Доклад по теме самообразования
учебно-методический материал на тему

Закирова Резеда Фазировна

Доклад  по теме самообразования

  Развитие творческих способностей у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_teme_samoobrazovaniya.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 1 с.  Бакалы

муниципального района Бакалинский район

Доклад  по теме самообразования

  Развитие творческих способностей у младших школьников

 Выполнила: Закирова Резеда Фазировна,

учитель начальных классов

 муниципального общеобразовательного

бюджетного учреждения средняя

 общеобразовательная школа № 1 с.  Бакалы

2014 год

Развитие творческих способностей детей в начальной школе.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям

В.А. Сухомлинский

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявлять свои дарования – это умное руководство со стороны взрослых.

Проблема развития творческих способностей многоаспектна и непростая. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

Можно выделить два уровня способностей, репродуктивный и творческий. Ребенок, находящийся на первом уровне, проявляет умение быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу.

На втором уровне ребенок способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное.

Творческое развитие доступно каждому ребенку. Каковы же условия?
а) Свободная атмосфера в школе и в классе, без авторитарности.
б) Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя.
в) Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение субъективно-творческих  задач при изучении различных тем.
г)  Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к его способностям.
д) Атмосфера общей культуры в школе.

Учитель может достичь желаемого результата лишь в том случае, если он сам как личность не чужд творчеству, созиданию, постоянному поиску.

Цель моей деятельности – создание педагогических условий для развития творческой мыслящей личности, способной к самовыражению, самоопределению и успешной социализации.

Задачи:

  • Обосновать необходимость развития творческих способностей обучающихся в современных условиях.
  • Выявить возможности обучающихся сельской школы к развитию творческих способностей.
  • Создать систему форм, методов и приёмов работы по развитию у обучающихся творческих способностей.
  • Расширить образовательное пространство обучающихся с целью самовыражения и приобретения ими опыта общения.
  • Провести диагностику и анализ результатов развития творческих способностей обучающихся.

Для формирования творческой деятельности школьника необходима система. Что составляет систему творческой деятельности в начальной школе?

1. Это воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности, которые полезны для познавательной, учебной деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти, быстроты припоминания и осмысливания фактов. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь – в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы. Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника. Указанные предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие средства обучения русскому языку как сказки и загадки; урок чтения;  языковые игры и различные олимпиады, конкурсы, викторины, сочинения разных типов, выступления учащихся на утренниках.

2. Это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. При иллюстрировании: школьник рисует сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знание жизни вносит что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события – это самовыражение. Самовыражение – это сочинение, даже самое, казалось бы, простое: школьник рассказывает о радостных днях каникул или описывает картину природы. В сочинении всегда выражается личность пишущего, хочет того автор или нет: это может быть тонкое эстетическое восприятие прекрасного, может быть любовь к человеку или четвероногому другу, восхищение добрым поступком. Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений; из личных жизненных наблюдений, по картинкам. И в сочинениях, и в детских рисунках, в их лепке обычно бывают элементы самовыражения личности, индивидуальности. Собственный рисунок с натуры или по воображению, собственное стихотворение, рисование по прочитанному – все эти виды работы, доступные младшим школьникам, дают возможность творческого самовыражения.

          Это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе.

Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Это сложная дисциплина, требующая большого труда. Воспитать любовь к языку – это значит воспитать интерес к нему.
          Русский язык в школе остается инструментом познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие задания и работы возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности.

Творческие задания следует давать систематически, т. к. нельзя «завести» детей на какую-то интересную работу, а потом все взять и бросить.

Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.

Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности. В связи с этим понятен интерес к выявлению индивидуальных особенностей каждого.

Школа призвана оказывать индивидуально-ориентированную помощь детям в реализации базовых первичных потребностей. Кроме того, она создает условия для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей,  помогает ребенку в духовном и творческом самовоплощении. Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого для решения данной проблемы.

Развитие творческих способностей -  важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений,  привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Учитель создает систему педагогических действий и средств, применяемую в определенном порядке для достижения результата. Учитель должен помочь ученику узнать свои способности, увлечь и поддержать, показать ему результат его творчества, перспективы роста, дать возможность моделировать ситуацию, максимально приближающую учебную задачу к субъекту, решающему ее. Это позволяет развивать навыки межличностного общения, дает импульс к творческому началу учения, формирует у учащихся уверенность в себе, самоуважение, самооценку.

Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.

Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы встречаются редко. К счастью человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления их в природе люди,  научились делать алмазы. Проникнув в одну из великих тайн природы - тайну возникновения развития творческих способностей люди научатся, и выращивать таланты

Оказывается,  природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности.

Способности  не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и тому подобное, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.

Можно сказать, что творчество - это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.

Какие же методы и приёмы необходимо использовать для развития творческой личности?

Я в своей работе использую следующее:

1. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

 Развитие воображения - важное условие формирования интеллекта, творчества, вообще психического развития.  На протяжении младшего школьного возраста  воображение превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять словесное (выдумывание сказок, стишков, истории) и художественное (рисование, лепка, аппликация, конструирование) творчество.

