Аналитическая справка
материал по теме

Баканова Вера Юрьевна

 

                       Аналитическая справка

                         о деятельности Бакановой Веры Юрьевны,

учителя начальных классов

Муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №32»

Тайгинского городского округа

 

Я, Баканова Вера Юрьевна, работаю в муниципальном  бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 32» города Тайги учителем начальных классов с 01 сентября 1995 года. Имею высшее образование, в 1994 году окончила Томский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения».

Стаж педагогической работы 24 года. Имею высшую квалификационную категорию.

Считаю, что результаты моей работы и накопленный опыт являются основанием для участия в конкурсе  лучших учителей.

Основательная профессиональная подготовка, умение работать в инновационном режиме, постоянный поиск эффективных форм, средств, методов обучения и воспитания младших школьников, партнёрская позиция: ребёнок – соратник, союзник, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие и ошибку, побуждение детей к самостоятельности в поиске новой информации – вот отличительные черты моего педагогического стиля.

Приоритетным направлением своей педагогической деятельности считаю создание таких условий воспитательно-образовательного процесса, которые в полной мере способствуют прочному усвоению знаний, развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Постоянно работаю над созданием благоприятного психологического климата в коллективе обучающихся, над созданием ситуации успеха каждого ученика.

1. Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года

Учение для младшего школьника является основным видом деятельности, имеющим важное общественное значение, и, связанные с ним успехи и неудачи приобретают, социальную функцию и влияют на всю дальнейшую жизнь человека, а неудачи в учебной деятельности приводят к напряжённому состоянию нервной системы. Понимая всю сложность и неоднозначность этого, не только поощряю достижения детей, но и определяю путь, приводящий ребёнка к успеху. При этом соблюдаю принцип посильности в преодолении трудностей,  встречающихся ребёнку.

Взаимопроникновение сочетания научности и доступности, постепенное наращивание сложности учебных заданий позволяют создавать в классном коллективе обстановку заинтересованности, поддерживать в течение урока устойчивое внимание, работоспособность.

Всё это указывает на стабильность, успешность моей педагогической деятельности и подтверждается мониторингом качественной и абсолютной успеваемости обучающихся, результатами промежуточной аттестации, уровнем обученности по предметам.

Таблица № 1

Мониторинг

качественной и абсолютной успеваемости обучающихся

2008-2011


Учебный год

Количество обучающихся

Количество успевающих

%

качественной успеваемости

%

абсолютной успеваемости

2008-2009

22

22

70

100

2009-2010

23

23

70

100

2010-2011

23

23

61

100

 

Вывод. Из таблицы видно,  что уровень качественной успеваемости обучающихся высокий.

Анализируя результаты промежуточной аттестации, делаем вывод, что обучающиеся показали высокие результаты.

Таблица № 2

Результаты промежуточной аттестации

(годовые контрольные работы)

2008-2011

Предмет

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Русский язык

качество-77%

успеваемость-100%

качество-74% успеваемость-100%

качество-75% успеваемость-100%

Математика

качество-91%

успеваемость-100%

качество-75% успеваемость-100%

качество-82% успеваемость-100%

Литературное чтение

качество-95%

успеваемость-100%

качество-82%

успеваемость-100%

качество-83%

успеваемость-100%

 

Таблица № 3

Уровень обученности обучающихся

2008-2011

Предмет

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Русский язык

77%

74%

75%

Математика

91%

75%

82%

Литературное чтение

95%

82%

83%

 

 Вывод. Анализируя уровень обученности, делаем вывод о стабильности успеваемости.

Это достигается путём  тщательного подбора приёмов, активизирующих мыслительную деятельность, использованием различных технологий развивающего обучения, созданием обстановки заинтересованности. Всё это и позволяет добиваться стабильных результатов в работе, высокого качества знаний.

Мои выпускники успешны в обучении на IIи IIIступенях образования. Горжусь тем, что в этом есть доля и моего труда.  (Среди выпускников школы есть  обучающиеся,  окончившие  школу с золотой и серебряными медалями,  Волков А. – победитель областного конкурса сочинений о милиции, Кицюк С. – лауреат областного конкура сочинений среди образовательных учреждений «Как я безопасно проведу каникулы», Протвинь А. – дипломант городского конкурса рисунков «Моя семья голосует»,  Полякова Е. – 1 место, Волкова Е. – 3 место в творческом конкурсе в рамках областной акции «Люби и знай Родной Кузбасс»., Нелюбов С.,  Кицюк С. – награждены сертификатами участников областного конкурса «Мои любимые бабушки и дедушки».)

В начальный период обучения ребёнок осуществляет открытия на пути познания мира. Стимулированием его интереса к изучению предметов, формированию у него адекватной самооценки являются предметные олимпиады. Они обеспечивают возможность развития и проявления творческой познавательной активности как одарённых учеников и учеников с повышенной готовностью к обучению, так и учеников со скрытой формой одарённости. Поэтому  я уделяю внимание проведению классных олимпиад и участию детей  в школьных и всероссийских олимпиадах по различным предметам.

Около 60% моих учеников принимают участие в классных предметных олимпиадах.

Таблица № 4

Показатели участия обучающихся

в предметных олимпиадах

Предмет

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Русский язык

10

12

14

Математика

11

13

15

Литературное чтение

10

11

13

Окружающий мир

16

17

19

 

Вывод: Положительный результат заинтересованного участия обучающихся в школьных предметных олимпиадах очевиден.

Итогом этой работы явился высокий результат обучающихся во всероссийских олимпиадах младших школьников по различным предметам.

Таблица № 5

Учебный год

Предмет

Фамилия, имя

Результат

2008-2009

литературное чтение

Буланова И.

1 м.

 

русский язык

Чиннова Ю.

1 м.

 

окружающий мир

Юхно Е.

1 м.

2009-2010

история

Иванова А.

1 м.

 

литературное чтение

Иванова А.

1 м.

 

математика

Протвинь А.

1 м.

2010-2011

математика

Нелюбов С.

2 м.

 

окружающий мир

Нелюбов С.

3 м.

 

русский язык

Нелюбов С.

3 м.

 

 

Уверена, что только тогда, когда существует творческое единение учителя и ученика, когда учитель может организовать условия для выявления, пробуждения и развития одарённости в каждом обучающемся, возможно достижение высоких результатов.

За качественную  подготовку к олимпиадам,  их результативность  я неоднократно награждалась грамотами Управления образования.

Работая по Образовательной Системе «Школа 2100»,  реализую заложенные в ней современные образовательные технологии, интерактивные методы обучения, основанные на принципах взаимодействия, способствующие повышению творческого потенциала обучающихся, их заинтересованности в результатах обучения.

