Как привлечь внимание детей на уроке?
материал на тему

Честикова Ирина Сергеевна

Интересные моменты для концентрации детского внимания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как привлечь внимание детей на уроке?

Известно, какое значение имеет внимание в повседневной жизни, в учебе, в работе. Произвольное внимание воспитывается постепенно, и совершенствование его зависит от многих причин: и от состояния здоровья, и от соблюдения режима дня, от требовательности к ребенку, от расширения интересов детей.

Все эти факторы имеют решающее значение в воспитании внимания, но нужно направить инициативу детей на овладение своим вниманием. Это легче достигнуть через занимательное упражнение, задание и целенаправленную игру. Дать детям почувствовать, что такое внимание, увлечь необычными занимательными упражнениями – вот цель подобранных упражнений.

Первое из предложенных заданий можно использовать в начале урока. Тем самым дети быстро включаются в работу. Это упражнение интересно своим разнообразием: Дети мыслят, рассуждают, поясняют и доказывают. В то же время идет активная речевая работа. Предложить детям найти «четвертый лишний» в стихотворной форме.

Например:

На лужайке шум, веселье:

Жук устроил новоселье.

Всех друзей он пригласил,

И за стол их усадил.

Здесь комар и воробей,

Здесь трудяга – муравей.

Кузнечик чуть не опоздал.

Жук взирает с удивленьем:

Кто пришел без приглашенья?

Установить причинно-следственные связи отображать их в речи ребенку проще, если речь идет о ситуациях, доступных его пониманию, связанных с  личным опытом. В начале занятия, для концентрации внимания, можно использовать короткие стихотворные тексты с заданиями.

Переход подземный рядом,

Светофор вдали стоит,

Только Пете их не надо –

Под машины он бежит.


Едет «Волга» очень быстро,

Трудно ей затормозить.

И, пожалуйста, – таксистом

Петя был, конечно, сбит.

  • Почему Петю сбил таксист?
  • Почему «Волга» не смогла затормозить?

Следующие упражнения и задания можно использовать на уроке, когда необходимо привлечь внимание ребят.

Предложить ребятам сравнить написание слов и назвать буквы, которыми различаются слова. Далее эти выявленные буквы могут стать темой урока.

батон – бутон     бак – бык    бант - банк

Следующее задание в виде таблицы, которую можно заранее подготовить на доске. Зачеркнуть повторяющиеся буквы.

Ж

М

Т

г

З

Б

Г

Ы

И

Ж

Ч

Й

б

А

Р

О

П

А

Й

У

Э

М

Ы

Ь

Н

К

ю

р

Я

э

Ь

З

Ч

о

Ъ

Т

Я

В

Ъ

ш

Ю

в

 Из оставшихся букв составить фамилию русского поэта. Затем, составленная фамилия, так же послужит введением в тему урока: Работа над произведением Пушкина.

Часто встречаются у ребят в письменных работах ошибки виде пропуска гласных => можно предложить следующее упражнение.

Прочитать слова и записать, только существительные жен. рода (задание подготовлено на доске)

КЛБК     КЛСК     РБШК

ЛПТ      БГМТ  ______

ПНЧК

Такое же задание – прочитай и запиши слова. Но в начале нужно отделить слова друг от друга.

ДЯГАЛТЕКАЛ

СОСКЕНДАР

ЗКАЛМЮЧОК

Следующее задание требует многократного прочтения слов, анализа прочитанного и только затем запись слов.

Напишите в строчку словосочетания,  которых нет в левом столбике. Определите, что в них есть общего? (В.п.)

Рады зиме

Добрались до кручи

Кисель из вишни

Мчится по дороге

Обложка книги

Жил у дяди


Поставил машину

Слушать тишину

Жил у дяди

Встречают зиму

Добрались до кручи

Кисель из вишни

Следующее задание можно использовать при изучении состава слова. Предложить ребятам поиграть в волшебников.

Будем превращать слова.

Определить, все ли слова употреблены правильно? Какое слово будем превращать? Чтоб было легко превратить одно слово в другое, необходимо разобрать неверное слово по составу. Далее ребята решают, какую часть слова убрать ил заменить?

Пришла белоснежная зимища.

