Статья "Различные виды работ с пословицами и поговорками на уроках в начальной школе".
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Якименко Марина Геннадьевна

В статье представлен опыт работы с пословицами и поговорками на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razlichnye_vidy_rabot_s_poslovitsami.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Различные виды работ с пословицами и поговорками

на уроках в начальной школе

Пословицы и поговорки – это жанр устного народного творчества, это уникальное явление народного ума, меткие речения, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений.

Пословица - краткое образное законченное изречение с нравоучительным смыслом. Поговорка похожа на пословицу, но она не является законченным выражением и существует ради того, чтобы выражать чувства говорящего: Ни жив, ни мёртв.

Пословицей становилось такое изречение, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей – такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. Прямой смысл многих пословиц уже устарел, а переносный ещё живёт и будет жить: Старая пословица век не сломится. Пословицы утверждают или отрицают что-либо. Всё ими сказанное – твёрдая истина. Они звучат определённо и категорично: Что посеешь, то и пожнёшь. 

Русский народ  обладает живой разговорной речью, которая необычайно богата образными выражениями. Он в своём фольклоре прославляет свет знаний, человеческую мудрость и клеймит смехом невежество, глупость. Пословицы касаются различных областей человеческой жизни. Они учат, советуют, наставляют, предупреждают.

 Пословица недаром молвится.

 Простой народ сохранил в пословицах свой жизненный опыт и наблюдения, образными выражениями раскрывал своё отношение к окружающему миру, к своей жизни, быту, труду, использовал в сказках, песнях, былинах, загадках. Он также как и сказки, песни передавал их из поколения в поколение.

 Без пословицы не проживёшь.

Люди с уважением относятся к пословицам: в них накоплена народная мудрость. Короткие, простые, но богатые по мысли выражения так складно сложены, что запоминаются сами собой. Они дошли до нас от давних времён, живут в нашем родном языке, украшая речь, делая её более яркой, выразительной, поэтичной.

Красна речь пословицей...

При работе с пословицами на своих уроках перед собой ставлю следующие цели:

- пробудить интерес к русскому языку;

- привить учащимся любовь к родному языку;

- обогащать словарный запас;

- научить детей использовать русские пословицы в своей речи;

- развивать память, логическое мышление;

- учить рассуждать, делать выводы;

- развивать орфографическую зоркость.

 Варианты применения пословиц и поговорок на различных уроках в начальной школе очень разнообразны. Я в своей работе нашла следующие варианты применения пословиц и поговорок на уроках.

1. В процессе обучения очень часто возникают педагогические ситуации, в ходе которых пословица может настроить на работу, способствовать активизации познавательной деятельности детей.

 2. Окружающий мир.

Пословицы и поговорки я использую при изучении сезонных изменений в природе. Причем большой интерес у ребят вызывает задание не просто объяснить смысл пословицы и поговорки, а самим подобрать пословицы, приметы, поговорки, характеризующие то или иное время года.

3. Чтение.

В период обучения грамоте в Азбуке, начиная с первых страниц, почти на каждом уроке знакомимся с мудрыми русскими пословицами о труде, ученье, дружбе, мире, семье, взаимоотношениях между людьми. Обязательно выясняем, чему учит каждая пословица. Периодически провожу игры: «Закончи пословицу» ( Век живи, …) или «Восстанови пословицу» (час, время, а, потехе, Делу), «Соедини части пословиц» (Чтение, Старый друг, Береги землю родимую, лучше новых двух, как мать любимую, лучшее учение).

При изучении литературных произведений различных жанров заранее составляю набор  пословиц и предлагаю ученикам выбрать наиболее близкие к основной мысли произведения, более точно характеризующие того или иного героя. В 1-2 классе пословицы предлагаю сама, а вот в 3-4 классах  ребята знают уже достаточно много пословиц и поговорок и вполне могут самостоятельно  подобрать их к произведению. Особенно интересно проходит эта работа при изучении сказок (как народных, так и авторских). Такие задания помимо всего прочего способствуют обогащению словарного запаса, развитию речи учащихся.

4. Русский язык.

На уроках русского языка диапазон применения пословиц и поговорок очень широк. Вот некоторые примеры:

  1. Использование пословиц при изучении словарных слов.

Домашняя дума в дорогу не годится.

Рыбак рыбака видит издалека.

Храбрость рождает победу.

Язык до Киева доведёт.

Обобщенный вид задания: - Знаешь ли ты пословицы с изучаемым словом? Какие? Что означает та или иная пословица (поговорка)? Когда мы так говорим? Запиши пословицу, комментируя орфограммы, которые тебе встретились.

2) Использование пословиц на минутках чистописания.

Я подбираю пословицу, которая начинается с буквы, чаще всего встречающейся на предстоящем уроке, и содержит изучаемую орфограмму. Всегда разбираем смысл пословицы, в каком случае её можно использовать в своей речи.

Примеры.

4 класс.

Окончания глаголов 2-го лица в ед. числе (-ешь, -ишь)

а) прописываем строчку букву ш;

б) на второй строчке – пословицу, включающую новую орфограмму:

Шила в мешке не утаишь.

в) выделение окончания глагола, определение и обозначение лица глагола.

Спряжение глаголов.

а) прописываем буквы ет те ит ти;

б) И комар лошадь свалит, коли медведь подсобит.

в) выделяем окончания, определяем и обозначаем время и спряжение глаголов.

Или:

а) прописываем строчку заглавных и строчных букв: З, В, зв, вз;

б) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

в) обозначение спряжения, лица, числа и времени над глаголами;

Далее работа по теме урока, списывание с заданием текста «Водолаз».

3) Задание: - Прочитай пословицу.  Как ты понимаешь её смысл? Какие   орфограммы встретились? Какие  буквы надо вставить на месте пропусков? Запиши пословицы, в скобках укажи проверочное слово (если таковое имеется). Приведи примеры пословиц, в которых встречается эта же орфограмма.

Использование пословиц и поговорок, в которых встречаются различные орфограммы русского языка, способствует совершенствованию навыка грамотного письма,  развитию орфографической зоркости.

Список литературы:

1.Берсеньева Е.А. Русские пословицы и поговорки. М., Центрполиграф, 2010.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., Эксмо-Пресс, 2000.

3. Каланов Н.А. Словарь пословиц и поговорок о море. Пословицы и поговорки народов мира о море, моряках и рыбаках. М., Моркнига, 2010.

4. Кузнецов Н.А. Пословицы и поговорки народов мира. М., АСТ, 2009.

5. Лаврентьева Е. Весёлые пословицы и поговорки, М., РОССА, 2013.

6. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. Электронная библиотека ЛитМир, www.litmir.co/bd/?b=137894


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"

В результате использования ИКТ на уроках более легко, свободно и быстро протекает учебная деятельность ребят нашего класса, благодаря чему снимается утомляемость....

Работа в парах и группах на уроках в начальной школе.

Групповые формы  организации деятельности учащихся, которые необходимы для  учебного сотрудничества. Выступление на ШМО....

Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах.

Цель работы с пословицами и поговорками на уроках русского языка - развитие речи и обогащение словарного запаса учащихся, развитие орфографических навыков.Алгоритм работы и виды работ с русскими народ...

Обобщение опыта работы по теме Формирование УУД на уроках в начальной школе

Обощение опыта работы по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...

Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах.

Требования ФГОС в реализации содержания предметной области филология.Развитие речи учащихся.Алгоритм работы с пословицей.Виды работ с пословицей....

Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе

Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка....

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ НА УРОКАХ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Для того, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Мы порой забываем о том, что «Здоровье дороже всего», «В здоровом теле -...