Добиваться высоких результатов мне помогает такой подбор учебных материалов, заданий, упражнений, которые учитывают слуховые, зрительные, чувственные особенности обучающихся. Например: «сформулируйте собственное мнение», «подберите яркие доказательства», «определите, докажите, уточните», «точно следуйте алгоритму» и т.д.  Но первоначально нужно задать ситуацию успеха для каждого обучаемого. Это и есть, на мой взгляд, сотрудничество, деловое партнёрство.

Таблица № 6

Участие обучающихся в различных видах деятельности

и динамика качества представленных работ

Вид деятельности

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Поисковая деятельность (рефераты)

количество-7

качество-30%

количество-12

качество-52%

количество-15

качество-65%

Практическая деятельность (анкетирование)

количество-17

качество-74%

количество-20

качество-87%

количество-21

качество-91%

Творческая деятельность (исследовательские проекты)

количество-11

качество-48%

количество-13

качество-56%

количество-15%

качество-65%

 

Уверена,  что в творческих работах материализуются и мысль, и усвоенные знания, и практические действия. Сила влияния практических работ на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил.

Анализ результатов исследования  уровня учебной мотивации позволил определить положительную мотивацию на уроках по следующим показателям.

 

Таблица № 7

Уровень учебной мотивации обучающихся

Показатели

2008-2009

2009-2010

2010-2011

начало года-23об.

конец года-22обуч.

начало года-23обуч.

конец года-23обуч.

начало года-23обуч.

конец года-23обуч.

Положительное отношение к предметам

13-56%

15-68%

16-69%

18-78%

19-82%

23-100%

Комфортность на уроках

15-65%

16-73%

16-69%

19-82%

20-86%

23-100%

Оптимальный объём домашних заданий с точки зрения учащихся

19-83%

21-95%

22-95%

21-91%

22-95%

23-100%

Справедливость оценивания работы учащихся на уроках

-

21-95%

22-95%

22-95%

23-100%

23-100%

Позитивное отношение учителя к обучающимся

23-100%

22-100%

23-100%

23-100%

23-100%

23-100%

 

В своей педагогической деятельности пристальное внимание уделяю вопросам преемственности, т.к. преемственность – принцип, положенный в основу системы непрерывного образования. При этом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает базисное развитие ребёнка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Я, как бывший воспитатель детского сада, знаю, что школа как преемник не должна строить работу с нуля, а «подхватывать» достижения ребёнка-дошкольника и развивать накопленный потенциал.

Знакомясь с будущими первоклассниками, делаю вывод о том, что дети приходят в школу с навыками чтения и счёта. Но у 35-40% из них недостаточна развита мелкая моторика, у 60% - устная речь, у 70% не сформировано умение организовывать свою деятельность.

Поэтому меня как учителя начальных классов волнует не столько то, чему учить, сколько то, как учить.

В дальнейшем опираюсь на имеющиеся у них фактически умения и  знания, предоставляю обучающимся возможность самостоятельно оценивать свои действия и результаты. Не  веду  ученика за собой, а лишь помогаю ему определить цель и отыскать оптимальный путь к ней.

Отчётливо зная ведущие принципы психолого-педагогического сопровождения в организации образовательного процесса, принципы преемственности, последовательности, системности, активно внедряю в воспитательно-образовательный  процесс современные образовательные технологии, способствующие сохранению и улучшению физического состояния и самочувствия, (мне близки идеи психологического сопровождения Марьяны Михайловны Безруких, основной целью которых  является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников).

Таблица № 8

Результаты диагностических исследований первоклассников

в 2010-2011 учебном году

 

Высокий уровень школьной тревожности

Психологический дискомфорт детей в школе

Низкая самооценка

Игровая мотивация

В начале учебного года

30%

35%

15%

15%

В конце учебного года

10%

10%

5%

-

 
 
Результаты диагностических исследований в начале и в конце учебного года свидетельствуют о повышении психологической комфортности детей в школе. Всё это формирует систему отношений ребёнка с миром и самим собой, те базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации.
 

2. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету

Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Кроме того, Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Мною был проведён анкетный опрос родителей обучающихся по теме «Взаимодействие школы и родителей в процессе обучения детей».

На вопрос «Влияют ли личностные качества учителя, его профессиональные качества на мотивацию обучения детей», были получены следующие ответы: 

 Таблица № 9

Результаты анкетирования родителей

 

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Формируют интерес к предметам

76,4%

84,7%

100%

Не влияют

23,6%

15,3%

-

 

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация обучающихся по предметам имеет положительную динамику развития.

 Исходя из этого, большое внимание уделяю максимальному развитию личностного роста каждого ребёнка. С этой целью использую нетрадиционные формы работы: предметные КВН («Умники и умницы», «Конкурс грамотеев»), праздники («Весёлая математика», «Эти удивительные животные»), ролевые игры, уроки-путешествия («Смекай, считай, отгадывай», «Путешествие в Сообразилию»), тематические  экскурсии («Знатоки природы», «Волшебница Осень»). Участвуя в подобных мероприятиях, обучающиеся развивают свои творческие способности. Каждый мой воспитанник стремится проявить себя как личность и получить признание окружающих (конкурсы рисунков, сочинений по различной тематике:  правилам дорожного движения, вопросам здорового образа жизни). Дети – активные участники всех школьных, муниципальных и областных мероприятий.

 

Таблица № 10

Фамилия, имя

Конкурс

Результат

Нелюбов С.

муниципальныйконкурс исследовательских работ  и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я – исследователь - 2011" («Такая разная скорость»)

2 место

Кицюк С.

муниципальныйконкурс исследовательских работ  и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я – исследователь - 2011" («Посадил дед репку…»)

победитель

Кицюк С.

IV региональный тур  Российского Конкурса исследовательских работ  и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь", (работа «Посадил дед репку…»)

участник

Кицюк С.

областной конкур сочинений среди образовательных учреждений «Как я безопасно проведу каникулы»

лауреат

Протвинь А.

Муниципальный конкурс рисунков «Моя семья голосует»

дипломант

 

Я уверена, что стабильно высокий интерес к изучению школьных предметов можно поддерживать за счёт проведения тематических внеклассных мероприятий по предметам, факультативных занятий, олимпиад.   Обучающиеся ежегодно участвуют в Эрудит - марафоне учащихся «ЭМУ», показывая хорошие результаты. (За организацию конкурса специалистов проекта «Эрудит-марафон учащихся» в 2010/2011 учебном году награждена грамотой «Центра развития молодёжи» г. Екатеринбурга.)

