"Зима. Как готовятся к зиме братья наши меньшие"
методическая разработка (2 класс) по теме

Пархоменко Елена Андреевна

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:  "Зима. Как готовятся к зиме братья наши меньшие" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация " Зима. Как готовятся к зиме братья наши меньшие ", так же  во время урока рекомендуется прослушивание пьесы П.И. Чайковского "Времена года" и  просмотр мультфильма "Зимняя сказка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:  "Зима. Как готовятся к зиме братья наши меньшие" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация " Зима. Как готовятся к зиме братья наши меньшие " и рекомендуется просмотр мультфильма "Зимняя сказка"

Цели:  познакомить учащихся с изменениями в природе зимой; показать красоту зимнего времени года; формировать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, о том, как животные готовятся к зиме; развивать наблюдательность, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация: «Зима. Как готовятся к ней братья наши меньшие»; подборка картин изображающих зимний лес; аудио запись пьесы «Времена года» П.И. Чайковского; мультфильм «Зимняя сказка».

                                           Ход занятия:

Организационный момент.

Сообщение темы занятия. – Ребята, прослушайте стихотворение. О каком времени года в нем рассказывается?

С неба падают снежинки, словно белые пушинки,

Покрывая все кругом мягким бархатным ковром.

Солнце полно светлой ласки, все блестит, как в дивной сказке,

Пруд зеркальный недвижим под покровом ледяным. (Зима)

Сегодня мы будем говорить с вами о зиме, об изменениях в жизни растений и животных в зимнее время, а так же о том, как можно помочь братьям нашим меньшим в холодное время года.

Зимние загадки: (отгадывание загадок о зиме)

 Все его зимой боятся – больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос, ведь на улице ...  (мороз)

С неба он летит зимой, не ходи теперь босой,

Знает каждый человек, что всегда холодный ...  (снег)

Под ногами у меня деревянные друзья. Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой…  (лыжи)

Не сосите, сорванцы, ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки, Потому что ел ...  (сосульки)  

Он когда-то был водой, но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год на реке мы видим ...  (лед)  

Дидактическая игра «Исправь ошибку»:

 -Ребята, Незнайка писал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.

 «Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима,  так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!»

 Ребята, а вы согласны с последним предложением из письма Незнайки: «Зима – чудесное время года!». - Объясните почему.

 - Расскажите, за что вы любите зиму?

Физминутка-динамическая пауза «В декабре»:

 («Новогодний хоровод», сл. Н. Соловьевой, муз. Г Струве):

Белые – белые (Руки подняли вверх, потянулись)  

В декабре – в декабре (Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны)  Елочки – елочки (Руки подняли вверх, потянулись)

Во дворе – во дворе (Наклоны туловища влево-вправо, руки на поясе)  Кружится – кружится и поет – и поет (Кружимся на месте)

Праздничный – праздничный хоровод – хоровод. (Хлопки в ладоши)  Скользкие – скользкие в декабре – декабре (Имитация скольжения ногами)  Горочки – горочки во дворе – во дворе. (Приседания)  

Звонкие – звонкие в декабре – в декабре  (Махи руками)  

Песенки – песенки во дворе – во дворе. (Прыжки на месте)  

Кружится – кружится и поет – и поет (Кружимся на месте)  

Праздничный – праздничный Хоровод – хоровод. (Хлопки в ладоши).

Демонстрация картин известных художников о зиме (показ слайдов под музыку пьесы «Времена года» П.И. Чайковского).

Говорят:  снег,  как одеялом,  одел землю. - Почему снежный покров

сравнивают с одеялом? Снег ведь холодный, разве он может греть землю?

Нет, вы правы, снег не может греть. А вот что под снегом теплее, чем над снежным покровом,  это действительно так и есть.  Если в воздухе тридцать градусов мороза, то под снегом может быть намного меньше. Дело в том, что в рыхлом снегу, между снежинками, находится воздух, а воздух плохо нагревается и плохо охлаждается. Случился мороз в воздухе,  а под снег он пробраться не может.  Это хорошо знают животные, они прячутся под снег.  Так поступают полевые и лесные мыши, некоторые птицы: куропатки, тетерева. Заяц в сильный мороз тоже прячется в снег.

Трудно животным зимой. Неслышно пения птиц и жужжания насекомых. Трудно жить не только потому, что холодно, а потому, что нечем питаться и негде жить. Ласточка, например, питается только насекомыми,  причем не всякими,  а теми,  что летают,  она их хватает на лету. Зимой насекомых нет, поэтому ласточка улетает в теплые страны, туда, где есть для нее пища-летающие насекомые.

