Исследование " Что такое плесень ? "
материал (4 класс) по теме

Научная исследовательская деятельность в начальной школе.

  Объект исследования: плесень.
    Предмет исследования: что такое плесень и как она образуется.
    Цель исследования:
 Определить наиболее благоприятные условия для прорастания плесени и выявить ее значимость для человека.
     Задачи исследования:
 - раскрыть что такое плесень;
 - определить, почему плесень относится к царству « Грибов»;
 - определить значимость плесени для человека.
     Гипотеза:
  Предполагаем, что в домашних условиях плесень прорастить сложнее, чем в общественном месте.
     Методы исследования:
 - изучение и анализ литературы;
 - наблюдение;
 - эксперимент.
     Практическая значимость исследования:
  Результаты данной работы могут быть использованы для расширения кругозора учащихся, и плюсом в изучении предмета биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie.doc41.5 КБ
Office presentation icon chto_takoe_plesen.ppt2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Введение.

      На уроках окружающего мира  мы проходили тему: « Грибы». И мы узнали, что грибы очень разнообразны по своему внешнему виду, особенностям строения и жизнедеятельности. Наряду с привычными  грибами, такими как, подберезовик, сыроежка, мухомор, стала обыкновенная плесень, которой и внимания никогда не уделяли. Мы и подумать не могли, что плесень – это одна из разновидностей грибов.

Нам стало интересно, а что такое плесень, почему она относится к царству грибов и как образуется?

      Мы узнали, что плесень это не только безобидный мягкий пучок гнили, но и очень смертельное оружие. Ее использовали в гробницах древнего Египта, выдавая за проклятье фараонов. В Великой Отечественной войне, создавая биологическое оружие и т.д. Но наряду с этим плесень используют и в мирных целях, создавая лекарства, при приготовлении некоторых сортов сыра, соевого соуса и т.д.

      И нам захотелось узнать, что такое плесень и как она образуется, а так же определить наиболее благоприятные условия для прорастания плесени и выявить ее значимость для человека?

Основная часть.

    Люди издавна чувствовали в грибах что- то особенное, таинственное, отделяющее их от мира растений, и от мира животных. Их считали чем – то потусторонним, даже связанным с преисподней. Грибницы некоторых шляпочных грибов равномерно разрасталась от центра, образуя правильный круг. На Руси такие кольца называли «ведьменными кругами», считая, что здесь собираются ведьмы на свои ночные шабаши.

    Сегодня известно, что грибы – такие же земные создания, как растения и животные, хотя отличаются от них. Как и животные грибы потребляют готовые органические вещества. Производить их сами, как это делают растения, грибы не могут, но в отличие от животных пищу, они не заглатывают, а всасывают ее все своей поверхностью, как растения. А от бактерий грибы отличают наличием ядра в клетке.

    Дак можем ли мы сказать, что на заплесневевшей корке старого хлеба выросли грибы? Оказывается, да. Плесень – это гриб. Плесневелый гриб, растущий на не свежем хлебе, называется мукор.

    Что же собой представляет плесень?

    Для того чтобы ответить на этот вопрос мы рассмотрели строение плесени под  микроскопом. Мы увидели сеть тонких бесцветных нитей. Это большая разветвленная клетка. Она называется мицелий. Отдельные участки мицелия называются гифы. Некоторые из них расположены горизонтально и закрепляют весь гриб на какой – нибудь поверхности. Другие гифы поднимаются вертикально вверх. Они – то и создают своеобразный пушок на поверхности плесени. Вертикально расположенные гифы заканчиваются шариками. Это спорангии, в которых созревают споры. Споры мукора такие мелкие, что их не возможно увидеть не вооруженным глазом. Созревая, они разносятся потоками воздуха. Попадая на благоприятную почву, споры прорастают, образуя мицелий. Грибница мукора, как и всех грибов, не имеет хлорофилла. Мукор питается готовыми органическими веществами.

    Какие еще существуют разновидности плесени?

    На пищевых продуктах и на почве поселяются и другие плесневые грибы. Один из них – пеницилл. Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на отдельные клетки. Этим она отличается от одноклеточной грибницы мукора. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках.

    А есть ли польза от плесени?

    Развиваясь на пищевых продуктах « хлебе, овощах, фруктах», кормовом силосе некоторые виды вызывают их порчу. Иногда вызывают заболевания человека и животных, чаще заболевание растений. Например, однажды в Великобритании погибло более ста тысяч индюшек. Причиной смерти стало то, что корм был заражен одним из видов плесени. Так же плесень поражает переплет книг и картины. Но человек сумел использовать плесень и в своих целях. Например, с помощью одной из плесени получают лимонную кислоту, а гриб пеницилл разводят специально, чтобы получить из него лекарство пенициллин. Пенициллин широко применяют для подавления жизни деятельности многих болезнетворных бактерий, например при воспалении легких, воспалении среднего уха, ангине и других заболеваниях. Так же с помощью пенициллов изготовляют сыры «Рокфор», «Камамбер» и т. д.

    До сих пор плесень остается до конца не изученной. В одной из телепередач ученые проводили исследование на космической станции «Мир» , сможет ли плесень развиваться в космосе. Оказывается, в открытом космосе она развивается еще агрессивнее, чем на земле.

    Ученые выяснили, что плесень лучше развивается при влажности более 50%. Мне стало интересно, смогу ли я вырастить плесень специально и где она лучше будет расти: в домашних условиях или в общественных местах. Для этого мы провели свое исследование.    

Практическая часть.

Для того чтобы провести этот эксперимент нам потребовалось:

                4 кусочка черного хлеба;

                вода;

                6 тарелок.