Мои ученики занимаются на факультативах: «Развитие творческих способностей младших школьников» и «Экология для младших школьников». Процесс развития творческих способностей пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность, принимаемых решений,  формирует привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Из всего сказанного следует, что передо мной, учителем начальных классов, стоит задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитание творческой личности в целом.

Осознание того, что решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи невозможно, не решив проблемы здоровья.  Мною определено, что  в качестве одной из важнейших задач является широкое применение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания и изучение  психофизиологических особенностей обучащихся младшего школьного возраста. Кроме того мною освоен ряд методик, способствующих укреплению здоровья (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика).

Скорректировав тему самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий при обучении и воспитании школьников», выявила конкретные позиции по проблемам здоровьесбережения, например, «Создание педагогических условий, способствующих процессу адаптации первоклассников», «Решение проблем здоровьесбережения на уроках в начальной школе», «Режим учёбы и отдыха ослабленных детей».

 

Поступив в школу в 2007 году, 23 первоклассника имели следующие показатели здоровья:

1 – практически здоровые дети  – 14 человек (61%)

2 – дети с ослабленным зрением – 2 (9%)

3 – дети с хроническими заболеваниями – 2 (9%)

4 – дети, подверженные простудным заболеваниям – 5 (21%)

 

К концу 4 класса показатели такие:

1 – практически здоровые дети  – 15 человек (65%)

2 – дети с ослабленным зрением – 2 (9%)

3 – дети с хроническими заболеваниями – 2 (9%)

4 – дети, подверженные простудным заболеваниям – 4 (17%)

 

Соблюдение гигиенических требований, комплексное использование оздоровительных мероприятий (ежедневная утренняя гимнастика, физкультминутки и подвижные перемены),  специально организованная двигательная активность ребенка, различные  реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, психогимнастика), а также работа с семьей (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории) способствовало  снижению утомляемости,  повышению эмоционального настроя и работоспособности детей, а  значит – сохранению и укреплению их здоровья.  Многие обучающиеся с увлечением занимаются в различных спортивных секциях и имеют награды.

Таблица № 11

Фамилия, имя

Награда

Верходанов Д.

в 2011 г. за высокие показатели при сдаче норм спортивно-технического комплекса ГТЗО награждён Губернаторским значком «Отличник физической подготовки Кузбасса» и денежной премией

Кучковой И.

грамота Администрации г. Тайги за высокие показатели при сдаче норм спортивно-технического комплекса ГТЗО

Шершенюк П.

грамота Администрации г. Тайги за высокие показатели при сдаче норм спортивно-технического комплекса ГТЗО

 

3. Создание  учителем  условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

В жизни всегда высоко ценится воспитанность человека. Поэтому воспитательная работа с классным коллективом является главной в воспитательно-образовательном процессе. Воспитание ребёнка напрямую зависит на обучения и наоборот. Процесс воспитания строится на принципе единства сознания и деятельности. По словам К.Д.Ушинского, «личность воспитателя значит всё в деле воспитания». Твёрдо убеждена, что  пока в моей душе,  как учителя,  остаются доброта, сострадание, любовь к жизни и детям, вера в лучшее, - до тех пор эти качества будут жить и в душах моих воспитанников. Видеть в каждом ребёнке  неповторимую индивидуальность и тем самым способствовать её развитию, на мой взгляд,  едва ли не самая сложная задача классного руководителя.

Работая по  Программе “Я – гражданин России”, которая является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ставлю цели:

  • создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
  • формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности;
  • воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Формы организации работы по программе различные  – коллективная, групповая,  индивидуальная. Беседы: «Я и мой класс», «Моя семья», часы общения «Моя семья», «Мой город», благотворительные акции «День пожилого человека», «День учителя», «День матери», «Спешите делать добро!», семейные праздники: «День рожденья – праздник детства», «Посиделки»,лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческий и школьный музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, выставки детских творческих работ.

Надеюсь, что конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Мероприятия, проводимые в классе, направлены на реализацию талантов и возможностей каждого ребёнка. Классные часы, викторины, спортивные соревнования надолго остаются в памяти ребят и их родителей.

Таблица № 12

Уровень воспитанности обучающихся

Уровень воспитанности

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Высокий

8 – 35%

12 – 43%

15  - 65%

Средний

12 – 52%

12 – 52%

8 – 35%

Низкий

3 – 13%

1 – 4%

-

 

Следует отметить, что к концу обучения в начальной школе у обучающихся моего класса повысился уровень воспитанности.

Ненасильственное, мягкое участие взрослых в делах детей,  совместный анализ деятельности, выведение на правильный путь и решение какой-либо задачи приводит к организации детского самоуправления, которое связано с участием взрослых, поскольку у детей нет своего достаточного социального опыта, чтобы разумно отвечать на вызовы жизни.

Самоуправление в начальной школе – это скорей всего соуправление с зачатками, или же, можно сказать, с маленькими ростками самоуправления. При планировании любой совместной работы учитывается мнение каждого члена коллектива, будь-то ребёнок, родитель, учитель.

В течение учебного года проводим праздники активистов, на которых ребята награждаются призами, грамотами и  подарками. Все обучающиеся вовлечены в коллективную деятельность. Через такую работу у ребят формируются навыки самоуправления. Сочетание досуга (отдых, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет сократить пространство девиантного поведения, решать проблему занятости детей.

Поэтому можно сделать вывод, что при удачном сочетании совместной деятельности ученического коллектива и наличие консультативной помощи опытного взрослого (меня, как классного руководителя, родителей) происходит становление личности обучающегося, значимой для себя и для общества.

Процент детей, посещающих кружки и секции как внутри школы, так и в учреждениях дополнительного образования, значительно возрос (2008 – 43% , 2009 г. – 52%, 2010 г. – 61%).

Я вижу, что классный коллектив  - то наш дом, в котором каждый ребёнок нашёл место и чувствует себя комфортно.

Я учу, воспитываю детей в деятельности, вижу в каждом личность, помогаю ребёнку обрести себя, принимаю его таким, каким сотворила его природа.

Дети активно развиваются в процессе общения с друзьями, одноклассниками, взрослыми. Они  эмоциональны, впечатлительны, жизнерадостны, толерантны, живо интересуются   всем новым; активно участвуют в различных играх, в которых  им предоставляется возможность проявить инициативу, ответственность, умение действовать коллективно и творчески. Подчёркиваю, что коллектив одноклассников не только предоставляет каждому  проявить свои способности, но и даёт ему возможность самореализоваться. Именно коллектив  требует постоянной работы над самим собой, познания самого себя.

Психологической службой  школы проводилось исследование психологического климата в моём  4 «Б» классе. Анализ уровня комфортности показал, что в классе сложилась благоприятная психологическая атмосфера дружбы и сотрудничества, взаимопомощи, доверия.

