок с изображением предмета со словом, которое рифмуется с названием предмета на одной из картинок.

Упражнение состоит из 15 заданий.

  1. Горецкий В.Г.О возможных вариантах обучения грамоте. Начальная школа, 2000, №7, с.35-45.
  2. Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М., 1958
  3. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников. Начальная школа, 2001, №11, с.41-46.
  4. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи.,М.,1970.
  5. Каше Г.А. Подготовка детей с недоразвитием речи., М., 1985
  6. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности при обучении чтению. М.: Ось-89
  7. Кулюкина Т.В.,Шестакова Н.А. Фонетической ошибке нет! Начальная школа, 2002, №4, с.45-50.
  8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., Просвещение, 1974
  9. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. М.,2002.
  10. Семенкова Т.В. Формирование фонематического слуха - залог успешной коррекции звукопроизношения. http://festival.1september.ru
  11. Ткаченко Т.А В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
  12. Фролова И.А. Фонетический разбор и развитие речевого слуха учащихся. Русский язык в школе. – 1980. №5, с.23-30.
  13. Эльконин Д. Б. Как учить детей читать.— М., 1976.

Некруцу Светлана Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Каратузская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями  и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...

Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...

Система упражнений по развитию фонематического слуха

Даны виды упражнений для работы в начальной школе на этапе словарной работы по русскому языку...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Предлагаю вниманию родителей игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи...

Методическая разработка "Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте"

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...

Выступление на тему: «Формирование слоговой структуры слова у детей с I-II уровнем речевого развития через систему игровых упражнений»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка...