«Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального и основного общего образования»
опыты и эксперименты (2 класс) на тему

Волчкова Оксана Владимировна

Выступление на  педагогическом совете по теме "Психологический  мониторинг уровня  развития универсальных учебных действий у обучающихся , осваивающих основную образовательную программу  начального основного общего  образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

РАХМАНОВСКАЯ   СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

ИМЕНИ  Е.Ф.  КОШЕНКОВА

ПАВЛОВО-ПОСАДСКОГО   МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ   ОБЛАСТИ

Выступление на педагогическом  совете  

 по теме:

«Психологический мониторинг уровня  развития универсальных учебных действий

 у обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального и основного общего образования»

Подготовила: Волчкова О.В.

01.11.2016 г.

 (слайд 1)

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с ФГОС начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности.

(слайд 2)

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного  присвоение нового  социального  опыта. В более  узком значении этот  термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться – существенный  фактор повышения эффективности освоения учащимися  предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.

(слайд  3)

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить:

- личностные;

- регулятивные;

- познавательные;

- коммуникативные.

Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в  контексте разных учебных предметов. Каждый учебный  предмет  в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Мониторинг уровня развития универсальных учебных действий дает возможность определить их  актуальное состояние у каждого обучающегося и нацелить работу на построение индивидуальной траектории  обучения и воспитания ученика.

Учителя начальных классов проводят психологический мониторинг  УУД  с  1-го    по  4 - ый  классы. Эта работа ведется уже 3 – ий  год. Я подготовила сообщение о том, как я работала по этому вопросу.

Сначала я составила таблицу, где определила для себя план проведения методик в каждом классе.

(слайд 4)

ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Самоопределение

(в начале года)Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант) Т. А. Нежнова, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер)

Самооценка

а) Регулятивный компонент. Методика выявления  характера  атрибуции  успеха / неуспеха (1 и 2 классы – I вариант, 3 и 4 классы – II вариант.

б) Когнитивный  компонент

Методика «Лесенка»

б) Когнитивный компонент

Методика «Хороший ученик» (рефлексивная самооценка учебной деятельности)

Модификация методики определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн) (в конце года)

Смыслообразование

 Беседа о школе (модифицированный  вариант) (Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер)

 Методика исследования учебной мотивации школьников (М.Р. Гинзбург)

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (наблюдение)

Нравственно-этическая ориентация

Методика выявления уровня нравственно-этической ориентации (наблюдение) (Л.И. Лейчуг)

 

(слайд 5)

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Умение учиться  и способность к организации своей деятельности:

Методика «Выкладывание узора из кубиков»

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Общеучебные  универсальные действия  (оценивает учитель)

Универсальные логические действия

Методика из диагностического альбома Н.Я. Семаго, М.М. Семаго

Постановка  и решение  проблемы

Оценивает учитель (в I полугодии)

(слайд 6)

КОММУНИКАТИВНЫЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Коммуникация  как общение

Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе (экспертная оценка учителя) (Э.М. Александровская)

Коммуникация  как   кооперация

Методика «Рукавички» (Г.А.  Цукерман (в конце года)

Методика «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская)

Коммуникация как условие интериоризации

Методика «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель»)

Затем я изучила методики: инструкцию проведения, подготовила раздаточный материал (если такой потребуется), критерии оценивания результатов. Приведу примеры проведения и анализа методик в 1 классе. Формы работы групповые и индивидуальные.

(слайд 7)

ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант) Т. А. Нежнова, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер)

Цель: выявление сформированности  внутренней позиции школьника, мотивация учения.

Оцениваемые УУД: действия, направленные на  определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Форма: индивидуальная беседа с ребенком.

Обучающиеся отвечали на 8 вопросов, а я кодировала ответы буквами А (сформирована внутренняя  позиция школьника) или Б (не сформирована  внутренняя позиция школьника и предпочитает дошкольный образ жизни). Занесла кодировку в сводную таблицу и по обязательным вопросам высчитала уровень сформированности внутренней позиции школьника, мотивации  учения.

(слайд 8)

Методика выявления  характера  атрибуции  успеха / неуспеха

Цель: выявление адекватности понимания обучающимся причин успеха/неуспеха в деятельности.

Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное  действие оценивания результата учебной деятельности.

Форма: индивидуальная беседа.

Обучающиеся отвечают на 2 вопроса. По критериям определяю баллы и уровень самооценивания (самоопределения). Данные оформляю в виде таблицы.

(слайд 9)

Методика «Лесенка».

Цель: исследование самооценки ребенка.

Оценивание  УУД: самооценка, когнитивный компонент.

Форма оценивания: индивидуальная беседа.

Обучающимся показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками и объясняют задание: 3 верхние ступеньки – хорошие дети - чем выше, тем лучше; на  3 нижних ступеньках – плохие дети, а на средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Ребенок должен показать на  какую ступеньку  он поставит себя. Данные оформляю в виде таблице.

(слайд 10)

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса

Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами обучающихся.

Форма: наблюдение учителя.

Учитель оценивает по критериям и отмечает  наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика. Данные оформляю в виде таблице.

(слайд 11)

Методика выявления уровня нравственно – этической ориентации (Л.И. Лейчуг)

Цель: выявление уровня развития нравственно-этической ориентации учащихся.

Оцениваемые УУД: умение отличать хорошие поступки от плохих, корректировать свое поведение в соответствии с моральной нормой.

Методы оценивания: наблюдение учителя.

(слайд  12)

Все полученные  результаты  занесла в сводную таблицу.

(слайд 13)

На основе данных таблицы я построила диаграмму, из которой видно,  что обучающихся с низким уровнем  развития личностных УУД – 25 %, со среднем уровнем развития личностных УУД – 50 %   и   с высоким  уровнем развития личностных УУД – 25 %.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Методика «Выкладывания узора из кубиков» (методика К. Кооса)

Цель: выявление уровня развития регулятивных и логических действий при выполнении задания выкладывания узора по образцу.

Оцениваемые УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Форма: индивидуальная работа.

Обучающемуся предлагалось выложить фигуру по образцу с использованием 16 квадратов.  По критериям оценивания были определены баллы по каждому показателю и занесены в  сводную таблицу. (слайд 14)

(слайд 15)

На основе данных таблицы я построила диаграмму, из которой видно,  что обучающихся с низким уровнем  развития регулятивных УУД – 17%, со средним уровнем развития регулятивных УУД – 47 %  и с высоким уровнем развития регулятивных УУД – 35 %.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Общеучебные универсальные действия  оценивает учитель (действует по образцу, выполняет самостоятельно или способен выполнять при направляющей помощи педагога).

Методика из диагностического альбома Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.

Цель: выявление уровня развития логических действий при выполнении соответствующих заданий.

Оцениваемые УУД: универсальные логический действия: сравнение; анализ и синтез; классификация; обобщение; установление анологий.

Форма: индивидуальная работа.

Все полученные  результаты  занесла в сводную таблицу.

На основе данных таблицы я построила диаграмму, из которой видно,  что обучающихся с низким уровнем  развития познавательных УУД – 35 %, обучающихся со среднем уровнем  развития познавательных УУД – 35 %  и обучающихся с  высоким уровнем  развития познавательных УУД – 30 %.

(слайд 16)

КОММУНИКАТИВНЫЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Методика «Рукавичка» (Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Форма: работа в классе парами.

Детям, сидящим парами, даются по одному изображению рукавички и предлагается украсить  так, чтобы они составляли пару, то есть были бы одинаковыми.

По критериям оценивания были определены баллы по каждому показателю и занесены в  сводную таблицу. На основе данных была построена диаграмма.

(слайд 17)

На основании проведенных тестов и наблюдений в рамках мониторинга УУД  обучающиеся 1 класса  продемонстрировали средний уровень развития.

Во втором классе  были проведены методики по диагностике личностных УУД. На диаграмме  можно увидеть  динамику развития.

(слайд 18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий и их место в образовательной программе школы

В данной презентации рассматриваются следующие вопросы:виды УУД, их функции, группы планируемых результатов, условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе; критерии сформированности ...

Доклад по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ИХ МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ШКОЛЫ"

В статье подробно рассказывается о применении технологии индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД). О новых формах и методах работы для достижения качества образования в школе. Эта техно...

Мониторинг освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающимися

Мониторинг результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметам (литературное чтение, русский язык, математика) представляет собой документ  Excel, к...

Использование электронных образовательных ресурсов в реализации основной образовательной программы  начального общего образования

Материал из опыта работы заинтересует учителей при подготовке к аттестации по теме "Электронная форма учебников в начальной школе"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе Начальная школа XXI века»

Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе "Начальная школа XXI века»...