Рабочая программа "Все узнаю, все смогу"
рабочая программа (4 класс) на тему

Проектная деятельность учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vse_uznayu.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из самых эффективных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка является исследовательская и проектная деятельность. Самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий.

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся  способствует  обеспечению  таких  условий  в     образовательном  процессе,  когда  полученные  знания   становятся   инструментом  решения     творческих  теоретических  и  практических  задач   и  инструментом   формирования  у  ребенка  потребности  и  способности к  саморазвитию.

 Программа поможет систематизировать и расширить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира. Она ориентирована на развитие мышления, воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности обучающихся. Получение информации на занятиях происходит на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности.

Цель:   развитие  познавательной  активности  младших  школьников,  их  творческих  способностей   через  приобщение  к  проектно -  исследовательской  деятельности,   создание условий для    организации   этой  деятельности  и  получения  ее  результатов.

Задачи:

  • Сформировать  у  обучающихся  стойкую   положительную  мотивацию  к  проектно -  исследовательской  деятельности.
  • Сформировать  позитивную  самооценку,  самоуважение.
  • Вооружить  школьников теоретическими знаниями  и  специальной  терминологией   основ  проектно -  исследовательской  деятельности.
  • Научить обучающихся  сначала  совместно  с  учителем,  а  затем    под  его  руководством  и  самостоятельно  на  практике  выполнять проектно -  исследовательские  работы.
  • Сформировать  коммуникативную  компетентность  в  сотрудничестве (умение  вести  диалог,  координировать  свои  действия  при  работе  с самим  собой  и  с  партнерами   по  группе  и  классу,  сопереживать, быть  доброжелательными  и  чуткими, проявлять   социальную  адекватность в  поведении).
  • Сформировать  способности  к  организации  своей  деятельности  и  деятельности  товарищей  в  группе,  классе,  научить  управлять  этой  деятельностью.
  • Сформировать  умение  решать  творческие  и  проблемные  задачи.
  • Сформировать  умение  работать  с  информацией (сбор,  систематизация, хранение, использование).

  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА «ВСЁ УЗНАЮ, ВСЁ СМОГУ»

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «ВСЁ УЗНАЮ, ВСЁ СМОГУ»

Мой край родной – 9 ч

Рассмотрение экологических связей в природе Кемеровской области. Экскурсия на пришкольный участок. Сбор материала для  гербария. Составление гербария. Выявление факторов, влияющих на рост и развитие растений. Составление перечня правил о поведении человека в природе. Природные объекты Кемеровской области, находящиеся под охраной. Знакомство с музеями-заповедниками Кемеровской области. Заочное путешествие к памятнику истории и культуры народов Евразии. Сбор информации о наших великих земляках, вошедших в историю России. Практическая работа. Защита проектов по теме «Мои земляки в истории России».

В гостях у народного творчества – 5 ч

Составление тематического сборника пословиц и поговорок. Составление книжки-малышки с побасенками. Составление иллюстрированного сборника загадок. Сочинение собственной сказки. Подготовка к инсценированию. Инсценирование собственной сказки.

Моя родословная – 6 ч

Сбор информации об истории возникновения фамилии. Составление генеалогического древа семьи. Сбор информации о семье по семейным фотографиям. Сбор информации о традициях семьи. Сбор информации и способы оформления родословной. Защита проектов по теме «Моя родословная».

Наши любимцы – 3 ч

Оформление книжек с кличками разных животных. Сбор информации и оформление истории о животном семьи. Защита мини-проектов по теме «Наблюдения за домашними животными».

Космическая Родина – 2 ч

Легенды освоения воздушного пространства человеком. Защита проектов по теме «Наши космонавты».

«Никто не забыт, ничто не забыто» – 5 ч

Беседа о произведениях, их авторах и героях   Великой Отечественной войне. Сбор информации по теме (подбор стихотворений, репродукций,  прослушивание музыки). Практическое занятие. Защита проектов по теме.

Что такое дружба – 3 ч

Сбор информации по теме «Откуда появилось слово «дружба». Практическое занятие. Просматривание и анализ проектов и материалов, приготовленных детьми. Практическое занятие. Защита презентаций на тему «Я и мои друзья».

Наш пришкольный участок – 1 ч

Участие в благоустройстве территории школы.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ВСЁ УЗНАЮ, ВСЁ СМОГУ»

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

занятия

лабораторно-практические работы, экскурсии

контрольные работы

1

Мой край родной

9

6

3

2

В гостях у народного творчества

5

3

2

3

Моя родословная

6

4

2

4

Наши любимцы

3

2

1

5

Космическая Родина

2

1

1

6

«Никто не забыт, ничто не забыто»

5

4

1

7

Что такое дружба

3

1

2

8

Наш пришкольный участок

1

 

1

  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ВСЁ УЗНАЮ, ВСЁ СМОГУ»

Личностные результаты:

  • формирование у детей мотивации к обучению, к самоорганизации  и  саморазвитию;
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  • развитие критического и творческого мышления.

Метапредметными результатами изучения курса «Все сумею, все смогу» является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале           в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями              ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные УУД:

  • умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий             с использованием учебной литературы;
  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении          и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций                        в сотрудничестве

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

  • иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
  • владеть планированием и постановкой эксперимента

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Учебное оборудование

1.1. Парты.

1.2. Стулья ученические.

1.3. Доска магнитная.

  1. Мультимедийное оборудование

2.1. Компьютер.

2.2. Проектор.

3.  Дидактический материал

3.1. Гербарий.

3.2. Сюжетные картинки.