Организацию работы с родителями обучающихся по их привлечению к совместной деятельности в воспитательно-образовательном процессе строю через

  • проведение родительских собраний с обсуждением целей и задач, стоящих перед семьёй и школой в процессе определения эффективных условий взаимодействия семьи, образовательного учреждения, социума,
  • проведение дней открытых дверей для родителей.

Проведённый анкетный опрос родителей моего класса позволил сделать вывод о том, что семья начинает чувствовать всё большую ответственность за воспитание своего ребёнка; при этом родителям хотелось бы получить большую поддержку со стороны школы. Но помощь требуется не столько информационная, сколько коррекционная, практическая, т.к. родители отмечают недостаток  знаний  по возрастной психологии и духовно-нравственному воспитанию детей. (56% заявляют о сотрудничестве по этому вопросу.)

Выстроенная программа тренинга родительской компетентности методически построена следующим образом:

Iблок. «Мой ребёнок». (Родители изучают личность ребёнка, его возрастные и индивидуальные особенности.)

IIблок.  «Я сам». (Родители осознают себя.)

IIIблок. «Я как родитель» (Родители изучают свою эффективность как воспитателя.)

IVблок. «Родительская компетентность» (Родители находят ресурсы для оптимизации воспитательных функций.)

Тематические родительские собрания, индивидуальные беседы,  помогают родителям быть в курсе происходящего, грамотно и своевременно решать все возникающие вопросы. Доверительные отношения с родителями оказывают положительное влияние на плодотворное сотрудничество с детьми.

В результате проведённой работы могу отметить заметное возрастание партнёрских отношений: ученик – учитель – родитель.

 

4. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса

 на основе эффективного использования  современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

В своей педагогической деятельности приоритетным считаю применение современных педагогических технологий: технологии проблемно-диалогического обучения, технологии продуктивного чтения (с 2010 года работаю по программе Образовательной Системы «Школа 2100»). На своих уроках использую  здоровьесберегающие образовательные технологии, применяя системы упражнений для снятия напряжения различных систем организма.

Данные технологии помогают  добиваться значительных результатов по повышению качества знаний (см. таблицу № 1).

В процессе обучения и в воспитательной работе  использую ИКТ и интернет. Современные методики, ориентированные на использование компьютерных технологий, предоставляют мне принципиально новые возможности, повышая эффективность деятельности.  Использование Интернет - ресурсов облегчает поиск информации в ходе подготовки к урокам: создания слайдов, создания презентаций к урокам, позволяет делать более продуктивным процесс обучения.

Развивая свою эрудицию, стараюсь работать творчески. Разработала дидактический материал по предметам с разноуровневыми заданиями, широко использую демонстрационный материал, технические средства обучения. В моём арсенале – практические занятия, уроки краеведения, экскурсии.

Разнообразное творчество обучающихся на уроках: сочинения, рисунки,  проекты – вот отличительная черта моих уроков. 

В учебном кабинете есть необходимые материалы для организации индивидуальной работы на уроке, творческого домашнего задания, для проведения классных часов и мероприятий.

Использование наглядности при обучении детей младшего школьного возраста является необходимым фактором, поскольку соответствует уровню их восприятия и мышления. В этой связи использование Интернет-ресурсов позволяет сделать процесс обучения и воспитания мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребёнка всесторонне.

 

5. Наличие собственной методической системы  учителя, апробированной в профессиональном сообществе

С 1999 года являюсь руководителем городского методического объединения учителей начальных классов.

Работаю по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий при обучении и воспитании школьников» (результат - практическое  пособие для учителей начальных классов «Будем здоровы»). Провожу открытые  уроки для коллег. Являясь соавтором коллективной работы по здоровьесберегающим технологиям, была отмечена Благодарственным письмом Кемеровского областного психолого-валеологического центра Департамента Кемеровской области.

 Совершенствую и корректирую собственные методы обучения. Для повышения научно-методического уровня подготовки учителей начальных классов города принимала участие в подготовке и проведении практических семинаров:

  • по методике целенаправленного формирования в учебном процессе навыков научно-исследовательской деятельности у учащихся (выступление «Организация исследовательской деятельности младших школьников»),
  • «Детская журналистика как средство развития литературного творчества младших школьников».
  • «Формирование УУД у обучающихся начальной школы».

Опыт работы городского методического объединения учителей начальных классов был представлен на городском смотре-конкурсе педагогических идей, где был отмечен  в 2008 учебный году Благодарственным письмом лауреату смотра-конкурса методических объединений.

 В 2010-2011учебном  году  (в режиме областной «пилотной»  площадки) - участие в организации и проведении  муниципальных практических семинаров, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках апробации ФГОС НОО, по вопросам введения ФГОС:

  • «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения»,
  • «Введение ФГОС в практику школы».

В  2010 году являлась участником областного семинара по теме «ФГОС НОО: содержание и технологии внедрения».

Организую работу по привлечению обучающихся к участию в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

Внимательно слежу за научно-методической литературой, веду библиографию литературы по интересующим меня вопросам.

Сохраняю и накапливаю материалы, отражающие опыт моей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, сочинения обучащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Оцениваю критически свой опыт, отмечая успехи, не забываю о недостатках, трудностях, ошибках, советуюсь с коллективом, со своими коллегами. В результате появляются ценные мысли, нужные факты. Считаю, что главный критерий опыта моей работы – результат. Я вижу, как растут и развиваются мои ученики.

 

6. Непрерывность профессионального развития  учителя

В  2009 году повышала свою квалификацию в ГОУ ДПО (ПК) с КРИПК и ПРО по программе «Психолого-педагогические аспекты развития системы образования» (свидетельство 104034).

В 2006 году награждена медалью «За достойное воспитание детей» (награда 6467, 01 марта 2006. № 6-пн).

В 2007 году за заслуги в области образования награждена отраслевой наградой Министерства образования и науки РФ «Почётный работник общего образования Российской Федерации» (Приказ Минобрнауки России от 07 июля 2006 года № 929/ к-н).

2008 год – Почётная грамота победителю конкурса лучших учителей г. Тайги;

2008 год – Почётная грамота победителю конкурса лучших учителей Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 01 июля 2008 г. № 197);

2011 год - участие в конкурсе программ внеурочной деятельности, проводимом КРИПК и ПРО.

2011 год – Благодарственное письмо за высокий уровень профессионального мастерства и активное сотрудничество по внедрению ФГОС НОО в ОУ Кемеровской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka.docx68.12 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

о деятельности Бакановой Веры Юрьевны,

учителя начальных классов

муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №32»

Тайгинского городского округа

Я, Баканова Вера Юрьевна, работаю в муниципальном  бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 32» города Тайги учителем начальных классов с 01 сентября 1995 года. Имею высшее образование, в 1994 году окончила Томский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения».

