проект "Один, из оставшихся в живых"
проект (1 класс) по теме

Казанцева Марина  Николаевна

Самарская земля всегда славилась уникальной красотой природы и добрыми, талантливыми людьми. Но нам хотелось бы рассказать о Мурзине Николае Ильиче – воине, труженике и человеке с большой буквы. Он является прадедом  Мурзиной Елизаветы.  Николаем Ильичом гордятся все  односельчане.

Есть  события, над которыми не властно время, они навсегда  останутся  в памяти  народной. Именно таким событием  является Великая Отечественная война 1941 -1945 годов. Она вошла в историю нашей страны , в историю государства как эпопея, небывалая  по своим  масштабам героизма на полях сражений, самоотверженного подвига народа  на трудовом фронте.

     22 июня 1941 год. Она вошла  в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб,  разрушенными сёлами и городами, миллионами  убитых  на фронте, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.

  Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не  досчиталась наша страна.

     Разрушено 1710 городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень. Взорвано около 32 тысяч  промышленных предприятий, 65 тысчяч  километров железнодорожных путей. Уничтожено то, что было создано трудом  нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные почвы.

Тяжёлую войну  вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал  фронту последнее.

Война- жесточе нету слова,

                                    Война – печальней нету слова.

                                   Война – святее нету слова

                                   В тоске и славе  этих лет.

                                   И на устах  у нас иного

                                   Ещё не может быть, и нет.

  Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие  сражения, колосится рожь. Но народ хранит в памяти  имена героев  минувшей войны.

   Великая Отечественная… Наш  рассказ о тех, кто бесстрашно и гордо  шагнул  в зарю  войны,  в грохот канонад, шагнул и не вернулся, о тех, кто сейчас рядом с нами своим примером вселяет надежду в наши сердца, о тех, кем мы гордимся  сейчас и будем  гордиться всегда.

   Прошла война, прошла страда,

 Но боль  взывает  к людям:

 Давайте, люди, никогда

 Об этом не забудем.

 Пусть память верную  о ней

 Хранят, об этой муке,

 И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Когда я слышу о Великой  Отечественной  войне, мне на душе становится очень тревожно и печально. Словно «война» вызывает очень неприятные ощущения тревоги, боли, отчаяния, потому что на войне было пролито столько крови! Сколько детишек в те грозные годы осталось без папы, мамы, без близких людей!  А сколько детей погибло в годы Великой Отечественной!

       Я хочу писать о войне для того, чтобы люди поняли, как страшно, когда над головой жутко ревут вражеские самолёты, пронзительно свистят снаряды, когда не уверен, проснешься ли ты завтра или нет. Я пишу о войне, чтобы люди не смели забывать о том грозном лихолетье и не допустили повторения страданий и гибели неповинных людей.

 

 

 

Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не  досчиталась наша страна.

Бывших фронтовиков  к  сожалению  становится  с  каждым  днём  всё  меньше  и   меньше, но  мы  не  забываем  о  тех  кто  живёт  ещё  рядом  с  нами  и  свято  чтим  память  тех  кого  уже  нет. Это скромные люди, которые не думали на войне о том, что совершают подвиг. Они честно выпол­нили свой долг, долг солдата, долг сына своей Родины.

Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжелой утраты. Долг живых — не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину. Мы у них в вечном долгу. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя.

Наш рассказ о человеке чья, жизнь в годы войны стала сплавом мужества, стойкости и самоотверженности.

Хотя его имя не было известно в годы Великой Отечественной войны, но    

Николай Ильич, подобно любому неизвестному воину, внес свой неоцени-

мый вклад в дело Великой Победы и в дальнейшее развитие нашей    

Родины.

И как бы ни повернулась жизнь, Николай Ильич оставался человеком высоких гражданских убеждений, незаурядной личностью, всегда требовательным к себе и окружающим.

 

Актуальность: Нынешнее поколение  в неоплатном долгу перед  теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив  нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Многие ученики мало знают историю  родного села, жителей и какие трудности легли на плечи  наших дедов и прадедов во время Великой Отечественной войны и послевоенное время.

