Повышение речевой культуры учащихся начальной школы
статья по теме

Столбихина Марина Васильевна

Повышение речевой культуры учащиеся одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствия языковым нормам. Наблюдения показывают, что однотипные нарушения встречаются в речи разных детей, повторяются из поколение в поколение. Следовательно, их появление связано с объективными закономерностями, о которых мы попытаемся сегодня поговорить.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Повышение речевой культуры учащихся начальной школы»

Повышение речевой культуры учащиеся одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствия языковым нормам. Наблюдения показывают, что однотипные нарушения встречаются в речи разных детей, повторяются из поколение в поколение. Следовательно, их появление связано с объективными закономерностями, о которых мы попытаемся сегодня поговорить.

В зависимости от причин возникновения, ошибки могут быть поделены на:

- Системные;

- Просторечные;

- Композиционные.

     В зависимости от формы речи (устная или письменная) ошибки бывают:

- в устной речи:

- орфоэпические (связанные с произношением);

- акцентологические (связанные с ударением);

- в письменной речи:

- ошибки орфографические;

- пунктуационные.

Обучение учащихся грамотно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме в настоящее время выходит за рамки уроков чтения и русского языка, и является одной из задач всего процесса обучения в школе. Успешность овладения грамотной письменной речью обусловлена сформированностью произносительных навыков, определенным уровнем развития фонематического слуха, морфологических и синтаксических обобщений, достаточным объемом лингвистических знаний.

Что касается нашей начальной школы, то на первый план выходит проблема правописания проверяемых безударных гласных в корне. Это ошибки письменной речи они относятся к орфографическим. Опробуем разобраться в причинах этих ошибок.

Одной из причин, на которую указывают многие авторы, является недостаточная готовность детей к школьному обучению, т.е. -  «проблема школьной зрелости» (зрелость психологическая и физиологическая).

В рамках психологической готовности важная роль отводится уровню развития психомоторики ребенка, особенно тонкой моторике рук. Мышцы руки ребенка должны быть достаточно окрепшими, а мелкая моторика хорошо развита, чтобы ребенок мог правильно держать ручку, и резерва его работоспособности хватало бы на длительное время.

Другим критерием готовности ребенка к школьному обучению является владение фонетически и грамматически правильной связной речью. В условиях неполноценного функционирования речевого аппарата и лексико – грамматического недоразвития речи многие дети оказываются неготовыми к овладения программы по русскому языку.

В последние годы многие известные лингвисты, психологи основным условием орфографически правильного письма считают усвоение детьми двух принципов русского правописания:

- фонетического;

- морфологического.

        Что это такое? Фонетический принцип письма отражает написание слов в полном соответствии с их звучанием, не основанным на знании грамматических правил. Эти принципом письма ребенок должен овладеть уе в дошкольном возрасте (если знает буквы).

        Более сложным для усвоения является ведущий принцип русского правописания – морфологический, когда при написании слова нужно руководствоваться нормой единообразного написания морфем слова, независимо от их произношения. Следовательно, овладение морфологическим принципом орфографии сводится к усвоению грамматических правил, определяющих особенности написания различных морфем слова (корня, суффикса, окончания, приставки).

В качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения морфологическим принципом письма выделяются следующие параметры:

  1. Умения и навыки, являющиеся базой для написания слова на основе фонетического принципа (проще говоря, достаточный уровень развития фонематических процессов – слуха, восприятия, фонематического анализа);
  2. Овладение морфологическим анализом слов, для выделения той части слова, которая содержит орфограмму;
  3. Активное пользование словарным запасом и умение группировать его в соответствии с поставленной задачей (например: поиск однокоренных слов).

Выпадение хотя бы одной составляющей предпосылки этого процесса может привести этого процесса может привести к проблемам усвоения грамматических правил.

Наряду с рассмотренными параметрами, успешность овладения грамотным письмом зависит от состояния психических процессов – внимания, памяти, мыслительных операций, развитию которых уделяется недостаточное внимание.

В зависимости от ситуации ребенок в ходе решения орфографической задачи может опираться на зрительную или моторную память. Отдельно хочется остановиться на механической памяти, которая регулирует овладение традиционным принципом написания слов. Мы знаем, что в русском языке сохранилось историческое написание многих слов, которое не подчиняется ни грамматическим, ни фонетическому принципу орфографии.

Примерами традиционного письма служат словарные слова. Единственным способом не допускать ошибки в таких словах является прочное запоминание, заучивание и многократное прописывание слов. Этот способ допустим и для слов с проверяемой безударной гласной в корне, особенно в словах с часто употребляемыми корнями (например: бег, ход, дом, вод, вар). Для этого можно создавать так называемые «гнезда родственных слов».

«Откуда появляются в уме проверочные слова? Они «вылетают из гнезд». А что такое гнезда? Гнезда – это объединение родственных слов в нашем уме». В гнездах слова связаны в единую семью. Родственники в такой семье легко приходят на помощь друг другу. Что бы проверочные слова быстро приходили в голову, нам надо почаще собирать гнезда слов. Например: дом, домик, домашний, домовничать, домище и т.д.

Другим психическим процессом, обеспечивающим формирование грамотного письма, является внимание. Недостаточное распределение внимания способствует возрастанию графических ошибок. Поэтому память и внимание надо целенаправленно формировать.

Вернемся к правописанию проверяемых безударных гласных. В основе этих ошибок, по мнению многих авторов, лежат трудности овладения учениками навыков словообразования. Такие учащиеся не умеют использовать приставки и суффиксы для образования новых слов. В результате у них возникают большие трудности в овладении морфологическим составом слова и морфологическим принципом русской орфографии. Для этих учеников предлагается следующая система работы:

  1. Обогащение лексики путем усвоения словообразовательных моделей;
  2. Использование усвоенных навыков словообразования для обучения подбору однокоренных слов;
  3. Формирование умения в ряду родственных слов находить проверочные слова к данному слову по специально разработанному алгоритму (обозначить корень, произнести слово с выделением ударного слога, обозначить ударение, подчеркнуть безударную гласную в корне и т.д.).

Вы все это знаете.

Таким образом, в заключении хочется сказать, что орфографические правильное письмо и сформированности всех компонентов чтения, наряду с достаточным уровнем развития памяти, внимания, составляют основу для овладения навыками грамотного письма.

Resource id #5076

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение орфографической зоркости учащихся начальной школы.

Данный материал, собранный мною ,  помогает учителю подготовиться к уроку....

Пути повышения орфографической грамотности учащихся начальной школы.

     Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы...

« Использование игровых методов обучения при развитии речевой культуры учащихся начальной школы в процессе изучения ими филологических дисциплин»

Опытно-экспериментальная работа была проведена на основе выдвинутой гипотезы: развитие речевой культуры в начальной школе будет проходить успешно, если:*...

Система работы по повышению орфографической зоркости учащихся начальной школы

Данная работа полезна учителям начальной школы. В статье приведены тренировочные упражнения и задания по повышению грамотности письма учащихся начальной школы....

«Технология развития критического мышления как средство повышения качества знаний учащихся начальной школы»

Свою основную задачу я вижу в том, чтобы дать каждому ученику возможность, опираясь на его субъектный опыт, реализовать себя в учебной деятельности.  Для достижения этой цели я использую технолог...