Кубановедение Тема урока "Времена года. Климатические особенности Краснодарского края."
план-конспект урока (2 класс) по теме

 

          - познакомить учащихся с характерными особенностями смены времен  года;

           - расширить знания детей о климатических особенностях края, об  изменениях в жизни растений, занятиях людей, дать понятие  «сезонные явления»;

           - развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать;

           - воспитывать любовь к Родине, родному краю, к людям;

           - воспитывать чувство бережного отношения к природе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кубановедение..doc81 КБ

Предварительный просмотр:

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15

Учитель: Н.А. Донченко

Класс: 2

План – конспект урока.

 Предмет……………кубановедение…………………

 Класс…………2………………………………………………………….

             

Тема: «Времена года. Климатические особенности Краснодарского края.»

Цели: познакомить учащихся с характерными особенностями смены времен  

           года;

           расширить знания детей о климатических особенностях края, об

           изменениях в жизни растений, занятиях людей, дать понятие      

           «сезонные явления»;

           развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать;

           воспитывать любовь к Родине, родному краю, к людям;

           воспитывать чувство бережного отношения к природе.  

Задачи: 1.Формирование представлений  о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.

                    2. Закрепление знаний о сезонных явлениях.

                3. Расширить и углубить знания учащихся о климате.

                4. Совершенствовать умение  сопоставлять, анализировать.

Оборудование: Карта Краснодарского края, альбом Петра Ильича Чайковского «Времена года», презентация урока по теме, выставка творческих работ учащихся «Времена года», программы WINDOWS XP, POWER POINT, WORD.

Используемая литература: «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» Н.Т.Брыкина;

«1000 игр с буквами и словами» В.Волина;

«Наш край» Г.Г.Шулякова;

«География Краснодарского края» И.А.Терская;

«Живая география» Ю.П.Пармузин;

«Краски природы» В.А.Корабельников.

       

                                                 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

               Долгожданный дан звонок-

               Начинается урок.

               Ум и сердце в работу вложи,

               Каждой секундой в труде дорожи.

  1. Актуализация знаний учащихся.

- Как называется край в котором вы живете?

(Краснодарский край)

- Как еще его называют?

(Благодатный край, жемчужина России, здравница России)

Кубань- земля такая:

Лишь первый луч скользнет-

И поле оживает,

И гром земной плывет,

И землю плуг срезает,

Как масло. Круглый год

Здесь что- то засевают,

И что- то убирают,

И что-нибудь цветет.

-Вот такие замечательные слова о нашей родной стороне говорят кубанские поэты. И очень точно подмечено, что круглый год преподносит кубанская земля нам свои дары. А это зависит от особенностей его географического расположения.

            А теперь игра « Назови времена года».

                     Я соткано из зноя,

Несу жару с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!»- приглашаю. (Лето)

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасила витрины?  (Зима)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю.  (Осень)

Я раскрываю почки

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.  (Весна)

-Вы отгадали загадки и назвали всего четыре слова. В какую группу их можно объединить? Вы назвали тему нашего урока.

            Тема нашего урока: «Времена года. Климатические особенности Краснодарского края.»

             Мы познакомимся с характерными особенностями сезонных изменений в нашем крае, поучимся наблюдать, анализировать и обобщать, видеть прекрасное и любить природу.

3. Изучение нового материала.

(Рассказ учителя сопровождается показом слайдов «Презентация урока». )

       Краснодарский край находится на юге нашей страны. Он разнообразен по рельефу и климату. На Азово- Кубанской низменности, в предгорьях и горах, на Черноморском побережье и Таманском полуострове в одно и то же время года можно наблюдать разную погоду.

       На черноморском побережье Кавказа, в районе Сочи, зима бывает гораздо теплее, чем в Ейске. В одних местах края преобладает дождливая, сырая погода, в других- более сухая. Ежегодно повторяющиеся особенности погоды и составляют климат данной местности. Зависит он от географического положения, близости морей, рельефа местности и ветров. Климат большей части нашего края умеренно континентальный. На побережье Черного моря - субтропический- теплый, влажный. Высокие Кавказские горы задерживают потоки холодного воздуха, приходящие с севера. Летом, наоборот, охлаждает побережье бризами (морскими ветрами).

                  Рассказ учителя о временах года.

(Рассказ учителя сопровождается показом слайдов «Презентация урока»  и звучанием произведения П.И.Чайковского).

                              Зима.

   Зима приходит на Азово- Кубанскую низменность с севера. Дуют северные и северо- восточные ветры. Холодный воздух, продвигаясь с севера на юг, успевает прогреться. Зима в крае мягкая, неустойчивая, малоснежная, с частыми оттепелями. Юго – западные ветры, со стороны Черного моря, приносят дожди вперемежку со снегом, и зима сменяется дождливой осенью. Календарные зимние месяцы:

          Декабрь – хмурень (в народе).

