Статья "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"
статья по теме

В данной статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_odarennymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.docx61.66 КБ

Предварительный просмотр:

    Назмиева Наталья Юрьевна.

Место работы и должность: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 », учитель начальных классов.

Образование: высшее. Башкирский Государственный педагогический институт, педагогика и методика начального обучения.

Стаж педагогической работы: 23 года.

Квалификационная категория: первая

Награждена: Грамотой Управления образования за высокий уровень подготовки учащихся к городской олимпиаде « Юниор»; Грамотой Управления образования за высокие результаты в обучении и воспитании учащихся.

Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе.

     В настоящее время значение образования очень высоко. Человечество оставило позади век промышленности и вступило в век информации. Но соответствует ли уровень знаний, которые дает ребенку современная система образования, требованиям нового экономического мира? В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

     Главная цель,  которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук,  сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

     Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

    Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

     Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия  между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

    Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот.  Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке учитель стремится подтянуть  до программного уровня всех учащихся, а сильные, неординарные учащиеся остаются без внимания. Постепенно они превращаются в поверхностных зазнаек и становятся далеко не самыми лучшими учениками.

      Часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объёма, глубины материала. Однако, беседуя с учителями, узнаёшь, что в среднем звене таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы.

      Такие дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных возможностей ребёнка становится проблемой не только для семьи, но и для учителей. Трудности действительно возникают.

     Этих детей поджидают не только радости учения, но и разочарования и конфликты. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Большинству учителей просто некогда заботиться  об одарённом ребёнке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими знаниями, с не всегда понятной умственной активностью.

Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам, но наша средняя школа, кроме «средней» программы, чаще всего ничего им предложить не может.

    Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.

       В связи с этим, я думаю, возникает необходимость в  совершенствовании процесса обучения с целью поддержки и развития  познавательной активности таких учащихся. На первый план выходит актуальная проблема - работа с детьми, опережающими своих сверстников, с признаками незаурядного интеллекта.

      Каких детей называют одарёнными?  Что можно сделать для их поддержки?

     Единой общепринятой концепции одаренности нет и на современном уровне развития науки быть не может, но вместе с тем есть множество весьма серьезных разработок, проливающих свет на многие стороны этого явления. Произнося словосочетания «одаренные дети», мы постоянно подчеркиваем, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то дает сверх меры, не скупясь, а кого-то «обходит стороной».  Итак, «одаренным» принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Это генетический дар, который раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. И подобно тому, как опытный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и умное педагогическое руководство способны превратить природный дар в выдающийся талант.

      Как не потерять таких детей? Как различить их в классе? Ведь в школе постоянно идёт процесс развития  учащихся по строго выработанному плану для всего класса.

И как результат, к сожалению, в школе возникает противоречие между стремлением развивать  всех учеников и неумением развить  способности  одарённых.

      Существуют в основном 2 стратегии обучения одарённых детей: ускорение и обогащение.

      Я выбрала для себя стратегию обогащения, где одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным программам, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.

      Работая более 20 лет в школе, я,  как педагог, понимаю, что должна думать обо всех детях сразу, которые сидят в классе, и о каждом ребенке отдельно. Именно осознавая тот факт, что в классах дети очень различаются по своему уровню развития, умению учиться, мотивации, пришла к выводу, что необходимо использовать дифференцированную систему обучения.

      В моём классе проводилось это следующим образом.  По результатам диагностики класс был условно разделен на 4 группы. В первую группу попали дети с более высоким уровнем развития, чем у их одноклассников. Нельзя сказать, что они отличались высоким уровнем одарённости, но у них на основе проведённого психологического теста были выявлены задатки выше среднего уровня. Думаю, все  согласятся, что одарённый ребёнок может иногда быть один на всю школу, поэтому считаю, что в школе надо работать и развивать детей, имеющих определённые задатки. Итак, в группу попало  шесть человек.

      Вторым шагом в работе с этими детьми было определение основных задач их развития и обучения .

      Определившись, таким образом, со стратегией, я пришла к выводу, что нужно

 перестроить свою работу. И, так как главная работа учителя осуществляется на уроках, то основное внимание уделила учебной программе. Пересмотрев программу,  выделила задачи каждого предмета в целом, определила роль каждого предмета в начальной школе,  сопоставила уровни требований начальной школы и среднего звена, дополнила содержание материала компонентом более высокого уровня сложности, ввела элементы опережения, большое  количество теоретического материала, дополняя учебник Госстандарта материалом из учебников по РО и других источников (энциклопедий, интернет и т. д.).

     Составляя планы, продумываю типы уроков, которые приемлемы при изучении данной темы. Использую наряду с традиционными типами уроков, и  другие типы уроков. Уместно привести в качестве примера проявления высокой творческой активности учащихся 3 урока – проекта по предмету « Окружающий мир». Это – «Движущаяся Земля и горы», « От истока до устья» и « Экосистема леса». На этих уроках дети в доступной и популярной форме познакомились с явлениями из области географии и биологии. С помощью простых опытов дети поняли, как образовались горы, почему происходят землетрясения, цунами, почему текут реки, что в мире всё взаимосвязано.

    Изменения в программе, содержании уроков, сказались на развитии детей. Такие уроки не только положительно влияют на мотивацию, но и учат применять знания в реальной жизни. На своих уроках я ввожу много материала, имеющего отношение к истории, к познанию мира (а именно: сравнение и применение некоторых знаний, связанных с физикой, физиологией и анатомией), к охране окружающей среды. Опыт показывает, что целенаправленная работа с одаренными детьми влияет на общее развитие всего класса, в том числе и «слабых», создаёт атмосферу сотрудничества.

        При работе с одарёнными детьми я руководствуюсь следующими принципами:

-  использовать в своей работе большое количество творческих  заданий;

-  учёба должна приносить ребёнку удовольствие;

-  необходимо самостоятельное добывание информации;

-  уважение желания ребёнка работать самостоятельно;

-  поощрение настойчивости, активности;

-  не снижать самооценку ученика.

      Задания, предлагаемые ученикам,  должны быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.  

 Показателями правильно выбранной мною педагогической стратегии могут выступать результаты  «Марафона знаний» (2008-2009 уч. год), где дети, выступая командой, заняли следующие места:

     Окружающий мир -  1 место

     Математика – 2  место

     Русский язык – 1 место

     Общий результат -  1 место.

   В 2009 -2010 г. состоялись  олимпиады по предметам.  Их результаты:

       

Школьный тур

Городская олимпиада «Юниор»

Окружающий мир:

Казаку В. – 1 место

Ковалев Д. – 3 место

Окружающий мир:

Ковалев Д. – 1 место

Казаку В. – 2 место

Русский язык:

Казаку В. – 2 место

Лукович С. – 3 место

Агаркова Т. – 3 место

Султанов Т. – 3 место

Русский язык:

Лукович С. – 2 место

Математика:

Казаку В. – 3 место

        Подведем итоги. Итак, первое: перед началом работы с одаренными детьми необходимо учитывать их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть приёмами работы с ними.

        Второе: вне зависимости от системы обучения (Занковская ли это система, или Давыдова, Эльконина, традиционная ли) огромна роль в развитии детей самого учителя, особенно в младших классах.

       Третье: так же важен стиль преподавания учителя. Считается, что существует два типа учителей: «развивающие» и «обучающие». «Развивающий» учитель акцент в своей работе, прежде всего, делает на развитие процессов психики (мышление, память, внимание, воображение и т. д.). Меньшее значение имеет количество выполненных заданий, чем качество творческой работы. «Обучающие» учителя большее внимание уделяют показательной стороне обучения: высокие результаты учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы); меньше работы ведется на развитие творчества.

       К сожалению, даже самые полные и эффективные методики – это только  инструмент в руках учителя. И, как показывает опыт, лишь умело используя их, можно добиться высоких результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Данная проблема давно волнует меня. Хочу поделиться своим опытом с коллегами....

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Переход к развивающей системе  образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....

Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...

Работа с одаренными детьми в начальной школе /по материал из опыта работы/

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.Главная цель сейч...