Плохо зимой было бы уткам, останься они у нас на зиму. Для них нет и пищи, и жилья. Их дом - озеро замерзло, им негде жить. Хотя утки морозов не боятся. Есть примеры,  когда утки в наших краях остаются зимовать около незамерзающих родников.  Зимующие птицы питаются семенами,  ягодами, орехами.  Куропатки,  рябчики,  тетерева,  глухари кормятся не очень питательными почками деревьев и кустарников. Потому они и живут у нас, что для них есть пища, а морозы им нипочем, сытому животному никакой мороз не страшен. Перья птиц и шерсть зверей надежно спасают их от зимней стужи. Такие животные, как медведь, зимой спит в берлоге до самой весны. Грызуны прячутся от холода под снегом в своих норках. Растения зимой тоже спят, так как зимой вода замерзла, солнышко не согревает их своим теплом. Но к лету растения приготовились ещё с осени, созрели ягоды и семена, упали на Землю, чтобы весной прорасти в молодые растения. Деревья, сбросив листву, набрали почки, чтобы весной распуститься.

- Ребята, чем питаются животные зимой? (почки деревьев, оставшиеся ягоды на кустах, кора деревьев).

-Можем ли мы помочь братьям нашим меньшим перезимовать?

-В наших силах смастерить кормушки для птиц и каждый день подкармливать их пшеном, семечками.

Зимой тяжело животным.  Человеку морозы доставляют тоже  неудобства.  Однако зима имеет и свои радости.  Никто не скажет,  что лыжная прогулка или катание на коньках — это плохо. Да и сам мороз для здоровья полезен. Так говорят врачи. Снежная зима -  красивое время года.

–Нарисуйте дома рисунок на тему «Зима».

III.Итоги занятия:

-Назови признаки зимы?

-Почему многие птицы улетают в теплые края?

-Как готовятся к зиме растения и животные?

Дидактическая игра «Зимние слова»: 

Ребята, хлопайте в ладоши, если услышите слова, связанные с зимой: Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи, ландыши, лужи, метель.

IV.Просмотр мультфильма «Зимняя сказка».



Подписи к слайдам:

«Зима. Как готовятся к зиме братья наши меньшие»
Цели урока:
-Познакомить учащихся с изменениями в природе зимой; -Показать красоту зимнего времени года в произведениях известных художников-живописцев;-Прививать эстетический вкус через музыку П.И. Чайковского «Времена года»; -Формировать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, о том, как животные готовятся к зиме; -Развивать наблюдательность, память;-Воспитывать бережное отношение к природе.
Ребята, прослушайте стихотворение. О каком времени года в нем рассказывается?
С неба падают снежинки, словно белые пушинки,Покрывая все кругом мягким бархатным ковром.Солнце полно светлой ласки, все блестит, как в дивной сказке,Пруд зеркальный недвижим под покровом ледяным.
Отгадай загадки!!!
Все его зимой боятся – больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, ведь на улице ...
Отгадай загадку!!!
С неба он летит зимой, не ходи теперь босой,Знает каждый человек, что всегда холодный ...
Отгадай загадку!!!
Под ногами у меня деревянные друзья. Я на них лечу стрелой, но не летом, а зимой…
Отгадай загадку!!!
Не сосите, сорванцы, ледяные леденцы! Сам глотаю я пилюльки, Потому что ел ...
Отгадай загадку!!!
Он когда-то был водой, но сменил вдруг облик свой. И теперь под Новый год на реке мы видим ...
Дидактическая игра: «Письмо Незнайки»
- Ребята, помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме:«Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу надевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню.
Дидактическая игра: «Письмо Незнайки»
Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!»
Обсуждение письма Незнайки:
Ребята, а вы согласны с последним предложением из письма Незнайки: «Зима – чудесное время года!». – Объясните, почему?- Расскажите, за что вы любите зиму?
Физминутка - динамическая пауза«В декабре»:
Белые – белые (Руки подняли вверх, потянулись) В декабре – в декабре (Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны) Елочки – елочки (Руки подняли вверх, потянулись) Во дворе – во дворе (Наклоны туловища влево-вправо, руки на поясе) Кружится – кружится и поет – и поет (Кружимся на месте)Праздничный – праздничный хоровод – хоровод. (Хлопки в ладоши) Скользкие – скользкие в декабре – декабре (Имитация скольжения ногами) Горочки – горочки во дворе – во дворе. (Приседания) Звонкие – звонкие в декабре – в декабре (Махи руками) Песенки – песенки во дворе – во дворе. (Прыжки на месте) Кружится – кружится и поет – и поет (Кружимся на месте) Праздничный – праздничный Хоровод – хоровод. (Хлопки в ладоши).(«Новогодний хоровод», сл. Н. Соловьевой, муз. Г Струве):
Демонстрация картин известных художников о зиме (показ слайдов под музыку пьесы «Времена года» П.И. Чайковского).
Михаил Сатаров постеры
Демонстрация картин известных художников о зиме (показ слайдов под музыку пьесы «Времена года» П.И. Чайковского).
Колесников С. Ф. Зимний закат в еловом лесу. 1889
Демонстрация картин известных художников о зиме (показ слайдов под музыку пьесы «Времена года» П.И. Чайковского).
Жуковский С. Ю. Зима. 1910
Демонстрация картин известных художников о зиме (показ слайдов под музыку пьесы «Времена года» П.И. Чайковского).
Егорнов А. С. Зима. 1895
Демонстрация картин известных художников о зиме (показ слайдов под музыку пьесы «Времена года» П.И. Чайковского).
Волков Е. Е. Зимний пейзаж. 1876
Говорят: снег, как одеялом, одел землю. - Почему снежный покровсравнивают с одеялом? Снег ведь холодный, разве он может греть землю?
Под снегом теплее, чем над снежным покровом, это действительно так. Если в воздухе тридцать градусов мороза, то под снегом может быть намного меньше. Дело в том, что в рыхлом снегу, между снежинками, находится воздух, а воздух плохо нагревается и плохо охлаждается. Случился мороз в воздухе, а под снег он пробраться не может. Это хорошо знают животные, они прячутся под снег. Так поступают полевые и лесные мыши, некоторые птицы: куропатки, тетерева. Заяц в сильный мороз тоже прячется в снег.
Большинство птиц улетает на зиму в теплые края, ласточка-одна из них.
Трудно животным зимой. Трудно жить не только потому, что холодно, а потому, что нечем питаться и негде жить. Ласточка, например, питается только насекомыми, причем не всякими, а теми, что летают, она их хватает на лету. Зимой насекомых нет, поэтому ласточка улетает в теплые страны, туда, где есть для нее пища-летающие насекомые.
Улетают ли утки в теплые края?
Плохо зимой было бы уткам, останься они у нас на зиму. Для них нет и пищи, и жилья. Их дом - озеро замерзло, им негде жить. Хотя утки морозов не боятся. Есть примеры, когда утки в наших краяхостаются зимовать около незамерзающих родников. Зимующие птицы питаются семенами, ягодами, орехами.
Птицы, зимующие в лесу, один из них глухарь
Куропатки, рябчики, тетерева, глухари кормятся не очень питательными почками деревьев и кустарников. Потому они и живут у нас, что для них есть пища, а морозы им нипочем, сытому животному никакой мороз не страшен. Перья птиц и шерсть зверей надежно спасают их от зимней стужи.
Жизнь растений зимой.
Растения зимой спят, так как зимой вода замерзла, солнышко не согревает их своим теплом. Но к лету растения приготовились ещё с осени, созрели ягоды и семена, упали на Землю, чтобы весной прорасти в молодые растения. Деревья, сбросив листву, набрали почки, чтобы весной распуститься.
Как помочь братьям нашим меньшим в холодное время года?
-Ребята, чем питаются животные зимой? -Можем ли мы помочь братьям нашим меньшим перезимовать? -В наших силах смастерить кормушки для птиц и каждый день подкармливать их пшеном, семечками.
Итоги занятия:
-Назови признаки зимы?-Почему многие птицы улетают в теплые края?-Как готовятся к зиме растения и животные? Дидактическая игра «Зимние слова»: -Ребята, хлопайте в ладоши, если услышите слова, связанное с зимой: Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи, ландыши, лужи, метель.
Просмотр мультфильма:
Творческое домашнее задание:
Нарисуйте красочный рисунок на тему: «Зима в лесу».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - обобщение по теме "О братьях наших меньших"

Урок - обобщение  по  теме  "О братьях  наших  меньших"  Презентация  к  уроку    литературного  чтения  во  2  классе. Обоб...

"Братья наши меньшие"

Классный час о собаках....

урок по теме: "О братьях наших меньших"

урок чтения в 1 классе по теме: "О  братьях наших меньших"...

Интеллектуальная игра "О братьях наших меньших"

Цель игры: развивать интеллектуальные способности учащихся.Задачи:1.Способствовать формированию желания читать и знать больше о собаках.2.Воспитывать чувство сопереживания и бережного отношения не тол...

Внеклассное чтение "О братьях наших меньших"

Представлен ход урока внеклассного чтения "О братьях наших меньших" по произведениям В. Чаплиной, Б. Житкова и  Е. Чарушина....

Конспект урока по чтению на тему "О братьях наших меньших"

Данный урок посвещен тому, чтобы расширить читательский кругозор учащихся, прививать любовь и интерес к чтению и животным, а также ознакомить  учеников с основными чертами толерантной личности, д...

Внеклассное занятие-экскурсия на тему "Зима. Как готовятся к зиме братья наши меньшие"

Внеклассное занятие-экскурсия разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка внеклассного занятия по дополнительной образоват...