 Ход эксперимента:

 

          1. Поставить в школе одно блюдце с влажным хлебом и накрыть его другим                              блюдцем, а на другое блюдце положить обычный хлеб.

            2. Поставить хлеб дома в таких же условиях.

            3. Подливать воду в ту тарелку , где лежит влажный кусочек хлеба.

    Через 5дней в школе на влажном кусочке хлеба появилась плесень, а дома ее еще не было. В домашних условиях плесень проросла через 7 дней. А те кусочки хлеба, которые стояли не закрытые, зачерствели, и плесени на них не было.

    Исследование показало, что наиболее благоприятные условия в общественном месте, т. е. в школе. Потому что там количество людей на много больше, чем дома. Реже проводится уборка с чистящими средствами, что способствует быстрому увеличению споров и бактерий. И высокая влажность.

                                                   

                                                                     

Заключение.

    Подводя итоги нашего исследования мы пришли к выводу, что:

             1. Наиболее благоприятные условия для прорастания плесени являются                                                                           общественные места, из – за большого количества бактерий и споров, а так же повышенной влажности.

             

             2.  Плесень образовавшаяся на продуктах питания, книгах и др. местах вредна для  

                 здоровья. Потому что может привести к заболеваниям и даже к смерти.

             

             3.  Для того что бы плесень не возникала надо поддерживать влажность                           помещения не более 50%, чаще делать влажную уборку с чистящими средствами и , конечно, соблюдать личную гигиену.

    Таким образом наша гипотеза подтвердилась. Результаты нашего исследования могут быть использованы для расширения кругозора учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа выполнена учениками 4в класса муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Коряжмы » Кривовой Анной Эдуардовной Омаровым Расулом Маратовичем Смирновым Денисом Игоревичем Научный руководитель – учитель Начальных классов муниципального Образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная Школа № 2 г. Коряжмы» Чеченева Людмила Васильевна

Слайд 2

Что такое плесень ?

Слайд 3

Объект исследования: п лесень. Предмет исследования: ч то такое плесень и как она образуется. Цель исследования: Определить наиболее благоприятные условия для прорастания плесени и выявить ее значимость для человека. Задачи исследования: - раскрыть что такое плесень; - определить, почему плесень относится к царству « Грибов»; - определить значимость плесени для человека. Гипотеза: Предполагаем, что в домашних условиях плесень прорастить сложнее, чем в общественном месте. Методы исследования: - изучение и анализ литературы; - наблюдение; - эксперимент. Практическая значимость исследования: Результаты данной работы могут быть использованы для расширения кругозора учащихся, и плюсом в изучении предмета биологии.

Слайд 4

Царство грибов

Слайд 5

Плесень

Слайд 6

Строение гриба

Слайд 7

Строение плесени

Слайд 8

Строение клеток

Слайд 9

мукор

Слайд 10

Строение мукора

Слайд 11

Разновидность плесени

Слайд 12

Строение пеницилла

Слайд 13

Первая лаборатория по выращиванию пеницилла

Слайд 14

Практическая часть. Цель исследования: Определить наиболее благоприятные условия для прорастания плесени. Для того чтобы провести данный эксперимент мне потребовалось: 4 кусочка черного хлеба; вода; 6 тарелок. Ход эксперимента: 1. Поставить в школе одно блюдце с влажным хлебом и накрыть его другим блюдцем, а на другое блюдце положить обычный хлеб. 2. Поставить хлеб дома в таких же условиях. 3. Подливать воду в ту тарелку , где лежит влажный кусочек хлеба. Исследование показало, что наиболее благоприятные условия в общественном месте, т. е. в школе. Потому что там количество людей на много больше, чем дома. Реже проводится уборка с чистящими средствами, что способствует быстрому увеличению споров и бактерий. А также высокая влажность.

Слайд 15

В домашних условиях. сухой влажный День первый.

Слайд 16

В домашних условиях. сухой влажный День седьмой.

Слайд 17

В классе. сухой влажный День первый.

Слайд 18

В классе. сухой влажный День пятый.

Слайд 19

Вывод. Подводя итоги нашего исследования, мы пришли к выводу, что: 1. Наиболее благоприятные условия для прорастания плесени являются общественные места, из – за большого количества бактерий и споров, а так же повышенной влажности. 2. Плесень, образовавшаяся на продуктах питания, книгах и др. местах, вредна для здоровья. Потому что может привести к заболеваниям и даже к смерти. 3. Для того, что бы плесень не возникала надо поддерживать влажность помещения не более 50%, чаще делать влажную уборку с чистящими средствами и , конечно, соблюдать личную гигиену.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - познавательный проект с элементами исследования "Что такое почва?" 2 класс

Данный проект имеет практическое значение, его можно использовать уроке окружающего мира при изучении темы: "Почва"....

Урок - исследование "Кто такие звери?"

Урок содержит материал для организации исследовательской работы в малых группах, а также презентацию...

Урок - исследование: «Кто такие птицы?»

В процессе практических действий учащиеся  знакомятся с птица­ми, учатся выделять существенные призна­ки природных объектов; продолжают обуче­ние практическому исследованию предме­тов природ...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Методы исследования. Что такое эксперимент?"

Технологическая карта составлена к занятию кружка "Учусь исследовать" для учащихся 4 класса....

Исследование по теме "Плесень – друг, враг или так"

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Юный исследователь»....

Презентация "Что такое плесень"

В ходе проекта решение следующих вопросов:1.Что такое плесень?2.Изучение плесени учеными.3.Благоприятные условия для плесени.4.Какой она бывает.5.Вред от плесени (болезни, отравления спорыньей, разруш...