Эссе "Мой взгляд на воспитание".
статья по теме

В статье педагог высказывает   своё мнение каким должен быть учитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

«МОЙ ВЗГЛЯД НА ВОСПИТАНИЕ».

Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в  детство, а человечность, доброта, ласка , доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь

В. А. Сухомлинский.

     У каждого педагога – свой путь к сердцу ребёнка, каждый по–своему завоёвывает  доверие ребят, без чего невозможно изучение, понимание, и значит, работа с ними. Но так или иначе каждый из наших учителей помнит слова К.Д.Ушинского : «Если  педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». Без  знания личности ребёнка ни о каком индивидуальном подходе, ни о каком воспитании не может быть и речи.

      Я говорю о личности ребёнка, но начинается всё , конечно, с личности учителя. Пока не найдёшь себя – не найдёшь и ребёнка. «Познай самого себя» - быть может , ни для кого это сократовское изречение не имеет такого глубокого смысла, как для учителя. Учитель должен прежде всего отдать себе отчёт, в чём его сила и слабость, использовать в своей работе то, что является личным преимуществом и насколько возможно нейтрализовать  то, что является его уязвимым местом, ахиллесовой пятой.

      Главной воспитательной задачей в моей  работе является воспитание не только грамотного, знающего, трудолюбивого человека, но и человека душевно красивого, наделённого даром чуткости, тонкости, отзывчивости, даром деятельной доброты, человека, умеющего жить  и взаимодействовать с другими людьми.

       Реализация этой задачи начинается с изучения личности ребёнка. Что это значит ? Это значит , прежде всего, что, хотя дети ещё очень малы, в каждом из них нужно видеть личность. Личность ребёнка можно изучить, наблюдая за ним во время занятий, отдыха, в его отношениях с товарищами, в домашней обстановке, наконец, - и это, наверное , главное -  непосредственно активно общаясь с ним. Но здесь без доверия ребёнка к учителю не обойтись. Поэтому , если хочешь понять ребёнка , надо уважать в нём человека, ни в коем случае не унижать его, не ущемлять его самолюбия.

      Воспитывая детей , я стараюсь быть особенно внимательной к ним,  понимать детский мир, жить интересами ребят, верить в них, не ранить и не отмахиваться.

       Перемена… Отдых для ребят. А я должна успеть на перемене , до уроков и после уроков выслушать и своих теперешних учеников, и пятиклассников, с которыми недавно рассталась . На перемене чувствуешь себя ещё в большем напряжении, чем на уроке : это кипит, бушует вокруг тебя стихия самой жизни, которую не спланируешь как урок. Перемена для меня не менее ответственна, чем урок ! Чтобы ребята тебе доверяли  и , значит, чтобы ты мог их понять, нужно не делить своё время  на лично своё и служебное, нужно жить одной жизнью с ними.

     Работа с детьми далеко не простая. Необходима максимальная душевная мобилизация, иначе ничего не получится. Нужно чётко определять воспитательные задачи в работе с коллективом. Пожалуй прежде всего – прежде размышлений о всех других воспитательных задачах – я желаю им просто добра .Хочу облегчить им жизнь уже сейчас, в той мере , конечно, в которой это не вступает в противоречие с интересами их будущего, хочу , чтоб им было хорошо и в будущем и теперь.

    Среди воспитательных задач  в работе  с детьми , очень важное значение  имеет развитие их самостоятельности. Ребята у меня имеют право голоса. Они не должны выполнять что бы то ни было бездумно ,только подчиняясь воле старшего ( даже учителя, даже родителей) ; если они могут доказать свою правоту, то они должны её доказать. Это и есть начало принципиальности . Так у ребят зреет сознание, что каждый из них – личность и все они имеют право на то, чтобы с ними считались, что они во многом равноправны с педагогом, только места у них пока ещё разные : их - за партой, моё - за учительским столом. «Если вы умеете определить радость ребёнка и её силу, - подчёркивал Януш Корчак , - вы должны знать, что самая высокая радость -  преодоление трудностей  достигнутой цели,  раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…»

   Оценка деятельности - инструмент тонкий. Не могу допустить , чтобы ребёнок ушёл из школы домой  с чувством несправедливого отношения к нему. Это чувство разъедает душу. Несправедливость, равнодушие со стороны педагога в ту минуту, когда он оценивает ответ или когда приходят к нему за советом, да и в любую минуту жизни школьника – явление  недопустимое в воспитании.