 В мае 2010 года вся страна будет отмечать  65- летие  Победы  Великой

Отечественной войны. И мы, учащиеся 4класса, хотели бы внести свой вклад в дело  сохранения исторической памяти  о событиях  давноминувших дней и участников войны.

Цель нашего исследования:

Привлечь внимание  к   участникам войны, изучить биографию Мурзина Н.И. и  заинтересовать общественность в изучении прошлого наших  ветеранов.

 

 Задачи

раскрыть и изучить  страницы жизни  Мурзина Н.И.- одного из старейших жителей села и участника войны.

отразить его вклад в общее дело – победу в  Великой Отечественной войне;

воспитание  уважения  к  старшему  поколению, любви  к  Родине, стремления  быть  похожими  на  ветеранов.

формировать  чувства  гражданственности  и  патриотизма;

пополнить  страницы истории нашей Родины воспоминаниями нашего  ветерана.

 

Объект: биография Мурзина Н.И.

 

Форма: групповая

 

  К сожалению, не так уж мы много знаем  о наших земляках:  ветеранах войны, о славных тружениках тыла. Нам, кажется, что мало уделяется внимание им, мало проводим  встречи, а ведь ветеранов осталось единицы. И мы хотим  рассказать о замечательном человеке нашего села.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_odin_iz_ostavshikhsya_v_zhivykh.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружная научная конференция учащихся

СЕКЦИЯ «История»

ОДИН, ИЗ  ОСТАВШИХСЯ В ЖИВЫХ…

Авторы: Мурзина Елизавета

                                                                                               Мурзина Ульяна

                                                                                               Сорокина Раиса

                                                                                                   учащиеся 4 класса

                                                                     МОУ  Чувашско-Урметьевской СОШ

                                                           Муниципальный район Челно-Вершинский

                                                               Руководитель: Казанцева М.Н.

                                                                   учитель начальных классов

2010 год

                                                          Оглавление:

1 Введение……………………………………………………………………2-3

2. Основная часть. Биография   Мурзина Н.И.

   2. 1.Детство и юность…...………………………………………………….4-5

   2.2 Военные годы……………………………………………………………5-6

   2.3 Мирный труд…………………………………………………………….7

3.Заключение…………………………………………………………………8-9

4.Список литературы………………………………………………………..9

5 Приложение………………………………………………………………..

                                       1. Введение

Самарская земля всегда славилась уникальной красотой природы и добрыми, талантливыми людьми. Но нам хотелось бы рассказать о Мурзине Николае Ильиче – воине, труженике и человеке с большой буквы. Он является прадедом  Мурзиной Елизаветы.  Николаем Ильичом гордятся все  односельчане.

Есть  события, над которыми не властно время, они навсегда  останутся  в памяти  народной. Именно таким событием  является Великая Отечественная война 1941 -1945 годов. Она вошла в историю нашей страны , в историю государства как эпопея, небывалая  по своим  масштабам героизма на полях сражений, самоотверженного подвига народа  на трудовом фронте.

     22 июня 1941 год. Она вошла  в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб,  разрушенными сёлами и городами, миллионами  убитых  на фронте, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.

  Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не  досчиталась наша страна.

     Разрушено 1710 городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень. Взорвано около 32 тысяч  промышленных предприятий, 65 тысчяч  километров железнодорожных путей. Уничтожено то, что было создано трудом  нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные почвы.

Тяжёлую войну  вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал  фронту последнее.

Война- жесточе нету слова,

                                    Война – печальней нету слова.

                                   Война – святее нету слова

                                   В тоске и славе  этих лет.

                                   И на устах  у нас иного

                                   Ещё не может быть, и нет.

  Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие  сражения, колосится рожь. Но народ хранит в памяти  имена героев  минувшей войны.

   Великая Отечественная… Наш  рассказ о тех, кто бесстрашно и гордо  шагнул  в зарю  войны,  в грохот канонад, шагнул и не вернулся, о тех, кто сейчас рядом с нами своим примером вселяет надежду в наши сердца, о тех, кем мы гордимся  сейчас и будем  гордиться всегда.

