ЭССЕ "Я - учитель" для районного конкурса "Учитель года 2016"
материал ( класс) на тему

Кузнецова Ирина Александровна

эссе "Я - учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл irina.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Я спятила! Я сбрендила!  Я – УЧИТЕЛЬ?!

 А  почему, по какой причине? «И какой следует отсюда вывод?» - говорил в таких случаях ослик Иа.

Ну, скажите, какой нормальный человек добровольно пойдёт сегодня работать в школу? — А я пошла!  

Кто сможет прожить с семьей на такую мизерную зарплату? — А я живу!

 Кто в нормальном рассудке может с удовольствием общаться и не сойти с ума от этих (как их там?) детей? — А я не сошла или  …

НЕТ- НЕТ! Это у нас семейное!

Моя мама – учитель, дядя – учитель, тётя  - учитель. Я представляла себя дрессировщицей в цирке, водителем-дальнобойщиком, режиссёром-постановщиком, но только не учителем. Я видела всю «педагогическую кухню»: задержки допоздна на работе, ежедневные  конспекты уроков, рисование каких-то плакатов, кипы тетрадей, поездки с детьми на экскурсии, участие в бесконечных конкурсах. Все наши семейные праздники были похожи на педсовет.

 И вот, пришло время выбора профессии…Последний звонок…  Взметнулась в небо стая белых голубей.  Птицы…   Вспомнились слова детской песенки: «Надо в дорогу, в дорогу, в дорогу  мне торопиться.                                         Надо узнать, надо узнать мне, что я за птица».

И вот, я учитель. Самый настоящий учитель. Да, да, и засиживаюсь допоздна на работе, ежедневные  конспекты уроков, рисование каких-то плакатов…МОЁ. И все наши семейные праздники опять похожи на педсовет. Более того, без всего этого не представляю себе жизни. А каждый день, проведенный с моими учениками, позволяет воплотить мои детские мечты. Здесь я и режиссёр-постановщик, и художник-оформитель, и бывает, дрессировщик «хищников». Я поняла, от судьбы не уйдёшь. Учителями  рождаются, а не становятся. Только так, и никак иначе. Учитель – это не профессия, это образ жизни. Это полёт!

О том, каким должен быть идеальный учитель написано и сказано очень многое. Мне более всего пришлось по душе высказывание мыслителя, реформатора и педагога Махатмы Ганди, который в письме «Кошка – учитель» приходит к выводу, что кошка – идеальный учитель: свои уроки она проводит спокойно, без суеты. На собственном примере показывает она то, чему хотела бы обучить котят, и они усваивают её уроки быстро и надолго – до конца своей кошачьей жизни. Над чем мы, учителя, бьёмся, ломаем головы больше всего? Как качественно, с наименьшими затратами и потерями научить детей всему тому, что знаем и умеем сами. Сколько терминов напридумывали: «технология», «инновация», «модули» (язык устает от обилия нерусских слов!), а «воз и ныне там». Возникает вопрос: «Почему кошка без всяких законов дидактики и «инновационных технологий» может научить своих котят, а мы не можем»? Да потому, что кошка своё обучение ведет природосообразно: малые котята, как и малые (и даже не малые) ребята обладают способностью подражать другим, что помогает им быстро усваивать практические уроки. Вот и нам об этом помнить нужно. Как котята не могут научиться тому, чего не умеет кошка, так и наши ученики не усвоят наших уроков, если они не будут подтверждены практикой нашей собственной жизни. Хочешь, чтоб твои ученики были правдивыми – будь правдив сам, даже в мелочах! Желаешь сформировать в них чувство собственного достоинства – взрасти это чувство в себе.  Мечтаешь видеть их творческими личностями – будь таковой личностью сам. Вся твоя жизнь, каждый твой поступок, каждое твоё слово, жест, внешний облик – всё обучает, поэтому одно из первых положений моей философии звучит почти как у Козьмы Пруткова: «Хочешь изменить учеников  -  изменись  сам!»

Поэт-философ Ф. Тютчев, размышляя над судьбой творца, писал:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется,

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Красиво сказано! Так и хочется применить это к нашей учительской профессии, но вот какая тут «заковыка»: опасно и чревато последствиями вступать в педагогический процесс, не умея  «предугадать, как наше слово отзовётся», потому как важнейшая миссия учителя – создать условия для духовно-нравственного развития школьников. Содержательная сторона предметов, которые я имею счастье преподавать, позволяют мне успешно выполнять эту миссию.

УРА!

Сегодня на уроке окружающего мира изобрели новую денежную единицу «Рублята»! Теперь нужно изобрести собственный печатный станок! Будем думать!

А вчера на русском языке сделали открытие – слова «Казак» и «Шалаш»  читаются с двух сторон одинаково!

Удивительно, но  электрический разряд опасен для человека! Всем вдруг стало ясно, что человеческое тело является  проводником. Ой,ой,ой!

А на математике с легкостью доказали, что два умножить на два будет ПЯТЬ!

Бред?.. А мне и детям нравятся такие уроки, где можно соединить фантазию и реальность, где необходимо критически и креативно  мыслить!

 Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих мне добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления, которая как я думаю, помогает формировать УУД.

Я считаю, что особенность  данной педагогической технологии заключается в том, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

 Данная технология помогает образованию   новой нормы становления жизни в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь, выдвигающая повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Технология развития критического мышления формирует терпимость к различным точкам зрения, умение работать в команде, для чего лично я использую приемы «Дебаты», «Мозговой штурм», «Синквейн», «Корзина идей», «Дерево предсказаний»,  «Шесть шляп» - и все это «ступеньки» к развитию критического мышления и возможность для ученика закричать: «Эврика! Я нашел!».