      Большое значение в воспитательной работе с учащимися имеет контакт с родителями. Многое я узнаю о школьнике именно от них , а иногда  сами родители открывают глаза на своего ребёнка. Учителю мало  самому разобраться в ребятах, нужно помочь родителям понять их детей. Как ни странно , личность ребёнка подчас мало понятна родителям, часто  они ограничиваются заботами о здоровье и успеваемости, а это ещё далеко не всё. «Жизнь так многообразна, а воспитание настолько сложное и трудное дело, что научить каким-то рецептам воспитания просто невозможно», - сказал  А.О.Пинт. Однако некоторые советы, связанные с воспитанием детей,  бывают полезны для родителей .

       Знание возрастных  особенностей детей – это альфа и омега педагогической работы. Изучение личности ребёнка, его среды , его отношений с людьми в школе и дома – исходный пункт,
а  результатом такой работы   является создание дружного сплочённого коллектива.

        В воспитательной работе не всё можно разделить и разложить по полочкам: сначала изучаешь детей, потом начинаешь работать с каждым отдельно и , наконец, создаёшь единый коллектив. В жизни всё идёт одновременно и многоэтажно : и изучение личности, и работа с каждым отдельным, и создание коллектива, и даже трудно сказать, что является результатом чего. Ведь по настоящему ребят узнаёшь не столько из вопросников, сколько из активного общения с ними, в работе со всем коллективом.

          Я открываю классную дверь, на меня устремляются ребячьи глаза. Самые строгие мои судьи. По ним я выверяю каждый мой шаг. Вот в них вспыхнул живой интерес – и я торжествую : удача ! В них пытливость, раздумье , напряжённая работа мысли. Сложна работа учителя ! В ней брак не допускается, так как потери невосполнимы. Наши потери – это упущенное добро, которое мы не успели или не сумели посеять в душе ребёнка.

         Педагоги создают человека. Это кропотливый , но бесконечно интересный труд лепить из ребёнка человека, лепить ежедневно, ежечасно, не полагаясь на счастливый случай, на то , что недосмотренное «авось» само собой образуется.

         Главным качеством , которым несомненно должен обладать педагог, является любовь к детям.  Она даёт  возможность преодолевать все трудности, которые возникают в нашей работе и поэтому я стараюсь следовать завету выдающегося педагога В.А. Сухомлинского : « Что самое главное было в моей жизни ? Без раздумий отвечаю : любовь к детям. Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Мой взгляд на воспитание"

Эссе "Мой взгляд на воспитание" раскрывает мою педагогическую позицию по отношению к деятельности классного руководителя, педагога, воспитателя. ...

Эссе "Мой взгляд на воспитание"

И я старательно, неторопливо рисую яркий, неповторимый портрет успешного выпускника начальной школы. Как художник я также непрерывно открываю для себя этот мир, удивляюсь, наслаждаюсь им и хочу именно...

Мой взгляд на воспитание

В этой статье я хочу выразить  мысли о воспитании....

Эссе "Мой взгляд на воспитание"

В данной работе сжатое размышление на воспитание с позиции учителя....

Эссе Мой взгляд на воспитание

Эссе на тему воспитания Что для меня воспитание? Вос - питание... Я должна напитать душу ребёнка Добром, Любовью к себе, своим родителям, к своей  Родине, привить уверенность в своей неповторимос...

"Мой взгляд на воспитание." Эссе

"Мой взгляд на воспитание." . Эссе...