   Прошла война, прошла страда,

 Но боль  взывает  к людям:

 Давайте, люди, никогда

 Об этом не забудем.

 Пусть память верную  о ней

 Хранят, об этой муке,

 И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Когда я слышу о Великой  Отечественной  войне, мне на душе становится очень тревожно и печально. Словно «война» вызывает очень неприятные ощущения тревоги, боли, отчаяния, потому что на войне было пролито столько крови! Сколько детишек в те грозные годы осталось без папы, мамы, без близких людей!  А сколько детей погибло в годы Великой Отечественной!

       Я хочу писать о войне для того, чтобы люди поняли, как страшно, когда над головой жутко ревут вражеские самолёты, пронзительно свистят снаряды, когда не уверен, проснешься ли ты завтра или нет. Я пишу о войне, чтобы люди не смели забывать о том грозном лихолетье и не допустили повторения страданий и гибели неповинных людей.

Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не  досчиталась наша страна.

Бывших фронтовиков  к  сожалению  становится  с  каждым  днём  всё  меньше  и   меньше, но  мы  не  забываем  о  тех  кто  живёт  ещё  рядом  с  нами  и  свято  чтим  память  тех  кого  уже  нет. Это скромные люди, которые не думали на войне о том, что совершают подвиг. Они честно выполнили свой долг, долг солдата, долг сына своей Родины.

Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжелой утраты. Долг живых — не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину. Мы у них в вечном долгу. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя.

Наш рассказ о человеке чья, жизнь в годы войны стала сплавом мужества, стойкости и самоотверженности.

Хотя его имя не было известно в годы Великой Отечественной войны, но    

Николай Ильич, подобно любому неизвестному воину, внес свой неоцени-

мый вклад в дело Великой Победы и в дальнейшее развитие нашей    

Родины.

И как бы ни повернулась жизнь, Николай Ильич оставался человеком высоких гражданских убеждений, незаурядной личностью, всегда требовательным к себе и окружающим.

Актуальность: Нынешнее поколение  в неоплатном долгу перед  теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив  нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Многие ученики мало знают историю  родного села, жителей и какие трудности легли на плечи  наших дедов и прадедов во время Великой Отечественной войны и послевоенное время.

 В мае 2010 года вся страна будет отмечать  65- летие  Победы  Великой

Отечественной войны. И мы, учащиеся 4класса, хотели бы внести свой вклад в дело  сохранения исторической памяти  о событиях  давноминувших дней и участников войны.

Цель нашего исследования: 

Привлечь внимание  к   участникам войны, изучить биографию Мурзина Н.И. и  заинтересовать общественность в изучении прошлого наших  ветеранов.

 Задачи:  

раскрыть и изучить  страницы жизни  Мурзина Н.И.- одного из старейших жителей села и участника войны.

отразить его вклад в общее дело – победу в  Великой Отечественной войне;

воспитание  уважения  к  старшему  поколению, любви  к  Родине, стремления  быть  похожими  на  ветеранов.

формировать  чувства  гражданственности  и  патриотизма;

пополнить  страницы истории нашей Родины воспоминаниями нашего  ветерана.

Объект: биография Мурзина Н.И.

Форма: групповая

  К сожалению, не так уж мы много знаем  о наших земляках:  ветеранах войны, о славных тружениках тыла. Нам, кажется, что мало уделяется внимание им, мало проводим  встречи, а ведь ветеранов осталось единицы. И мы хотим  рассказать о замечательном человеке нашего села.

 

 2.Основная часть. Биография Мурзина Николая Ильича.

                                         2.1. Детство и юность.

Мы часто спрашиваем, откуда они, эти люди, чья жизнь может служить примером для подражания. В случае с Николаем Ильичом ответ очень простой: он родился 15 мая 1924года в селе  Чувашское Урметьево Челно-Вершинского района Куйбышевской области. В семье крестьянина-бедняка. Родители: отец- Мурзин Илья Иванович (1903-1943г)  погиб на Курской дуге, мать- Мурзина Ульяна Борисовна (1901-2007г) , прожила 106 лет. В большой семье  колхозника Илья Николаевич был старшим  из 6 детей.

