Статья "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА"
статья на тему

Выскребенцева Ирина Владимировна

Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания. Такие уроки обычно завершают изучение темы, либо начинают новую. В подготовке нестандартных уроков и внеклассных мероприятий принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc290 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Выскребенцева И.В.,

МОУ «Насоновская СОШ»

Валуйского района

Ребенок не кувшин, который надо заполнить,

 а лампа, которую надо зажечь.

Средневековые гуманисты.

Не принуждать к учению, а пробуждать интерес к постоянному получению знаний, в этом и заключается актуальность проблемы обучения. Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, удаётся не всегда. Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков.

 Цель данных уроков:

- расширить учебный процесс, развить личностные качества ребенка, речевую активность;

- формировать устойчивый интерес  к учению, снятие напряжения, скованности;

- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;

- развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Задачи: формировать навыки учебной работы учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности, развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Активные формы и методы обучения, преобладающие при проведении нетрадиционных уроков, позволяют учителю развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, составлении сценария, создавать условия для развития личностных качеств учащихся.  Выбор формы зависит от многих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности, каких-то психологических особенностей, контакта учителя с учениками и т.д.

Кроме того, активными методами обучения можно назвать те, которые направлены на мыслительную и познавательную деятельность ученика - это словесные методы (рассказ, беседа, чтение), наглядные (демонстрация учебных пособий, опытов), методы проблемно-поисковые и репродуктивные, а также игровые.

Их можно применять на многих уроках.  В подготовке к таким урокам учитель сам выбирает форму и методы проведения. Это позволяет не только совершенствоваться в области методики проведения, но и открывает творческие идеи и замыслы.

Кроме этого, нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания. Такие уроки обычно завершают изучение темы, либо начинают новую. В подготовке нестандартных уроков и внеклассных мероприятий принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика

Тем не менее, я считаю, что учителю будет удобнее подбирать материал, ориентируясь по конкретным направлениям и интеллектуальному развитию ребенка. С другой стороны,  на разных уроках такие проявления происходят по-разному. Все зависит от того, что именно понимается  под развитием.

Если иметь в виду, что развитие - это наращивание знаний, умений, навыков производить определенные действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и т.д.), расширять память, внимание, воображение и т.д. - такое развитие обеспечивается именно традиционными уроками. Оно может идти медленно или быстро - если предпочитается быстрый вариант - тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации  урока.

Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, необычная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Тем не менее, выбирая данный вид уроков, необходимо помнить:

1.   Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто.

2.   Не всегда содержание материала темы или тем может  быть  представлено  в  нетрадиционной  форме;

3.   Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены.

Мне очень нравится использовать нетрадиционную форму обучения на уроках закрепления и обобщения. Особенно мне удаются уроки -путешествия  по русскому языку.

Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.

Но уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, который надлежит пройти с учениками, определяется, какие уроки целесообразно  провести   в  нетрадиционной   форме.

Начало урока по русскому языку. В стихотворной форме:

Делу время, потехе час. Прочитайте мой рассказ

 На доске  написан текст.

Тетрадь  с  наклоном  положу,

 Ручку  правильно держу.

 Сяду  прямо,  не согнусь,

 За работу я возьмусь!

С элементами театрализации:

в проведении урока участвуют:

Проверяйка. Проверка домашних заданий и каких-либо  умений.

Вспоминайка. Повторение правописания букв, орфограмм.

Думайка.  Задания повышенной трудности, опережение.

Словознайка.  Различная  работа с текстом.

Поиграйка. Грамматические  игры.

Угадайка.Занимательный материал в виде ребусов, загадок и т. п.

Начало урока с загадки:

Стала снежинка  буквою Ж. Солнце ее не растопит уже.

На букве Н я,  как на лестнице, Сижу и распеваю  песенки.

 Эпиграфы к уроку:

Уметь разборчиво писать - первое правило вежливости.

В.   О.  Ключевский. Грамоте учиться - всегда пригодиться. Красна птица пеньем, а человек - ученьем. Ученья корень горек, да плод сладок.

Русские пословицы. Самое главное - научить человека мыслить.

Минутки чистописания.

1.   Мы в лес за наукой сегодня пойдем.

Смекалку,  фантазию нашу возьмем. Дорогой с пути никуда не свернем, Но чтобы леса  нам  скорее достичь, Должны мы по тропке красиво пройтись!

-  Следите за указкой и старайтесь правильно пройти по тропке.

-   Какие правила вы должны помнить при написании слов, предложений, чтобы письмо было каллиграфически  правильным?

2.   Подготовим пальчики к работе. Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. до больших пальцев под счет: один, два, три, четыре, пять. Вышли пальцы погулять.

Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к ногтю по  внешней стороне.

В качестве примера хочу привести формы нетрадиционного урока.  

Уроки-сказки.

В эти уроки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока.

Уроки–путешествия.

(Путешествие в страну Грамматику по станциям: Фонетийск, Словарск, Частиречинск, Глаголия, Прилагандия).

Урок–конкурс на лучшего диктора.

Урок–самоэкзамен. (Учащиеся вытаскивают билеты, в которые включены теоретические и практические вопросы. Один билет может быть счастливым. Тому, кому достанется он, получает 5).