        Стаж педагогической работы 24 года. Имею высшую квалификационную категорию.

        Считаю, что результаты моей работы и накопленный опыт являются основанием для участия в конкурсе  лучших учителей.

        Основательная профессиональная подготовка, умение работать в инновационном режиме, постоянный поиск эффективных форм, средств, методов обучения и воспитания младших школьников, партнёрская позиция: ребёнок – соратник, союзник, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие и ошибку, побуждение детей к самостоятельности в поиске новой информации – вот отличительные черты моего педагогического стиля.

        Приоритетным направлением своей педагогической деятельности считаю создание таких условий воспитательно-образовательного процесса, которые в полной мере способствуют прочному усвоению знаний, развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Постоянно работаю над созданием благоприятного психологического климата в коллективе обучающихся, над созданием ситуации успеха каждого ученика.

  1. Высокие результаты учебных достижений обучающихся

при их позитивной динамике за последние три года

Учение для младшего школьника является основным видом деятельности, имеющим важное общественное значение, и, связанные с ним успехи и неудачи приобретают, социальную функцию и влияют на всю дальнейшую жизнь человека, а неудачи в учебной деятельности приводят к напряжённому состоянию нервной системы. Понимая всю сложность и неоднозначность этого, не только поощряю достижения детей, но и определяю путь, приводящий ребёнка к успеху. При этом соблюдаю принцип посильности в преодолении трудностей,  встречающихся ребёнку.

Взаимопроникновение сочетания научности и доступности, постепенное наращивание сложности учебных заданий позволяют создавать в классном коллективе обстановку заинтересованности, поддерживать в течение урока устойчивое внимание, работоспособность.

Всё это указывает на стабильность, успешность моей педагогической деятельности и подтверждается мониторингом качественной и абсолютной успеваемости обучающихся, результатами промежуточной аттестации, уровнем обученности по предметам.

Таблица № 1

Мониторинг

качественной и абсолютной успеваемости обучающихся

2008-2011

Учебный год

Количество обучающихся

Количество успевающих

%

качественной успеваемости

%

абсолютной успеваемости

2008-2009

22

22

70

100

2009-2010

23

23

70

100

2010-2011

23

23

61

100

Рис. 1. Качественная и абсолютная успеваемость

Вывод. Из диаграммы видно,  что уровень качественной успеваемости обучающихся высокий.

        Анализируя результаты промежуточной аттестации, делаем вывод, что обучающиеся показали высокие результаты.

Таблица № 2

Результаты промежуточной аттестации

(годовые контрольные работы)

2008-2011

Предмет

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Русский язык

качество-77%

успеваемость-100%

качество-74% успеваемость-100%

качество-75% успеваемость-100%

Математика

качество-91%

успеваемость-100%

качество-75% успеваемость-100%

качество-82% успеваемость-100%

Литературное чтение

качество-95%

успеваемость-100%

качество-82%

успеваемость-100%

качество-83%

успеваемость-100%

Таблица № 3

Уровень обученности обучающихся

2008-2011

Предмет

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Русский язык

77%

74%

75%

Математика

91%

75%

82%

Литературное чтение

95%

82%

83%

Рис. 2. Уровень обученности по предметам

 Вывод. Анализируя уровень обученности, делаем вывод о стабильности успеваемости.

Это достигается путём  тщательного подбора приёмов, активизирующих мыслительную деятельность, использованием различных технологий развивающего обучения, созданием обстановки заинтересованности. Всё это и позволяет добиваться стабильных результатов в работе, высокого качества знаний.

Мои выпускники успешны в обучении на II и III ступенях образования. Горжусь тем, что в этом есть доля и моего труда.  (Среди выпускников школы есть  обучающиеся,  окончившие  школу с золотой и серебряными медалями,  Волков А. – победитель областного конкурса сочинений о милиции, Кицюк С. – лауреат областного конкура сочинений среди образовательных учреждений «Как я безопасно проведу каникулы», Протвинь А. – дипломант городского конкурса рисунков «Моя семья голосует»,  Полякова Е. – 1 место, Волкова Е. – 3 место в творческом конкурсе в рамках областной акции «Люби и знай Родной Кузбасс»., Нелюбов С.,  Кицюк С. – награждены сертификатами участников областного конкурса «Мои любимые бабушки и дедушки».)

В начальный период обучения ребёнок осуществляет открытия на пути познания мира. Стимулированием его интереса к изучению предметов, формированию у него адекватной самооценки являются предметные олимпиады. Они обеспечивают возможность развития и проявления творческой познавательной активности как одарённых учеников и учеников с повышенной готовностью к обучению, так и учеников со скрытой формой одарённости. Поэтому  я уделяю внимание проведению классных олимпиад и участию детей  в школьных и всероссийских олимпиадах по различным предметам.

Около 60% моих учеников принимают участие в классных предметных олимпиадах.

Таблица № 4

Показатели участия обучающихся

в предметных олимпиадах

Предмет

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Русский язык

10

12

14

Математика

11

13

15

Литературное чтение

10

11

13

Окружающий мир

16

17

19

Рис. 3. Участие обучающихся в предметных олимпиадах

Вывод: Положительный результат заинтересованного участия обучающихся в школьных предметных олимпиадах очевиден.

Итогом этой работы явился высокий результат обучающихся во всероссийских олимпиадах младших школьников по различным предметам.

Таблица № 5

Учебный год

Предмет

Фамилия, имя

Результат

2008-2009

литературное чтение

Буланова И.

1 м.

русский язык

Чиннова Ю.

1 м.

окружающий мир

Юхно Е.

1 м.

2009-2010

история

Иванова А.

1 м.

литературное чтение

Иванова А.

1 м.

математика

Протвинь А.

1 м.

2010-2011

математика

Нелюбов С.

2 м.

окружающий мир

Нелюбов С.

3 м.

русский язык

Нелюбов С.

3 м.

Уверена, что только тогда, когда существует творческое единение учителя и ученика, когда учитель может организовать условия для выявления, пробуждения и развития одарённости в каждом обучающемся, возможно достижение высоких результатов.

За качественную  подготовку к олимпиадам,  их результативность  я неоднократно награждалась грамотами Управления образования.

Работая по Образовательной Системе «Школа 2100»,  реализую заложенные в ней современные образовательные технологии, интерактивные методы обучения, основанные на принципах взаимодействия, способствующие повышению творческого потенциала обучающихся, их заинтересованности в результатах обучения.