Как и все деревенские дети  Мурзин Н.И. с малых  лет помогал родителям и в поле и дома. Был трудолюбив, послушен, скромен. А какая была большая мечта  окончить школу, получить образование, научиться играть на балалайке. Но успел он  закончить только 7 классов. Началась война….

И  Николай Иванович  начал работать конюхом на пару со всегдашним       хозяином конного двора Григорием Разуковым, человеком добрым, работящим. На попечении было более 70 лошадей. Уже в июле 1941года дед Григорий и Николай  проводили на фронт часть поголовья.

-Мы с тобой воевать не можем - я по старости, ты по молодости, правда, у тебя ещё всё впереди, - говорил наставник.

 Приходилось помогать и в поле: был подавальщиком снопов на молотилке, работал на лобогрейке с Казандаевым Л.И., возили зерно, картофель на лошадях.

«А в свободное время вместе с ребятишками соберутся,  бывало около дома и играл мой брат на балалайке»,- вспоминает о брате сестра Мурзина Лидия Ильинична. «Так и с детских пор и играет, да и любит песни петь».

Другая сестра Николая  Ильича-Мария Ильинична Филиппова говорит о брате, что известие о войне принёс в дом именно брат. И в деревню  Поляны Редут отправили Колю верхом на лошади, чтобы известить жителей о начале войны. Ведь по-русски не каждый мог в то время хорошо разговаривать в чувашских селах. А  брат хорошо учился в школе.  

 В военкомате Николаю сказали, что  воевать ему рановато, но  можно его отправить   в пехотное училище.

                               

                                         Военные годы.

Ах, война, что ты сделала подлая:

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат,

До свидания, мальчики!

Везучий я был на войне,- рассказывает Николай Ильич.

-Пуля- дурра, она, конечно, не разбирает, кого продырявить. Но, сколько было случаев, иные солдаты и осторожничали, лишний раз  головы не поднимали, а глядь, не станет кого-то рядом в живых. Я же по молодости, что ли, и не дрожал  за свою жизнь, и хотя и тяжело ранило, потом  оторвало  руку, а живу. Не смогла меня война списать.

Обстановка на фронте была сложной, и после пяти с половиной месяцев учёбы его, 18-летнего, в числе других курсантов  направили в район боевых действий. Вместе с ним был направлен и его односельчанин Ксенофонтов Пётр.

Первое  боевое крещение Мурзина Н. И. было сразу же  по прибытию на станцию Валуевка. Их эшелон попал под бомбёжку.

Шёл второй год войны. Николай Ильич быстро привык к обстановке. Держался  ближе к бывалым солдатам, набирался у них опыта.  После боя в районе Шепетовки командир батареи Загайда похвалил молодого  пулемётчика: бьёт в цель, легко ориентируется в местности, сходу схватывает приказы командора. После каждого боя находил время  смазать, почистить пулемёт, не оставлял его без  чехла, поэтому когда наступала пора действовать, про его оружие в шутку говорили: «Ну, заработала  швейная машинка Мурзина!»

Хорошую службу его пулемёт сослужил и при форсировании Донца. Здесь  Мурзин  Н.И. в  июле 1943 года  был ранен осколком в ногу.

 После этого даже похоронка пришла матери. Но за 3 дня до похоронки, мать Ульяна Борисовна успела получить  письмо от сына, которое он успел написать после ранения со станции Калач. Не поверила мать, что сын умер.  К счастью это была ошибка. И потянулись долгие месяцы  лечения  в госпиталях Воронежской области. После лечения  он приехал домой на 10 дней.

Вновь на фронт попал в начале 44 года уже артиллеристом. До сентября он воевал в составе 90-ой прорывной дивизии в Прибалтике. В наступательном бою 17 сентября 1944года был тяжело ранен в левую руку. Ампутация. Долгие месяцы лечения (до апреля следующего года). Получил за боевые заслуги орден Славы III степени. Домой  Мурзин Н.И. вернулся без руки. Великую Победу  встретил дома.

Слава тем, кто сквозь метели

Рвался в бой под град свинца, -

Всем солдатам, шедшим к цели

И дошедшим до конца!

