Конспект занятия по курсу "Диалог культур" в 3 классе
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Хлапкова Алёна Сергеевна

Знакомство учеников с разнообразием культур и обычаев народов, населяющих Россию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narody_rossii.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

«Народы России»

Цель: познакомить учеников с разнообразием культур и обычаев народов, населяющих Россию.

Задачи:

- познакомить с северными народами и народами Дальнего Востока;

-  формировать уважительное отношение к разным культурам, обычаям;

- развивать интерес к народной культуре народов России

Формируемые УУД:

Личностные результаты: умение выражать положительное отношение к процессу познания, использование ценностно-смысловых установок личностной позиции и основ российской и гражданской идентичности; оценивание жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Познавательные: выявление сходства и различия объектов, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия деятельности, получение информации из различных источников.

Регулятивные: формулирование главной проблемы  урока, планирование, корректировка деятельности, внесение изменений с учетом возникших трудностей и способа их устранения.

Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

Технические средства обучения и оборудование:

- рисунки с изображением людей в национальной одежде

- карта России

- интерактивная доска

Ход занятия:

Учитель. Разгадайте ребус:

_ДЫ_

   РО

Дети. Получилось слово «народы».

Учитель. Как называется наша страна?

Дети. Россия

Учитель. Как вы думаете, о каких народах мы с вами сегодня будем говорить?

Дети. О народах России.

Учитель. Какие народы России вы знаете?

(Дети выдвигают свои версии.

Учитель обобщает ответы детей и показывает картинки людей разной национальности и объясняет что все они живут на территории Российской Федерации.)

Учитель. Сегодня с вами мы отправимся в путешествие по России. Как вы думаете, для чего?

Дети. Чтобы больше узнать о народах России.

Учитель. Тогда закройте глаза. (учитель берет одну картинку с изображением жителя Крайнего Севера и прикрепляет на карту России.) Откройте глаза. Сейчас мы с вами узнаем как живут люди Крайнего Севера. Приготовьтесь слушать очень внимательно.

Рассказ ученика о жителях Крайнего Севера.

Жители Крайнего Севера: это чукчи, ненцы, эскимосы, русские и другие. Люди освоили и живут на одном из неуютных мест на земле. Они живут в согласии с окружающей природой и бережно относятся к тому, что она им дает. Основным видом занятий является оленеводство.

Помимо выпаса оленей коренные жители зимой охотятся на песца,  зайца, добывают белых куропаток, уток и гусей. Рыбу ловят в основном летом. Жители Севера – творческие люди. Их самобытный талант ярко проявился в резьбе по кости. Из клыков моржей они изготавливают необходимые для охоты гарпуны и ножи, мастерски вырезают скульптуры животных. Чукотские и эскимосские женщины тоже не сидят сложа руки. Они надевают всю семью, шьют одежду, занимаются разделкой туши убитого зверя, выделкой шкуры. Жилище этих народов называется чум. Устанавливали чум женщины по строго установленным правилам. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Затем устанавливали два основных шеста.

Одежду и утварь богато украшают меховыми, украшениями из бисера, сшивают подшейным волосом оленя. В комплект традиционной мужской одежды входит глухая просторная рубаха с оленьим мехом внутрь, с капюшоном, штаны, сапоги из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь. Основная пища кочевых оленеводов – мясо оленей (в сыром и соленом виде), рыба. Излюбленный напиток – чай.

Физминутка.

 Ребята, народам севера необходимо одеваться очень тепло, чтобы не замерзнуть. Давайте представим себя жителями севера. Дети под музыку одевают на себя воображаемую одежду и скачут на воображаемых оленях по классу друг за другом.. По команде учителя, ученики останавливаются около своих парт и садятся на места.

Игра «Соберем чум».

(Учитель заранее на каждую парту раскладывает детали для чума. Каждая пара собирает свой чум. Далее учитель берёт еще одну картинку и помещает его на территорию Дальнего Востока.

 Рассказ  второго ученика о жителях Сибири и Дальнего Востока.

В Сибири и Дальнем Востоке проживаю ханты, манси, алтайцы, тувинцы, буряты, эвенки, нанайцы, русские и другие. К традиционной деятельности народов Сибири и Дальнего Востока относятся: животноводство, пчеловодство, рыболовство, охота, земледелие, разведение и переработка лекарственных растений, художественные промыслы, строительство традиционных жилищ.

Реки, в первую очередь Амур, и окружающая тайга кормят и одевают, обеспечивают семьи всем необходимым. Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о животном мире, очень близком человеку.

Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте. Поэтому на традиционных праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя. Народы Приамурья — виртуозы художественной обработки дерева. Они знали множество приемов резьбы и росписи. На посуде для медвежьего праздника выполнялась наиболее богатый орнамент.

Традиционная одежда народов Приамурья — один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Распространенная пища жителей Сибири и Дальнего Востока, это строганина из рыбы, сибирские пельмени.

(Рассказы учеников могут сопровождаться презентацией).

Учитель. Ребята, а вы умеете украшать посуду так же красиво? Давайте попробуем!

(Учитель раздает круги из белого картона. Дети украшают «блюдечки»)

Учитель. Какие красивые тарелочки получились! Давайте их подарим жителям Дальнего Востока!

Дети прикрепляют свою посуду на доску рядом с изображением народов Дальнего Востока.

Рефлексия.

Что вы нового узнали о народах России?

Что понравилось вам на уроке больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия внеурочной деятельности 2 класс оригами "Праздничная открытка"

План - конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс....

Конспект занятия с учащимся 2 класса после КИ

Конспект индивидуального занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия с учащимся второго класса Громыко Иваном после кохлеарной имплантации...

Конспект занятия "БУМАЖНАЯ СКАЗКА" мастер-класс по оригами для 1-2 классов

На основе данного авторского конспекта Громовой Н.А. был составлен мастер-класс по оригами для воспитателей ГПД на районный семинар-практикум по декоративно-прикладному творчеству, прошедшему в ГБОУ С...

конспекты занятий в 1-2 классах

в конспекты включены беседы, игры, упражнения  на развитие  уважения к товарищам, умению сотрудничать в детском коллективе, воспитание толерантности и т.д....

Конспект занятия: «Развитие внимания» 1 класс

Развитие  внимания, креативности мыслительных процессов....