Добиваться высоких результатов мне помогает такой подбор учебных материалов, заданий, упражнений, которые учитывают слуховые, зрительные, чувственные особенности обучающихся. Например: «сформулируйте собственное мнение», «подберите яркие доказательства», «определите, докажите, уточните», «точно следуйте алгоритму» и т.д.  Но первоначально нужно задать ситуацию успеха для каждого обучаемого. Это и есть, на мой взгляд, сотрудничество, деловое партнёрство.

Таблица № 6

Участие обучающихся в различных видах деятельности

и динамика качества представленных работ

Вид деятельности

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Поисковая деятельность (рефераты)

количество-7

качество-30%

количество-12

качество-52%

количество-15

качество-65%

Практическая деятельность (анкетирование)

количество-17

качество-74%

количество-20

качество-87%

количество-21

качество-91%

Творческая деятельность (исследовательские проекты)

количество-11

качество-48%

количество-13

качество-56%

количество-15%

качество-65%

Уверена,  что в творческих работах материализуются и мысль, и усвоенные знания, и практические действия. Сила влияния практических работ на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил.

Анализ результатов исследования  уровня учебной мотивации позволил определить положительную мотивацию на уроках по следующим показателям.

Таблица № 7

Уровень учебной мотивации обучающихся

Показатели

2008-2009

2009-2010

2010-2011

начало года-23об.

конец года-22обуч.

начало года-23обуч.

конец года-23обуч.

начало года-23обуч.

конец года-23обуч.

Положительное отношение к предметам

13-56%

15-68%

16-69%

18-78%

19-82%

23-100%

Комфортность на уроках

15-65%

16-73%

16-69%

19-82%

20-86%

23-100%

Оптимальный объём домашних заданий с точки зрения учащихся

19-83%

21-95%

22-95%

21-91%

22-95%

23-100%

Справедливость оценивания работы учащихся на уроках

-

21-95%

22-95%

22-95%

23-100%

23-100%

Позитивное отношение учителя к обучающимся

23-100%

22-100%

23-100%

23-100%

23-100%

23-100%

В своей педагогической деятельности пристальное внимание уделяю вопросам преемственности, т.к. преемственность – принцип, положенный в основу системы непрерывного образования. При этом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает базисное развитие ребёнка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Я, как бывший воспитатель детского сада, знаю, что школа как преемник не должна строить работу с нуля, а «подхватывать» достижения ребёнка-дошкольника и развивать накопленный потенциал.

Знакомясь с будущими первоклассниками, делаю вывод о том, что дети приходят в школу с навыками чтения и счёта. Но у 35-40% из них недостаточна развита мелкая моторика, у 60% - устная речь, у 70% не сформировано умение организовывать свою деятельность.

Поэтому меня как учителя начальных классов волнует не столько то, чему учить, сколько то, как учить.

В дальнейшем опираюсь на имеющиеся у них фактически умения и  знания, предоставляю обучающимся возможность самостоятельно оценивать свои действия и результаты. Не  веду  ученика за собой, а лишь помогаю ему определить цель и отыскать оптимальный путь к ней.

Отчётливо зная ведущие принципы психолого-педагогического сопровождения в организации образовательного процесса, принципы преемственности, последовательности, системности, активно внедряю в воспитательно-образовательный  процесс современные образовательные технологии, способствующие сохранению и улучшению физического состояния и самочувствия, (мне близки идеи психологического сопровождения Марьяны Михайловны Безруких, основной целью которых  является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников).

Таблица № 8

Результаты диагностических исследований первоклассников

в 2010-2011 учебном году

Высокий уровень школьной тревожности

Психологический дискомфорт детей в школе

Низкая самооценка

Игровая мотивация

В начале учебного года

30%

35%

15%

15%

В конце учебного года

10%

10%

5%

-

        Результаты диагностических исследований в начале и в конце учебного года свидетельствуют о повышении психологической комфортности детей в школе.

        Всё это формирует систему отношений ребёнка с миром и самим собой, те базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации.

  1. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся

по учебному предмету

Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Кроме того, Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Мною был проведён анкетный опрос родителей обучающихся по теме «Взаимодействие школы и родителей в процессе обучения детей».

На вопрос «Влияют ли личностные качества учителя, его профессиональные качества на мотивацию обучения детей», были получены следующие ответы:  

 Таблица № 9

Результаты анкетирования родителей

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Формируют интерес к предметам

76,4%

84,7%

100%

Не влияют

23,6%

15,3%

-

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация обучающихся по предметам имеет положительную динамику развития.

 Исходя из этого, большое внимание уделяю максимальному развитию личностного роста каждого ребёнка. С этой целью использую нетрадиционные формы работы: предметные КВН («Умники и умницы», «Конкурс грамотеев»), праздники («Весёлая математика», «Эти удивительные животные»), ролевые игры, уроки-путешествия («Смекай, считай, отгадывай», «Путешествие в Сообразилию»), тематические  экскурсии («Знатоки природы», «Волшебница Осень»). Участвуя в подобных мероприятиях, обучающиеся развивают свои творческие способности. Каждый мой воспитанник стремится проявить себя как личность и получить признание окружающих (конкурсы рисунков, сочинений по различной тематике:  правилам дорожного движения, вопросам здорового образа жизни). Дети – активные участники всех школьных, муниципальных и областных мероприятий.

Таблица № 10

Фамилия, имя

Конкурс

Результат

Нелюбов С.

муниципальный конкурс исследовательских работ  и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я – исследователь - 2011" («Такая разная скорость»)

2 место

Кицюк С.

муниципальный конкурс исследовательских работ  и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я – исследователь - 2011" («Посадил дед репку…»)

победитель

Кицюк С.

IV  региональный тур  Российского Конкурса исследовательских работ  и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь", (работа «Посадил дед репку…»)

участник

Кицюк С.

областной конкур сочинений среди образовательных учреждений «Как я безопасно проведу каникулы»

лауреат

Протвинь А.

Муниципальный конкурс рисунков «Моя семья голосует»

дипломант

Я уверена, что стабильно высокий интерес к изучению школьных предметов можно поддерживать за счёт проведения тематических внеклассных мероприятий по предметам, факультативных занятий, олимпиад.   Обучающиеся ежегодно участвуют в Эрудит - марафоне учащихся «ЭМУ», показывая хорошие результаты. (За организацию конкурса специалистов проекта «Эрудит-марафон учащихся» в 2010/2011 учебном году награждена грамотой «Центра развития молодёжи» г. Екатеринбурга.)

Мои ученики занимаются на факультативах: «Развитие творческих способностей младших школьников» и «Экология для младших школьников». Процесс развития творческих способностей пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность, принимаемых решений,  формирует привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Из всего сказанного следует, что передо мной, учителем начальных классов, стоит задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитание творческой личности в целом.

