Программа занятий внеурочной деятельности
рабочая программа (1 класс) по теме

Акулова Оксана Александровна

В мире книг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_knig.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Программа занятий внеурочной деятельности

«В мире книг»

Пояснительная записка

Общая характеристика занятий внеурочной деятельности.

Занятия внеурочной деятельности «В мире книг» способствуют расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Занятия внеурочной деятельности помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели занятий внеурочной деятельности:

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность занятий внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание занятий внеурочной деятельности создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Место занятий  внеурочной деятельности в учебном плане. С 1 по 2 класс факультативные занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется 33 занятия.

Ценностные ориентиры содержания занятий внеурочной деятельности. Содержание программы занятий внеурочной деятельности  «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа занятий внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (Аппарат книги — совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы  занятий внеурочной деятельности.

В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнениеи аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Содержание программы

1 класс (33 ч)

Здравствуй, книга (2 ч)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).

Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.

Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2 ч)

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3 ч)

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева(3 ч)

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В. Сутеев — автор и художник-оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (3 ч)

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели (3 ч)

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро

«Красная шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

Книги-сборники стихотворений для детей (3 ч)

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Литературная игра «Послушай и назови».

Дети — герои книг (3 ч)

Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».

Парад героев сказок.

Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».

Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.

Книги о животных (3 ч)

Книги-сборники о животных.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

Универсальные учебные действия:

— находить книгу в открытом библиотечном фонде;

— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

— пользоваться аппаратом книги;

— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Календарно - тематический план

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1.

Здравствуй, книга

3

1.1

3.09

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

1

Знакомство  с элементами структуры учебной книги, аппаратом ориентировки, правилами пользования книги

1.2

10.09

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

1

Классификация книг по темам и жанрам

1.3

7.09

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

1

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека Правила поведения в библиотеке

2.

Книги о Родине и родной природы

2

2.1

24.09

Книги о Родине и природе.

1

Презентация книг детских писателей о Родине

2.2

1.10

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

1

Художники- иллюстраторы детских книг. Различие книги- сборника и книги- произведения

3.

Писатели детям

3

3.1

8.10

15.10

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

2

Структура книги- сборника

3.2

22.10

Книги современных писателей о детях.

1

Подготовка библиографической справки об авторе

4.

Народная мудрость. Книги сборники

2

4.1

5.11

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».

1

Особенности детских книг с фольклорным содержанием

4.2

12.11

Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».

1

Игры

 « Посчитайся»,  «Отгадай загадку»  

5

По страницам книг В.Сутеева

3

5.1

19.11

По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).

1

Структура книги- сборника

5.2

26.11

В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей.

1

Правила чтения по ролям

 

5.3

3.12

Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».

1

 

 Чтение по ролям

6

Сказки народов мира

3

6.1

10.12

Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

1

 

Чтение  сказок

6.2

17.12

24.12

Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.

2

Знакомство с большеформатными книгами

7

Книги русских писателей

3

7.1.

14.01

Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

1

Посещение библиотеки, Книжный формуляр

7.2

21.01

Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

1

Биографическая справка

7.3

28.01

По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол.

1

Слушание и чтение различных историй

8

Детские писатели

3

8.1

4.02

Книги С. Маршака. Выставка книг.

1

Поиск нужного произведения в

книге – сборнике по содержанию

 

8.2

18.02

Книги-сборники произведений К. Чуковского.

1

Книги-произведения, книги-сборники

8.3

25.02

Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг.

1

Парад героев книг

9

Сказки зарубежных писателей

3

9.1

4.03

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

1

Знакомство с биографией писателя

9.2

11.03

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

1

Инсценирование сказок

9.3

18.03

В гостях у сказки.

1

 Проект «Моя любимая сказка»

10

Книги сборники стихотворений для детей

2

10.1

1.04

Стихотворения для детей.

1

Рифма и ритм стихотворения

10.2

8.04

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

1

Кто быстрее найдет произведение в книге?

11

Дети герои книг

3

11.1

15.04

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

1

Литературная игра «Послушай и назови»

11.2

22.04

Дети — герои книг детских писателей.

1

Знакомство с героями-ровесниками

11.3

29.04

Литературная игра «Вопросы и ответы».

1

 Игра «Поиск ответов на вопросы»

12

Книги о животных

3

12.1

6.05

Книги В. Бианки, Г. Скребицкого.

1

Знакомство с творчеством писателей

12.2

13.05

Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1

Слушание и рассматривание

12.3

20.05

Книги В. Чаплиной о животных.

1

Сочинение «Мой маленький друг» Презентация любимой книги

Всего

33ч.

17ч.

16ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий внеурочной деятельности «В мире книг». 1 класс

Занятия внеурочной деятельности «В мире книг» способствуют расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспит...

Программа занятий внеурочной деятельности «В мире книг». 2 класс

Занятия внеурочной деятельности «В мире книг» способствуют расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспит...

Программа занятий внеурочной деятельности "Самара-край родной"

Данная программа является составной частью духовно-нравственного направления внеурочной деятельности младших школьников....

Программа занятий внеурочной деятельности "Рисунок на песке"

Современное искусство не стоит на месте, оно развивается и дает очень много возможностей выразить свои чувства, мысли различными средствами выражения....

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности социального направления "В школу с улыбкой".

Рабочая программа социального направления "В школу с улыбкой" может быть использована учителями в 1 классе общеобразовательной школы....

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Уроки здоровья".

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Уроки здоровья" может быть использована учителями во 2 классе общеобразовательной школы и предназнач...

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов

 Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Шахматы в школе» для 1-4 классов...