  Урок–зачёт. (Применяется для проверки усвоения теоретических и практических навыков).

Урок–тетрадь. (На основе печатных тетрадей); Урок–ролевая игра; Уроки–путешествия.

Таким образом, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Как известно, целью обучения в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в обсуждении.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Урок путешествие

Тема  урока:  Закрепление по теме «Глагол»

Цели  урока.

1.Обеспечить проверку и оценку знаний о существенных признаках глагола как части речи.

2.Отрабатывать навыки определения времени глагола, развивать умение правильно определять спряжение.

3.Воспитывать аккуратность

I.Организационный  момент.

Ребята, хотите продолжить путешествие в мир знаний? Но прежде чем, переместиться в него, нам необходима разминка.

1.Ритуал «Приветствия»

Выполним упражнение «Доброе тело». (Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук вашего соседа и передайте его друг другу сначала по часовой стрелке, а затем против часовой.)

2.Рефлексия (с помощью мимики  вашего лица изобразите, с каким настроением вы пришли на занятие)

3.  Упражнения для разминки пальцев (или как исправить плохой почерк).

1. Игра-упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся  большого пальца левой руки  вперед и  обратно.

2. Игра-упражнение «Согреем пальчики». Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую  руку,  и  наоборот.

3.   Игра  «Пианино».

II. Проверка домашнего задания. (фронтально, по карточкам)

       Станция  «Проверяй-  ка»

III Актуализация опорных знаний

 Станция   «Умей-ка » (Игра «Поле чудес»)

   На экране: число, классная работа;

Сочетание букв:    

ВДВ, ВДВ, СО, СО, СЕЗ, СЕЗ;

 Станция «Словарь»

IV. Основная часть.

 Закрепление

    Станция «Знай - ка»

  1. Кроссворд.

   Решив кроссворд, вы определите тему урока.

-Я зачитаю лексическое значение слова, а вы догадайтесь о каком слове идет речь. Отгаданные слова пишем как словарный диктант.

1.Полосы земли предназначены для передвижения транспорта

2.Учереждения, собирающие и хранящие произведения печати.

3.Дорога  в  саду в  парке с  рядами  деревьев, посаженных   по  обеим  ее сторонам.

4.Крупный,  населенный пункт, промышленный, культурный   центр.

5.То же самое, что экономика.

6.Группа лиц, объединенных общей работой, учебой.

- Какое слово получилось по вертикали? ( Глагол)

 На экране: тема, цель урока.

Учитель: В старославянском языке слово глаголь означало «слово», «речь».   «Глаголить»   означало  говорить.

Слово  глагол  постепенно  утратило  старое  значение,  теперь  это  название одной  из частей   речи.

Учитель:  Доведите мою мысль до конца.

-Глагол   это-

-Чаще всего, глагол,  выражен   главным членом  предложения-

Творческая работа

 Станция «Поиграй-ка».

Игра «Кто больше?» 

 

(на экране изображение кота)

-задание: написать как можно больше слов, обозначения действий животного   (проверка).

3. Работа с учебником

Станция «Книга- источник знания».

Работа с учебником.

Упражнения 2 с.120 (выписывать все глаголы в прошедшем времени).

Физкультминутка.

Самостоятельная работа.

Проверка (Упражнение 3).

    Игра «Найди свой причал»

  • «Станция «Думай- ка»

(На экране слова:  учится, пели, пойдут, написал, читает и т. д.)

1.Игра «найди  свой  причал»

1ряд      - к берегу     «настоящее  время»

2ряд                          «прошедшее время»

Проверка.

V. Подведение итогов

 Станция «Повторяй- ка, закрепляй-ка»

-Что такое глагол?

-Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени, единственного числа,  женского  рода, среднего  род?

-Как  отличить  глаголы  прошедшего  времени  от  глаголов  настоящего  времени?

-Какую роль играет глагол в нашей речи?                    

 VI. Домашнее задание:

Повторить правила

Упражнение 1 с. 123

 VII   Рефлексия

  • Станция «Награждай-ка». Рефлексия

 Выставление оценок,  вручение  грамот  учащимся.

 Ритуал «Прощания»

Игра «Комплименты»

Библиография

1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Практическое пособие. Издательство «Учитель» 2004.

2. Начальная школа №3, 2005.

3. Начальная школа «Плюс до и после» №10, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы проведения уроков в начальной школе.

Статья о нетрадиционных формах проведения уроков в начальной школе....

Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе.

Применение нетрадиционных форм обучения русскому языку в начальной школе....

Статья: "Нетрадиционные формы уроков математики для обучающихся с ОВЗ"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков математики для обучающихся с ОВЗ". Возраст детей: от  8- до 12 лет....

Нетрадиционные формы проведения родительского собрания.

Мастер-класс по нетрадиционным формам родительского собрания (конспект)....

Статья "Нетрадиционные формы урока в начальной школе как способ повышения эффективной познавательной деятельности в условиях ФГОС"

В статье идет речь об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям,обеспечивающих быстроту запомин...

Статья «Разные формы проведения уроков-проектов в начальной школе»

Я считаю, что участие детей в учебной проектной деятельности дает возможность ребенку проявить свою самостоятельность, активность, любознательность, а также взаимодействовать со сверстниками и взрослы...