Хмурень – декабрь самый темный месяц, темный и холодный.

           Январь – студень.

Знаменитые крещенские морозы приходятся на студеный январь.

            Февраль – снежень.

Воет ветер, крутит снег по полям. Дни становятся заметно длиннее.

                  Впервые снег появляется в горах в конце октября, в начале декабря, на Черноморском побережье - в середине января.

                    В предгорной полосе зима сравнительно теплая. На Черноморском побережье, к югу от Туапсе, ее почти не бывает.В Краснодаре средняя температура января 2 градуса ниже нуля, а на Черноморском побережье 5 градусов выше нуля. Но иногда температура воздуха повышается до 15 градусов тепла. Всю зиму в теплицах выращивают овощи, фрукты, раннюю рассаду.

                    Зимой солнце поднимается еще ниже, чем осенью. Дни становятся совсем короткими . 22декабря день длится всего 7 часов, а ночь – 17 часов.

                     Труженики села готовятся к весне. На поля вывозят удобрения, ремонтируют сельскохозяйственные машины, очищают семена к посеву.

                      Красная Поляна (г. Сочи) является центром пешеходного туризма горнолыжного спорта. Недавно построена канатная дорога. К Зимним олимпийским играм 2014года в Сочи будет построен ледовый дворец.

                                         Игра «Времена года.» (слайд – зима)

       Большая картинка с изображением времени года «Зима», набор маленьких картинок с изображением занятий людей, предметов, которыми пользуются люди в это время года, игры детей. Дети должны выбрать картинки соответствующие данному времени года. При правильном ответе звучат аплодисменты, а при ошибочном – барабанная дробь.

4. Физминутка «Зима».

Игра «Что мы делали не скажем, что мы делали покажем».

Дети имитируют спуск на лыжах, подъем, восстанавливают дыхание: дышат медленно - быстро- медленно.

«Согреем ушки» (точечный массаж).

                                                  Весна.

       Весна в крае начинается рано, в феврале уже чувствуется ее приближение. Первая половина марта часто бывает холодная. Утром и вечером наблюдаются заморозки до 5-6 градусов, а иногда температура падает до 10- 13 градусов мороза. Вторая половина месяца обычно теплая. В марте зацветают в лесах подснежники и фиалки, пробиваются к свету молодые побеги крапивы, лопуха, одуванчика.

       В апреле обычно устанавливается теплая погода, в конце месяца цветут вишни, яблони, сирень. Иногда бывают резкие похолодания, приносящие большой вред садам.

       На полях начинаются сельскохозяйственные работы: пахота, сев.

                            Задание «Разгадай кроссворд».

     Дети должны вписать названия весенних месяцев, стараясь объяснить их народное название, и время года.

                 Март – зимобор (в народе).

Зима лютует, злится, но в воздухе уже пахнет весною.

                  Апрель – березозол.

Цветет верба, тополь. С березы течет сок.

                   Май – травень.

Покрываются травой луга, зеленеют деревья, вьют гнезда птицы.

                                            Лето.  

        Лето на Азово- Кубанской низменности жаркое, в горных районах - умеренно теплое. Наступает оно на равнинах в начале мая, а в горах – в июле.  Летними месяцами считают:                                                                                                           Июнь – кресень (в народе). Кресень означает солнечный.  Весь месяц наполнен солнца.

Июль – червень. Красен месяц червень. Поспевают ягоды – земляника, малина.

Август – серпень. Август с серпом не расстается. Жатва недаром в народе называется страдой.

        Летом длинные солнечные дни и короткие теплые ночи. Солнце всходит рано, в полдень поднимается высоко и сильно греет. В 8 часов вечера в конце июля еще бывает светло. Самый длинный день – 22 июня, он длится 17 часов 30 минут. Дожди кратковременные, иногда сопровождаются грозами, и вслед за ними быстро наступает ясная погода.

          В конце мая – в начале июня можно купаться в реках и морях. Восточные и северо – восточные ветры приносят сухую и жаркую погоду. Самый жаркий месяц – июль. Температура воздуха поднимается до 30 – 35 градусов. На Черноморском побережье жара днем смягчается ветерком, дующим с моря.

          В июне на Азово – Кубанской низменности некоторые растения еще цветут, другие – уже дают плоды. Цветут – ежевика, арбузы, мак, подсолнечник. Созревают – черешня, вишня, малина. В конце июня косят яровую пшеницу. Озимую – убирают в июле. В этом же месяце созревают абрикосы, алыча и ранние яблоки. В августе на полях и в садах начинается массовый сбор урожая.

            Лето – самое прекрасное время для отдыха. Многие кубанцы отдыхают на побережье Черного и Азовского морей.

                                 Игра «Времена года». (слайд – лето)

                                      Осень.

