Повышение качества образования на первой ступени посредством применения современных педагогических технологий
материал по теме

Логинова Ирина Сергеевна

выступление на заседании МО учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение качества образования на первой ступени посредством применения современных
педагогических технологий
                                                                             Логинова И.С.

 «Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов… Образовательная система должна вобрать в себя современные знания и технологии»

                                                                             В.В.Путин

(Из выступления на расширенном заседании Государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 года»)

Модернизация системы образования в России направлена на приведение результатов её деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшимися в процессе либерализации экономики и демократических преобразований, происходящих в стране. Рассматривая систему образования региона как ресурс его социально-экономического развития, а образование гражданина как основание его социальной и профессиональной успешности, следует существенно скорректировать цели общего образования. Изменения, происходящие в последнее десятилетие в технологиях производства, экономических и социальных отношениях, обусловили качественно новые требования к кадровому ресурсу. Конкурентоспособность на современном рынке труда во многом зависит от способности работника приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться в различных ситуациях. В настоящее время успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, принципиальная смена которых происходит примерно раз в пять лет, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, устарела. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей. Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно соорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.  Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Уже недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Как показывает анализ педагогической практики в современной средней школе, за последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась во внедрении новых психолого-педагогических технологий.

Существуют разные определения педагогической технологии. На мой взгляд, наиболее удачно отражает сущность педагогических технологий следующее определение:

 «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.Монахов).

 Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

Коллектив учителей нашей начальной школы активно работает над решением проблемы повышения качества образования младших школьников через обновление содержания образования и применение новых педагогических технологий. Каждый учитель-профессионал в  нашей школе старается ответить на вопрос: «Как сделать школьную жизнь каждого ребенка интересной, познавательной и успешной?»

…С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно ориентированного обучения, активизируются попытки педагогов найти тот инструментарий, который бы обеспечил бы стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования”. Мы стали внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе. В поисках решения проблемы  используем  в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализуется через внедрение здоровьесберегающего подхода,  компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых  технологий, педагогику сотрудничества, технологию развивающего обучения.   Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка.

Личностно-ориентированное обучение позволит:

повысить мотивированность учащихся к обучению;

повысить их познавательную активность;

создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;

отследить динамику развития учащихся;

учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности. Должна присутствовать педагогическая поддержка. Современный учитель должен владеть этой технологией.

Одной из  инновационных технологий является

 Технология развивающего обучения Л.В. Занкова по которой работают учителя нашей начальной школы.

Это технология развития творческих качеств личности.

     Каковы же результаты нашей деятельности по «Повышению качества образования через развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся»?

  • учащиеся  активнее включаются в учебную деятельность;
  • использование ранее полученных  учащимися знаний в новой ситуации;
  • хорошо организованная  совместная  работа в группах, парах, позволяет воспитывать у учащихся чувства коллективизма, коммуникативности;
  • овладение  на высоком уровне общеинтеллектуальными навыками (умение анализировать, группировать, классифицировать, обобщать, выделять закономерности, находить ошибки);
  •  способность ребенка  терпимо относиться к мнению другого, доказывать свою точку зрения, оппонировать, прогнозировать свою деятельность. В конечном счёте это приводит к повышению качества знаний.

Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения.  

Говоря о современных педагогических технологиях, нельзя не сказать и о компьютерных.

Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения. Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.

Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития.

Ответом на социальный заказ в области образования, средством реализации стратегических задач начального образования может выступать, в первую очередь, развивающие системы, в которых   развитие личности понимается не как развитие отдельных сторон – внимания, воображения, памяти и т.п., а как общее развитие личности. И в этом актуальность данного подхода.

Итак, в общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения.  Я попыталась представить лишь маленькую толику педагогических технологий как фактор повышения качества образования в общеобразовательной, в частности, начальной школе.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение качества образования в начальной школе через применение новых компьютерных технологий"

Материал поможет учителям начальной школы повысить качество образования через применение новых компьютерных технологий и интарактивной доски....

Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий

Данный материал поможет добиться  качественного усвоения знаний при использовании компьютерных технологий....

Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий

Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий         Основной целью модернизации всей системы образования в последние дес...

Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий (из опыта работы)

Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетия является – повышение качества образования. Современная начальная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное р...

Методический семинар на тему "Применение информационно – коммуникационных технологий как средство повышения качества образования младших школьников"

Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой...

«Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий»

Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, мне необходимо было сделать учебный процесс максимально эффективным. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным техн...