3.3. Тематические таблицы.

3.4. Муляжи овощей и фруктов.

  1. Библиотечный фонд

4.1.   Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной                        

     деятельности в начальной школе (2-4 классы).- М.:Баласс, 2012.

4.2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М.: Баласс, 2008.

      4.3.  Курапова И.П. Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу «Окружающий мир»

      для  3-4  классов. – М.: Баласс, 2011.


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ВСЁ УЗНАЮ, ВСЁ СМОГУ»

Тема

Кол-во

часов

Содержание занятий

Мой край родной

9

1

Экологические связи в природе.

1

Рассмотрение экологических связей в природе Кемеровской области.

2

Экосистема пришкольного участка. Экскурсия.

1

Экскурсия на пришкольный участок. Сбор материала для  гербария.

3

Влияние факторов среды на рост и развитие растений.

1

Выявление факторов, влияющих на рост и развитие растений. Составление гербария.

4

Правила поведения в экосистеме.

1

Составление перечня правил о поведении человека в природе.

5

Природоохранная деятельность человека.

1

Природные объекты Кемеровской области, находящиеся под охраной.

6

Природа и культура в музеях под открытым небом.

1

Знакомство с музеями-заповедниками Кемеровской области.

7

Музей-заповедник «Томская писаница».

1

Заочное путешествие к памятнику истории и культуры народов Евразии.

8

Исследовательский проект. Мои земляки в истории России. Сбор информации.

1

Сбор информации о наших великих земляках, вошедших в историю России.

9

Исследовательский проект. Мои земляки в истории России. Защита проектов.

1

Практическая работа. Защита проектов по теме «Мои земляки в истории России».

В гостях у народного творчества

5

10

Создание сборника пословиц и поговорок.

1

Составление тематического сборника пословиц и поговорок.

11

Создание сборника побасенок.

1

Составление книжки-малышки с побасенками.

12

Создание сборника загадок.

1

Составление иллюстрированного сборника загадок.

13

Создание собственных сказок.

1

Сочинение собственной сказки. Подготовка к инсценированию.

14

Постановка спектакля по  мотивам одной из сказок.

1

Инсценирование собственной сказки.

Моя родословная

6

15

История фамилии.

1

Сбор информации об истории возникновения фамилии. Составление генеалогического древа семьи.

16

«По страницам семейного альбома».

1

Сбор информации о семье по семейным фотографиям.

17

Семейные традиции.

1

Сбор информации о традициях семьи.

18

Генеалогическое древо.

1

Сбор информации и способы оформления родословной.

19

Заседание гостиной, посвящённое презентации проекта «Моя родословная».

1

Защита проектов по теме «Моя родословная».

20

Заседание гостиной, посвящённое презентации проекта «Моя родословная».

1

Защита проектов по теме «Моя родословная».

Наши любимцы

3

21

Именная книга животных.

1

Оформление книжек с кличками разных животных.

22

Животные моей семьи.

1

Сбор информации и оформление истории о животном семьи.

23

Наблюдения за домашними животными. Защита мини-проектов.

1

Защита мини-проектов по теме «Наблюдения за домашними животными».

Космическая Родина

2

24

Исследовательский проект. Как человек научился летать.

1

Легенды освоения воздушного пространства человеком.

25

Наши космонавты. Защита проектов.

1

Защита проектов по теме.

«Никто не забыт, ничто не забыто»

5

26

Читательская конференция. Произведения о Великой Отечественной войне.

1

Беседа о произведениях, их авторах и героях   Великой Отечественной войне.

27

Произведения о Великой Отечественной войне.

1

Беседа о произведениях, их авторах и героях  Великой Отечественной войне.

28

Образ Родины в произведениях прозаиков, поэтов, художников и композиторов.

1

Сбор информации по теме (подбор стихотворений, репродукций,  прослушивание музыки).

29

Образ Родины в произведениях прозаиков, поэтов, художников и композиторов.

1

Сбор информации по теме (подбор стихотворений, репродукций,  прослушивание музыки).

30

«Никто не забыт, ничто не забыто». Защита проектов.

1

Практическое занятие. Защита проектов по теме.

Что такое дружба

3

31

Откуда появилось слово «дружба».

1

Сбор информации по теме.

32

Дружба народов. Что это такое?

1

Практическое занятие. Просматривание и анализ проектов и материалов, приготовленных детьми.

33

Презентация «Я и мои друзья».

1

Практическое занятие. Защита презентаций на тему «Я и мои друзья».

Наш пришкольный участок

1

34

Участие в благоустройстве территории школы.

1

Практическое занятие по благоустройству территории школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все узнаю, все смогу"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса по ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу « Узнаю.Научусь.Смогу.» Научно-познавательное направление.

Рабочая программа с УУД  по внеурочной деятельности в 1 классе  по курсу « Узнаю.Научусь.Смогу.» Научно-познавательное направление....

Рабочая программа курса по проектной деятельности " Всё узнаю. всё смогу!" для начального общего образования 2 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361468","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 107px; width: 120px;"}}]]Рабочая программа курса по проектной дея...

Рабочая программа : "Узнаем сами"

Рабочая программа по внеурочной деятельности: "Узнаем сами (проектная деятельность)"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Всё узнаю, всё смогу»

Если хочешь научить меня чему-то, то позволь мне идти медленно, дай мне приглядеться,послушать, потрогать и подержать в руках,  а может быть и попробовать на вкус....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу»

Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Всё узнаю, всё смогу" 4 класс.

Данная методическая разработка представляет вариант программы организации внеурочной деятельности для работы с учащимися 4 классов....