                                           

                                           2.3 Мирное  время.

Война не сломила его, наоборот закалила его характер, научила радоваться любой мелочи: первому дождю, улыбке ребенка, мирному небу над головой…

Военные события предопределили послевоенную жизнь этого человека… 

Война оставила неизгладимый след и душе и памяти этого человека, и хотя он видел несправедливость, смерть, насилие, он вернулся не искореженным, с живой, способной чувствовать душой.

Не стал  предаваться унынию, что стал инвалидом.  «С одной рукой ещё можно не только жить, но и работать, быть полезным людям »- думал он с оптимизмом. Поэтому сразу попросил дело. С 1945 по 1956 г. Работал налоговым агентом  РайФо по Чув-Урметьевскому сельскому совету.

Учётчик, заведующий СТФ, МТФ, полевод, зав.складом - вот послужной список Николая Ивановича после войны. За свою работу  он не раз отмечался благодарностями и денежными премиями. Трудностей,  конечно, было много, да и какое дело обходится  без них! Но Мурзин Н.И.  никогда не терял  таких качеств, как чувство ответственности за порученное дело, требовательности к себе и к товарищам по работе. Как и положено члену партии, с которой он связал свою судьбу ещё  в трудные послевоенные годы.  Был председателем колхоза  «Победа» Мингалеев Н.Ф.и он говорил: «Его энергии и аккуратности  позавидует иной молодой работник.  И за дело колхозное душой болеет.  Спасибо ему».

 Спасибо говорят ему и его жена Марфа Ильинична, с которой он  прожил с 1948года (62 года они вместе), и 5 детей: 3 сына и 2 дочери, 13 внуков, 5 правнуков.

   «Дом  построили сами, детей воспитали, не одно дерево посадили»,- говорит  супруга Николая Ильича. Работы не боялись, она нас боялась.  

   орденскими книжками

                                             

                                             

                                                3 Заключение

Вот и закончился наш рассказ о дедушке Николае. Об этом удивительном, честном, героическом человеке можно говорить много и много. Дедушка Лизы для нас всегда будет примером. Мы гордимся им.

Прошло уже много лет со дня Победы. Наша страна давно залечила раны  войны. Заколосились хлеба на истерзанной фашистами земле, ожили леса. Из руин поднялись светлые города, уже не одно  поколение родилось и выросло в мирное время. И это благодаря им!

        Мы не должны забывать  про военные события, потому, что за нашу благополучную жизнь было отдано много жизней. Люди, которые сражались,  хотели, чтобы  их дети жили в будущем под мирным небом. Они проливали кровь за наше безоблачное настоящее и будущее. Мы не имеем право,  забывать наших предков, мы должны быть благодарны им за их мужество и отвагу, за храбрость и доблесть! События, которые происходили в те грозные годы, были решающими  для России. Ведь если бы не победили наши воины в этой войне, мы просто боимся  представить, что было бы с нашим народом и страной.

Мы достигли  поставленных целей и задач. Узнали о нашем земляке  много, а именно:

  • Где родился,  и какое у него было детство;
  • Какими были военные годы: на каких фронтах воевал,
  • какие награды получил за боевые заслуги;
  • Чем занимался в мирное время;

Эта исследовательская работа никого не оставило равнодушным и лишний раз заставило всех нас задуматься над тем, какую невероятную цену пришлось заплатить нашим землякам за победу в Великой Отечественной войне.

Мы оформили  альбом о ветеране войны Мурзине Н. И. , познакомили учащихся начальной школы с автобиографией, сделали цикл фотографий, готовимся к   встрече с ветераном войны  с приглашением в школу .

                                   

                                    4. Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.

Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.

Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....

Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС

Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...

Помощь детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей в профессиональном самоопределении.

Выбор профессии-один из важнейших жизненных выборов,совершаемых человеком в юном возрасте,так как,выбирая профессию,он выбирает и образ жизни....

Презентация на тему: " Психологическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Данная презентация представляет собй модель психологического сопровождения детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей. Приемлима в работе соц педагогов и работников....