   Образы детского воображения резко, ярко расходятся с опытом взрослого. Так, в воображении ребенка живут голубые кони с огненными копытами, люди могут летать, как птицы и т.п. причем ребенок не заботится о реальной возможности существования всего этого - они есть, и все! Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.  

2. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Характерной чертой таких игр является то, что для решения игровой задачи требуется смекалка, сообразительность, нестандартность, т.е. творческое мышление.

Наша обязанность - помочь ребёнку стать на путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательного и исследовательского таланта. Наша обязанность - помочь ребёнку встать на этот путь, этому прямо и служат развивающие игры.

Ведущая деятельность младшего школьника - ролевая игра.  Именно в ней складываются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное и другие.

Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения деятельности от элементарных до самых сложных. В ней развивается произвольное внимание и память.

3. ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Этому способствует  применение проблемных методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.

Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа. Именно эвристическое образование, направленное на открытие, способствует рождению творческой индивидуальности учащихся.

Если деятельность ребёнка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связанна с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что В. С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведёт за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

4. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА

 Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи, т.е создать ситуацию успеха. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех  При организации таких условий дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.

Средства развития творческих способностей

  1. Нестандартные формы организации урока и нестандартные задания как средство развития творческих способностей обучающихся.

Развитию творческих способностей способствует нестандартное начало урока (загадка, чтение стихотворения, рифмованного правила). Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Развивают творчество ребят уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия в страну Грамматику. В уроки - сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания. Уроки - семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки - семинары помогают развить монологическую речь. Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки, пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально. Наиболее интересны уроки - праздники. Всегда интересно проходят в виде игры обобщающие уроки по творчеству писателей, поэтов: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Литературный КВН» и др.

  1. Роль сочинений в развитии творческих способностей учащихся.

Детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети делятся впечатлениями с учителем. Ценность  детского сочинения  определяется  по тому, насколько  в  нем нашли отражение мысли ребенка, свежесть  восприятия  им каких- либо явлений. Поэтому необходимо дать возможность детям проявить инициативу, показать свою индивидуальность. В связи с этим большое внимание уделяю сочинениям, как средству развития творческих задатков учащихся.

Прежде чем предложить ребенку писать сочинение, нужно тщательно продумать тему. Тема сочинения должна быть интересна, значима для ребенка. Он должен захотеть высказаться. «Развитие детского литературного творчества становится сразу гораздо более легким и успешным тогда, когда ребенка побуждают писать на такую тему, которая является для него внутренне понятной, волнующей и, главное, побуждающей к выражению в слове своего внутреннего мира. Очень часто ребенок плохо пишет оттого, что ему нечего написать».  Чем необычнее тема, тем интереснее и оригинальнее работы учеников.

Создание сказок – ещё один вид работы в рамках этой темы. Сочините собственную сказку, где действуют самые обыкновенные предметы. Например, как убежало молоко, как перегорела лампочка; что думает телефон, когда люди разговаривают, и т. д. Написать сказку, в которой объясняется происхождение вещей, животных, явлений природы и т. д. (почему заяц белый, откуда берётся снег).

В сочинениях ребят часто встречаются так называемые общие места, которые никак не отражают впечатления ребёнка, чувства, переживания. Чтобы вернуть ребёнка ко всему этому использую такой приём, как записка другу, подруге, маме. Итак, «Записка»! Нет страха перед чистым листом тетради. Нет страха перед ошибкой. Есть возможность зачеркнуть слово, написать другое, даже можно порвать записку и начать новую. Кроме того, записку можно лично передать товарищу. Элемент занимательности, игры здесь налицо. Задание понятно, интересно — значит, охотно принимается ребятами.

Этап  обучения изложению на уроках русского языка тоже творческий процесс. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ.

  1. Внеурочная деятельность по предмету.

Системы работы по развитию творческих способностей как средства личностно - ориентированного обучения получает свое продолжение во внеклассной работе. Это литературно-музыкальные композиции, посвященные различным датам, именам, праздникам.  Например, композиция, посвященная Дню матери, которая настроила учеников на создание сочинений-миниатюр о маме и даже газеты «Самый дорогой человек».

На основе анализа и обобщения моего   опыта по формированию и развитию творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках, а также во внеурочной деятельности.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

  Литература

   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. «Просвещение». 1991. С. 39

Горбушина Н.А. Роль сочинения – миниатюры в развитии речи учащихся // Русский язык. 2005. №15.

Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М. 2004г.

Рыбникова М.А. Избранные труды. М. «Педагогика». 1985. С. 89

Санина З. «Весь мир – театр!» // Литература. 2003. № 27 – 28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

Презентация для работы Школьного методического объединения по теме: "Система работы педагога над темой самообразования"

Презентация начинается с высказывания Дисверга: "Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать  других тот, кто не является сам развиты...

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь учителя и логопеда»

Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности  обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VII...

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...