Доклад" Патриотическое воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности"
статья на тему

Куржева Марина Юрьевна

Доклад освещает работу учителя по патриотическому воспитанию по ФГОС.Важно воспитывать детей патриотами своей Родины в урочное и внеурочное время.Создание проектов,участие в различных видах деятельности по патриотическому воспитанию необходимо в младшем школьном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

 Патриотическое воспитание  младших школьников через урочную и внеурочную деятельность

                                                     М. Ю. Куржева,

                                                     учитель начальных классов,

                                                     МБОУ СОШ №9 Красногвардейского района

                               

                                         «Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное;

                                       это – и любовь к своему городу, к своей местности,

                                       к памятникам ее культуры, гордость своей историей».

                                                                                                            Д.С. Лихачёв

     Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к    процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования.

      Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.                                                                                        

      Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности.

Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных ориентиров собственной жизни.

    Поэтому  вопрос о повышении уровня патриотического воспитания актуален. Необходимо воспитывать уже с младшего школьного возраста:

 - доброту;

 - ответственность;

 - чувство собственного достоинства;

 - гражданственность;

 -гордость за свою страну;

 -уважительное отношение к истории России.

   Сегодня в МБОУ СОШ№9 аула Уляп есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Внеурочная деятельность имеет целый ряд направлений. Я выбрала гражданско-патриотическое направление и разработала программу внеурочной деятельности «Мой адрес-Уляп».

Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма(воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории страны,республики).

 Задачи:

-Изучение природы, истории и культуры Отечества, родной республики, родного аула.

-Формирование ведущих интегративных качеств личности.

-Воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям.

-Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры народа, сохранения традиции.

Сроки реализации программы-4 года

Содержание деятельности:

Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.

Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).

Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)

Моя Родина - Россия. Мой дом-аул Уляп.(расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей “малой” родине – аулу Уляп).

Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей

родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим

народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему

Отечеству).

Система патриотического воспитания во внеурочной деятельности включает в себя :

1.Ознакомление детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры в процессе бесед, экскурсионной деятельности, заочных путешествий по историческим местам и культурным памятникам России,Адыгеи,родного аула.

       В программу «Мой адрес-Уляп» включены классные часы,беседы, встречи с ветеранами войны и труда,возложение цветов к памятникам исторического прошлого.

Мы все помним и чтим заслуги ветеранов войны. Ежегодно силами наших детей и родителей готовим подарки ветеранам, учим стихи и песни, разучиваем танцы,чтобы их порадовать. Трепетное отношение к истории нашей страны и людям, грудью защищавших нашу родину, поможет вырастить поколение настоящих патриотов.

   Каждый гражданин обязан  знать символы своего государства. Мы получаем первоначальные представления о символике России и Республики Адыгея, формируются основы политической грамотности, чувства ответственности и любви к  своей родной земле, её истории. Итогом этих занятий становится составление герба своей  семьи.

Широко использую региональный компонент во внеурочной деятельности школьников. Провожу такие занятия, как экскурсии, прогулки, знакомства с памятными местами, встречи с интересными людьми, уроки-путешествия, экологические викторины и т.д.
В классе имеется мини-музей,реализующий этнокультурные национально-региональные особенности.

2. Участие в общешкольных мероприятиях историко-патриотического содержания:конкурс патриотической песни,конкурс рисунков на асфальте «Я за мир»,акция «Спеши делать добро» и др.

3.Историко-культурное краеведение, раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры, природы, народных традиций малой Родины, приобщающее их к ценностям родного края.Знакомство с культурой других народов,населяющих республику.

Одним из интенсивных методов социальной практики является

проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во

внеурочной деятельности. В моей практике стали традиционными

 следующие проекты:

«В дружбе-сила», «Самое сладкое, самое нежное слово – мама…», «Мой

адрес-Уляп», «Мы правнуки твои, Победа! »

 Проект «В дружбе-сила» предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения воспитать из каждого ребёнка настоящего гражданина своего Отечества;научить учащихся уважать традиции и национальные особенности народов, которые  населяют республику Адыгею.Учащиеся знакомятся с национальными костюмами,танцами,песнями,обычаями других народов.

 Дети с большим удовольствием посещают занятия хореографического ансамбля «Беслиней»,где разучивают танцы народов Северного Кавказа. Образцовый хореографический ансамбль является лауреатом Всероссийских и Международных конкурсов: «Звёздочки Адыгеи», «Восходящая звезда», «Играй,танцуй и пой».

Активными участниками проекта «Самое сладкое, самое нежное слово – мама…» становятся и мамы и дети. И предлагаемый проект даёт возможность провести в интересной форме подготовку и проведение мероприятий, посвященных Дню Матери,Международному женскому дню.

Проектная работа «Мой адрес-Уляп».Цель проекта: показать ребенку, что родной аул славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками,лучшими людьми,знаменитыми археологическими раскопками.Реализуя этот проект,учащиеся узнают об истории образования аула, героических людях,участвовавших в войнах,,известных учёных,политических деятелей.На занятиях совершаются экскурсии к историческим памятникам,проводятся беседы,встречи с интересными людьми,готовятся презентации с домашними заготовками о жизни аула.Особенно интересны рассказы детей о своей родословной.С помощью родителей рисуют генеалогическое древо,готовят альбом «Моя родословная».

Проектная деятельность

«Мы правнуки твои, Победа! »

Реализация проекта «Мы правнуки твои Победа! » позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.

Основная идея проекта - это формирование у детей чувства патриотической сопричастности к своему роду, восстановление утраченных связей между поколениями. Мы хотели у детей сформировать патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. Воспитать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям.

Цель: Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны через различные виды деятельности. Продолжить формировать патриотические чувства у старших дошкольников, чувство гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Укрепить нравственно-патриотические чувства дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов.

Работая над проектами у детей появляется  возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

На педагогических сайтах размещаю методические разработки, презентации к урокам и внеклассным мероприятиям.

  2013год- участие в районной научно-практической учительской  конференции «Особенности  организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО и ООО».Доклад на тему «Реализация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО» (приказ УО №137 от 18.04.2013г.)

     2014 год-Целостное обобщение опыта  на районном методобъединении учителей начальных классов на тему « Патриотическое  воспитание младших школьников на уроках и внеурочное время » (приказ№346 от 13.11.2014г)

     2014 год-участие в республиканской научно-практической конференции на тему «Организация внеучебной деятельности школьников в    условиях реализации ФГОС нового поколения:опыт, проблемы,перспективы».

      Доклад на тему «Реализация ФГОС  в направлении патриотического

 воспитания младших школьников через внеурочную деятельность»

  Участвую в муниципальных и республиканских конкурсах  «Овеянные славою флаг наш и герб»                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»

Приводится  краткая  аннотация  к  программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в  начальной  школе»...

Статья: Формирование читательского интереса учащихся в урочной и внеурочной деятельности

laquo;Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания» А.И.Герцен Данные различных исследований говорят о том, что отношение че...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для меня, как классного руководителя ...

духовно-нравственное воспитание в единстве урочной и внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися...

Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»

Важнейшей задачей является в младшем школьном возрасте формирование целостной картины мира,  осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём на основе...