Осознание того, что решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи невозможно, не решив проблемы здоровья.  Мною определено, что  в качестве одной из важнейших задач является широкое применение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания и изучение  психофизиологических особенностей обучащихся младшего школьного возраста. Кроме того мною освоен ряд методик, способствующих укреплению здоровья (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика).

Скорректировав тему самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий при обучении и воспитании школьников», выявила конкретные позиции по проблемам здоровьесбережения, например, «Создание педагогических условий, способствующих процессу адаптации первоклассников», «Решение проблем здоровьесбережения на уроках в начальной школе», «Режим учёбы и отдыха ослабленных детей».

Поступив в школу в 2007 году, 23 первоклассника имели следующие показатели здоровья:

1 – практически здоровые дети  – 14 человек (61%)

2 – дети с ослабленным зрением – 2 (9%)

3 – дети с хроническими заболеваниями – 2 (9%)

4 – дети, подверженные простудным заболеваниям – 5 (21%)

Рис. 4. Показатели здоровья обучающихся 1 класса

К концу 4 класса показатели такие:

1 – практически здоровые дети  – 15 человек (65%)

2 – дети с ослабленным зрением – 2 (9%)

3 – дети с хроническими заболеваниями – 2 (9%)

4 – дети, подверженные простудным заболеваниям – 4 (17%)

Рис. 5. Показатели здоровья обучающихся 4 класса

Соблюдение гигиенических требований, комплексное использование оздоровительных мероприятий (ежедневная утренняя гимнастика, физкультминутки и подвижные перемены),  специально организованная двигательная активность ребенка, различные  реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, психогимнастика), а также работа с семьей (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории) способствовало  снижению утомляемости,  повышению эмоционального настроя и работоспособности детей, а  значит – сохранению и укреплению их здоровья.  Многие обучающиеся с увлечением занимаются в различных спортивных секциях и имеют награды.

Таблица № 11

Фамилия, имя

Награда

Верходанов Д.

в 2011 г. за высокие показатели при сдаче норм спортивно-технического комплекса ГТЗО награждён Губернаторским значком «Отличник физической подготовки Кузбасса» и денежной премией

Кучковой И.

грамота Администрации г. Тайги за высокие показатели при сдаче норм спортивно-технического комплекса ГТЗО

Шершенюк П.

грамота Администрации г. Тайги за высокие показатели при сдаче норм спортивно-технического комплекса ГТЗО

 

  1. Создание  учителем  условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

В жизни всегда высоко ценится воспитанность человека. Поэтому воспитательная работа с классным коллективом является главной в воспитательно-образовательном процессе. Воспитание ребёнка напрямую зависит на обучения и наоборот. Процесс воспитания строится на принципе единства сознания и деятельности. По словам К.Д.Ушинского, «личность воспитателя значит всё в деле воспитания». Твёрдо убеждена, что  пока в моей душе,  как учителя,  остаются доброта, сострадание, любовь к жизни и детям, вера в лучшее, - до тех пор эти качества будут жить и в душах моих воспитанников. Видеть в каждом ребёнке  неповторимую индивидуальность и тем самым способствовать её развитию, на мой взгляд,  едва ли не самая сложная задача классного руководителя.

Работая по  Программе “Я – гражданин России”, которая является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ставлю цели:

  1. создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; 
  2. формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности;
  3. воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Формы организации работы по программе различные  – коллективная, групповая,  индивидуальная. Беседы: «Я и мой класс», «Моя семья», часы общения «Моя семья», «Мой город», благотворительные акции «День пожилого человека», «День учителя», «День матери», «Спешите делать добро!», семейные праздники: «День рожденья – праздник детства», «Посиделки», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческий и школьный музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, выставки детских творческих работ.

Надеюсь, что конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Мероприятия, проводимые в классе, направлены на реализацию талантов и возможностей каждого ребёнка. Классные часы, викторины, спортивные соревнования надолго остаются в памяти ребят и их родителей.

Таблица № 12

Уровень воспитанности обучающихся

Уровень воспитанности

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Высокий

8 – 35%

12 – 43%

15  - 65%

Средний

12 – 52%

12 – 52%

8 – 35%

Низкий

3 – 13%

1 – 4%

-

Рис. 6. Уровень воспитанности обучающихся

Следует отметить, что к концу обучения в начальной школе у обучающихся моего класса повысился уровень воспитанности.

Ненасильственное, мягкое участие взрослых в делах детей,  совместный анализ деятельности, выведение на правильный путь и решение какой-либо задачи приводит к организации детского самоуправления, которое связано с участием взрослых, поскольку у детей нет своего достаточного социального опыта, чтобы разумно отвечать на вызовы жизни.

Самоуправление в начальной школе – это скорей всего соуправление с зачатками, или же, можно сказать, с маленькими ростками самоуправления. При планировании любой совместной работы учитывается мнение каждого члена коллектива, будь-то ребёнок, родитель, учитель.

В течение учебного года проводим праздники активистов, на которых ребята награждаются призами, грамотами и  подарками. Все обучающиеся вовлечены в коллективную деятельность. Через такую работу у ребят формируются навыки самоуправления. Сочетание досуга (отдых, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет сократить пространство девиантного поведения, решать проблему занятости детей.

Поэтому можно сделать вывод, что при удачном сочетании совместной деятельности ученического коллектива и наличие консультативной помощи опытного взрослого (меня, как классного руководителя, родителей) происходит становление личности обучающегося, значимой для себя и для общества.

Процент детей, посещающих кружки и секции как внутри школы, так и в учреждениях дополнительного образования, значительно возрос (2008 – 43% , 2009 г. – 52%, 2010 г. – 61%).

Я вижу, что классный коллектив  - то наш дом, в котором каждый ребёнок нашёл место и чувствует себя комфортно.

Я учу, воспитываю детей в деятельности, вижу в каждом личность, помогаю ребёнку обрести себя, принимаю его таким, каким сотворила его природа.

Дети активно развиваются в процессе общения с друзьями, одноклассниками, взрослыми. Они  эмоциональны, впечатлительны, жизнерадостны, толерантны, живо интересуются   всем новым; активно участвуют в различных играх, в которых  им предоставляется возможность проявить инициативу, ответственность, умение действовать коллективно и творчески. Подчёркиваю, что коллектив одноклассников не только предоставляет каждому  проявить свои способности, но и даёт ему возможность самореализоваться. Именно коллектив  требует постоянной работы над самим собой, познания самого себя.