              В северной половине края осень начинается в конце сентября. Обычно она продолжительная и теплая. Деревья долго сохраняют зеленый, а затем золотистый наряд. Они постепенно сбрасывают свои листья. Каких только красок нет у золотой осени! У тополя, яблони и груши листопад начинается в октябре, у белой акации и вишни – в ноябре.

                 Осенью заметно короче становятся дни. В начале октября в 7 часов вечера уже темнеет. В середине дня солнце на небе поднимается не так высоко  и меньше нагревает землю.

                Переход к зиме незаметный, постепенный, лишь в конце ноября начинаются заморозки.

 Осенью убирают подсолнечник, кукурузу, сахарную свеклу, пашут поля под озимые.

В районе Большого Сочи осень продолжается до декабря. В это время обычно бывает теплая, ясная, но не знойная погода.

               Задание «Разгадай кроссворд».

Дети должны вписать названия осенних месяцев, стараясь объяснить их народное название, и назвать время года.                                                                                                                                                                                                                                                                                           Сентябрь – вересень (в народе).

Месяц, который в старину начинал новый год.

               Октябрь – желтень.

Ложатся ковром желтые листья. Тянутся к югу караваны птиц.

                Ноябрь – грудень.

Земля, размякшая от осенних дождей, смерзается грудами.

5. Физминутка для глаз.

6.Комплексное применение знаний.

- Вы с большим вниманием и  наблюдательностью путешествовали по территории нашего края, отгадывали загадки и кроссворды, играли, слушали рассказ, рассматривали иллюстрации. А теперь вам предстоит выполнить задания и ответить на вопросы теста по вариантам.

7.Обобщение знаний учащихся. Рефлексия.

-Чему посвящен урок?

- По какой территории мы путешествовали?

-Что интересного расскажите родителям об уроке?

8.Домашнее задание.

- Какое домашнее задание вы хотели бы получить?

(Дети предлагают варианты заданий: подготовить рассказ по наблюдениям о временах года, выучить стих, сделать подборку примет по сезонам,  подобрать картинки или рисунки о сезонных явлениях, пословицы и т. д.)

  Приложение 1.

                                     Итоговый тест. (1 вариант)

  1. Обведи время года, предыдущее лету.

  Зима                 весна                Осень                Лето

        2. Какое растение люди выращивают для себя?

Осина               Ландыш                  Береза                      Картофель

3.Что делают труженики села весной?

Убирают снег

Собирают листья

Сеют семена

Пашут землю  

        4.Укажи море Краснодарского края.

Красное море

Черное море

Море Лаптевых

        5. Какие растения предсказывают погоду?

Чертополох               Гладиолус              Роза               Мать и мачиха

       6. Какой снег быстрее тает?

Чистый

Грязный

       7.Впиши недостающий месяц.

Май                   Июнь                    ………….                    Август

       8. Определи и впиши нужное слово.

Низкое солнышко светит, но не греет. Все деревья покрыты сверкающим в холодных лучах солнца серебром. Дети в теплых шубках и меховых шапках катаются с высокой горы. Это красавица     …………..   .

(лето       осень          зима             весна)

Приложение 2.

                                 Итоговый тест (2 вариант).

  1. Обведи время года, предыдущее зиме.

Зима         Весна               Осень               Лето

2.Какое растение люди выращивают для себя?

Подснежник         Пшеница            Дуб               Клен

3.Что делают труженики села осенью?

Высаживают картофель

Пашут землю

Поливают огород

Убирают снег

4.Укажи море Краснодарского края.

Красное море

Азовское море

Море Лаптевых

5. Какое растение называют часами?

Календула            Георгины                Иван – чай                Розы

6. Где раньше тает снег?

В лесу

В огороде

7.Впиши недостающий месяц.

Апрель        ………….     Июнь         Июль

8.Определи и впиши нужное слово.

Все ярче и теплее светит ласковое солнышко. На проталинах распускаются подснежники. Лесные звери покидают свои жилища в поисках пищи. Очень скоро распустят свои сережки тополь и ива. Это красавица   ………..  .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку кубановедения в 1 классе "Животный мир Краснодарского края"

Материал содержит презентацию "Животный мир Краснодарского края" по кубановедению в 1 классе...

Методическая разработка внеклассного занятия по кубановедению "Экспедиция по местам боевой славы Краснодарского края"

Представлена методическая разработка внеклассного занятия по кубановедению для учащихся 4-ых классов  по теме "Экспедиция по местам боевой славы Коаснодарского края"...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие растительного мира Краснодарского края»

Закрепить знания учащихся о растительном мире нашего края, расширить представление о растениях-переселенцах, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, развивать наблюдательность....

Кроссворд по кубановедению в картинках «Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Декоративные цветы»

Кроссворд по кубановедению в картинках «Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Декоративные цветы»...