Технология развития критического мышления помогает детям «вырастить крылья».

                                                                     «Только тех, которые летают,

                                                        Птицами считают»

                                                                        Б. Заходер

Приходят в школу желторотые птенцы. Не умеют «летать»: читать, считать, писать. Не осознают себя, кто они? Кто соловей-певец, кто орёл-храбрец, кто филин-мудрец? И каждому нужно опериться, летать научиться, понять, что  птица неба не боится. Одному ничего не добиться. А, чтобы помочь птенцам встать на крыло, нужно самому уметь «летать».

Главная задача учителя, не просто научить «летать», а помочь осознать, что он за птица. Миссия учителя – научить, помочь ребёнку стать Человеком, раскрыть способности и развить таланты.

Однако развитие интеллекта  должно сопровождаться развитием души ребёнка, а это трудно осуществить без освоения школьником социокультурного пространства, без осознания своей необходимости миру, ответственности за то, что в этом мире происходит. В эпоху активной пропаганды потребительского отношения к жизни, когда нам навязываются установки, укладывающиеся в два рекламных лозунга: «Бери от жизни всё!» и «Ты этого достоин!» -  воспитание в детях ответственности особенно актуально.

Психологи утверждают: «Свободный человек – это человек ответственный». А ответственность беседами не воспитаешь. Здесь нужна «пища» посильнее. Можно провести сотни мероприятий на тему «Милосердия», а можно просто съездить с учениками в дом ребёнка, и эта встреча с покинутыми, осиротевшими при живых родителях детьми даст им гораздо больше, чем все проведённые ранее беседы и классные часы. Мои ученики оказывают дому ребёнка посильную помощь, учась таким образом проявлять милость сердца. Не оставляют равнодушными детей  организации «Книжного марафона», «Аллеи Памяти» и многие другие активные формы работы в социуме, помогающие школьникам осознать своё место в мире, необходимость сотворения добра, проявления милосердия. Они учатся отдавать и получать от этого удовольствие, и из потребителей культуры превращаются в её творцов. Ребёнок понимает, что и от него зависит, какая будет вокруг него жизнь, что и он вносит свой посильный вклад в преображение действительности. Стало быть, он не песчинка в океане жизни, никому не нужная и ничего не значащая в нём, а полноправный житель огромной планеты людей, способный сделать этих людей чуточку счастливей.  Практикуясь в совершении добрых дел, дети приучаются делать добро бескорыстно, «не требуя наград за подвиг благородный». Бескорыстие, любовь к людям, жизнь по принципу «Я должен», а не «Мне должны» помогают детям обрести душевное равновесие, избегать обид и межличностных конфликтов.

Совместная деятельность учителя и учеников помогают ребятам самостоятельно искать ответы на интересующие их вопросы: «Кто я? Чего хочу? К чему стремлюсь? Какова моя система ценностей? Что я хочу и могу изменить в этом мире?» Вопросы, вопросы, вопросы… И постоянный диалог: с миром, социумом, с самим собой. И, конечно, с учителем. Потому что без диалога учителя с учеником педагогический процесс невозможен! Только при взаимодействии культуры ученика и культуры учителя можно организовать урок как СО-БЫТИЕ. 

Видеть в ребёнке личность – значит видеть в нём «лик», неповторимое творение, требующее особо бережного отношения. Не угасить лампаду в душах детей, не дать им закоснеть, не сломать их крыльев, а, напротив, помочь им их расправить и воспарить в творческом порыве – вот главнейшая задача школы в целом и учителя в частности.

Каждый день я смотрю в зеркало с красивым названием «ученики», и часто мне вслед за Пушкиным хочется сказать: «Себя, как в зеркале я вижу», правда, отражение мое не всегда мне нравится. Но это и хорошо. Значит, не превращаюсь в ходячую «истину в последней инстанции», значит, я  способна меняться и – менять!

Цель моего преподавания — сделать обучение интересным для всех детей, эффективным и нешаблонным. Будь чуточку «безумным» и делись этим с окружающими тебя детьми!..

Вот такая вот моя «педагогическая философия»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сергиево-Посадский район в годы Великой Отечественной войны

Несколько слайдов из презентации "Сергиево-Посадский район в годы Великой Отечественной войны"...

Конкурсные испытания "Учитель года 2016" Азовский район

Конкурсные испытания, которые проходили в конкурсе "Учитель года 2016" в Азовском районе...

Отчет об инновационной деятельности Бочковой Марины Николаевны, учителя высшей квалификационной категории МБОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ» Верхнеуслонского района РТ за 2016 год

отчет об инновационной деятельности Бочковой Марины Николаевны, учителя высшей квалификационной категории МБОУ " Татарско- Бурнашевская СОШ" Верхнеуслонского района РТ за 2016 год...

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов МКОУ СОШ №4 с.Нижняя Александровка Минераловодского района за 2015 - 2016 учебный год

http://Анализ работы методического объединения учителей начальных классов МКОУ СОШ №4 с.Нижняя Александровка Минераловодского района за 2015 - 2016 учебный год...

Итоги года 2016-2017 учебного года

Итоги года 2016-2017 учебного года...

Республиканская научно-практическая конференция «Тункинская долина: история, современность, перспективы», посвященная 100-летию Тункинского района и Году педагога и наставника. Номинация: География Тункинского района Тема: «Топонимика моего улуса»

Республиканская научно-практическаяконференция «Тункинская долина: история, современность, перспективы»,посвященная 100-летию Тункинского района и Году педагога и наставника.Номинация: Гео...