Возле ёлки следы крупного волчонка.

Моё местечко в театре оказалось занятым.

Старшая сестра взяла зонт, а младшая —зонтище.

На нашей улице вырос новый многоэтажный домик.

Приплыла к старику золотая рыбища.

От дождя мы спрятались под большой раскидистый дубок.

Цель следующего задания – распределение внимания, развитие слухового внимания и слуховой памяти.

- Запиши слова, которые начинаются на букву С и не кончаются на букву А.  

(Апельсин, Саша, стол, каша, сом, собака, снег, мама, ветер, стул)

- Что общего в выписанных словах?

- Какое слово лишнее? - Запиши слово, в котором не четыре буквы

«Письмо на ходу».

Цель следующего задания: развитие целенаправленного внимания, закрепление орфографических правил в необычных для детей условиях.

Дети предварительно делятся на две команды. Каждая команда подходит поочередно к листу бумаги (или к доске). Нужно написать на ходу какую-нибудь фразу, о которой договорились заранее. Все дети пишут поочередно по одной букве (или слогу). Выигрывает та команда, которая первой записала фразу и без ошибок.

Следующие задания могут послужить разминкой на уроке чтения. Найди пары слов, которые рифмуются. (Можно записать слова в 2 столбика, тем самым упростить задание).

молчит, сарай, газета, былина, мышка, шишка клюшка,   вата,   кричит,   граната,   малина,   клок поспешишь, подушка, убирай, карета, мартышка, трусишка, насмешишь, бок.

Читай слова «спрятавшиеся в данных словах», читаем «по цепочке» (ребятам необходимо будет следить за чтением).

хлев, щель, укол, зубр, коса, полк, волк, краб, брак,  восемь, вокруг,  победа, Иван, машина, косы, девочки, спешка, вдруг, сутки, дорожки, песок, горошина, опушка, задача,

дочурка, черемуха, трубач, хитрость, стрекоза, драма, крапива, гроза, газета, гитара, дубрава, ствол.

Зачеркни квадратики с нечетными числами. Прочитай то, что осталось в квадратиках с четными числами. Зашифрованная фраза может послужить темой урока.

3

б

1

ж

8

г

4

р

5

з

2

а

9

к

7

л

6

м

11

н

14

о

8

т

13

х

2

е

1

ж

3

ц

5

к

8

у

6

ч

11

ф

2

и

8

т

5

з

12

ь

7

ж

14

с

16

я

1

й

10

в

14

с

2

е

8

г

18

д

2

а

5

ъ

9

э

11

ю

1

л

13

б

6

п

4

р

2

и

7

н

15

ф

16

г

6

о

4

д

6

и

14

т

8

с

12

я

Задание следующего вида можно провести как проверочную работу.После  знакомства со звуками.

БСДГ

           ЖЗПВ

                        СЗОМ

                                     ЫЕРИ

Записать слово в тетради:

1 буква обозначает – глухой согласный звук.

2 – глухой согласный.

3 – гласный.

4 – согласный.

Усложнить задание – составить слово, используя с каждой ступеньки букву, обозначающую лишний звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие внимания детей с ограниченными возможностями здоровья"

в статье рассказано об особенностях развития вниманиф у детей с ограниченными возможностями здоровья (детский церебральный паралич)...

"Программа по развитию и коррекции внимания детей с ОВЗ"

Для развития и коррекции внимания детей с была разработана программа, в основу которой положена работа Малашинской Л.И., и  Осиповой А.А. В связи с особенностями детей программа рассчитана на 12 ...

Родительское собрание-практикум "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности;Обучить приемам развития внимания;Дать советы по организации помощи невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий....

Средства развития внимания детей в младшем школьном возрасте

Данная статья содержит описание различных средств развития внимания в младшем школьном возрасте....

Памятка для родителей по развитию внимания детей

Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности ребёнка. В данном материале представлены советы по развитию внимания учащихся....

Доклад "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Внимание... Как оно важно для развития наших детей! Какие упражнения можно проводить с детьми для этого,читайте в  этой статье....

Как привлечь внимание детей

Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:ü  выяснить причины неадекватного поведения;ü  проводить системные занятия по её корректировке и формированию привычки....