Психологической службой  школы проводилось исследование психологического климата в моём  4 «Б» классе. Анализ уровня комфортности показал, что в классе сложилась благоприятная психологическая атмосфера дружбы и сотрудничества, взаимопомощи, доверия.

Организацию работы с родителями обучающихся по их привлечению к совместной деятельности в воспитательно-образовательном процессе строю через

  1. проведение родительских собраний с обсуждением целей и задач, стоящих перед семьёй и школой в процессе определения эффективных условий взаимодействия семьи, образовательного учреждения, социума,
  2. проведение дней открытых дверей для родителей.

Проведённый анкетный опрос родителей моего класса позволил сделать вывод о том, что семья начинает чувствовать всё большую ответственность за воспитание своего ребёнка; при этом родителям хотелось бы получить большую поддержку со стороны школы. Но помощь требуется не столько информационная, сколько коррекционная, практическая, т.к. родители отмечают недостаток  знаний  по возрастной психологии и духовно-нравственному воспитанию детей. (56% заявляют о сотрудничестве по этому вопросу.)

Выстроенная программа тренинга родительской компетентности методически построена следующим образом:

I блок. «Мой ребёнок». (Родители изучают личность ребёнка, его возрастные и индивидуальные особенности.)

II блок.  «Я сам». (Родители осознают себя.)

III блок. «Я как родитель» (Родители изучают свою эффективность как воспитателя.)

IV блок. «Родительская компетентность» (Родители находят ресурсы для оптимизации воспитательных функций.)

Тематические родительские собрания, индивидуальные беседы,  помогают родителям быть в курсе происходящего, грамотно и своевременно решать все возникающие вопросы. Доверительные отношения с родителями оказывают положительное влияние на плодотворное сотрудничество с детьми.

В результате проведённой работы могу отметить заметное возрастание партнёрских отношений: ученик – учитель – родитель.

  1. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования  современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

В своей педагогической деятельности приоритетным считаю применение современных педагогических технологий: технологии проблемно-диалогического обучения, технологии продуктивного чтения (с 2010 года работаю по программе Образовательной Системы «Школа 2100»). На своих уроках использую  здоровьесберегающие образовательные технологии, применяя системы упражнений для снятия напряжения различных систем организма.

Данные технологии помогают  добиваться значительных результатов по повышению качества знаний (см. таблицу № 1).

В процессе обучения и в воспитательной работе  использую ИКТ и интернет. Современные методики, ориентированные на использование компьютерных технологий, предоставляют мне принципиально новые возможности, повышая эффективность деятельности.  Использование Интернет - ресурсов облегчает поиск информации в ходе подготовки к урокам: создания слайдов, создания презентаций к урокам, позволяет делать более продуктивным процесс обучения.

Развивая свою эрудицию, стараюсь работать творчески. Разработала дидактический материал по предметам с разноуровневыми заданиями, широко использую демонстрационный материал, технические средства обучения. В моём арсенале – практические занятия, уроки краеведения, экскурсии.

Разнообразное творчество обучающихся на уроках: сочинения, рисунки,  проекты – вот отличительная черта моих уроков.  

В учебном кабинете есть необходимые материалы для организации индивидуальной работы на уроке, творческого домашнего задания, для проведения классных часов и мероприятий.

Использование наглядности при обучении детей младшего школьного возраста является необходимым фактором, поскольку соответствует уровню их восприятия и мышления. В этой связи использование Интернет-ресурсов позволяет сделать процесс обучения и воспитания мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребёнка всесторонне.

  1. Наличие собственной методической системы  учителя, апробированной в профессиональном сообществе

С 1999 года являюсь руководителем городского методического объединения учителей начальных классов.

Работаю по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий при обучении и воспитании школьников» (результат - практическое  пособие для учителей начальных классов «Будем здоровы»). Провожу открытые  уроки для коллег. Являясь соавтором коллективной работы по здоровьесберегающим технологиям, была отмечена Благодарственным письмом Кемеровского областного психолого-валеологического центра Департамента Кемеровской области.

 Совершенствую и корректирую собственные методы обучения. Для повышения научно-методического уровня подготовки учителей начальных классов города принимала участие в подготовке и проведении практических семинаров:

  1. по методике целенаправленного формирования в учебном процессе навыков научно-исследовательской деятельности у учащихся (выступление «Организация исследовательской деятельности младших школьников»),
  2. «Детская журналистика как средство развития литературного творчества младших школьников».
  3. «Формирование УУД у обучающихся начальной школы».

Опыт работы городского методического объединения учителей начальных классов был представлен на городском смотре-конкурсе педагогических идей, где был отмечен  в 2008 учебный году Благодарственным письмом лауреату смотра-конкурса методических объединений.

 В 2010-2011учебном  году  (в режиме областной «пилотной»  площадки) - участие в организации и проведении  муниципальных практических семинаров, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках апробации ФГОС НОО, по вопросам введения ФГОС:

  1. «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения»,
  2. «Введение ФГОС в практику школы».

В  2010 году являлась участником областного семинара по теме «ФГОС НОО: содержание и технологии внедрения».

Организую работу по привлечению обучающихся к участию в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

Внимательно слежу за научно-методической литературой, веду библиографию литературы по интересующим меня вопросам.

Сохраняю и накапливаю материалы, отражающие опыт моей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, сочинения обучащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Оцениваю критически свой опыт, отмечая успехи, не забываю о недостатках, трудностях, ошибках, советуюсь с коллективом, со своими коллегами. В результате появляются ценные мысли, нужные факты. Считаю, что главный критерий опыта моей работы – результат. Я вижу, как растут и развиваются мои ученики.

  1. Непрерывность профессионального развития  учителя

В  2009 году повышала свою квалификацию в ГОУ ДПО (ПК) с КРИПК и ПРО по программе «Психолого-педагогические аспекты развития системы образования» (свидетельство 104034).

В 2006 году награждена медалью «За достойное воспитание детей» (награда 6467, 01 марта 2006. № 6-пн).

В 2007 году за заслуги в области образования награждена отраслевой наградой Министерства образования и науки РФ «Почётный работник общего образования Российской Федерации» (Приказ Минобрнауки России от 07 июля 2006 года № 929/ к-н).

2008 год – Почётная грамота победителю конкурса лучших учителей г. Тайги;

2008 год – Почётная грамота победителю конкурса лучших учителей Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 01 июля 2008 г. № 197);

2011 год - участие в конкурсе программ внеурочной деятельности, проводимом КРИПК и ПРО.

2011 год – Благодарственное письмо за высокий уровень профессионального мастерства и активное сотрудничество по внедрению ФГОС НОО в ОУ Кемеровской области.

Претендент  на участие в конкурсе

«Лучшие учителя»                                                                       В.Ю.Баканова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по итогам учебного года

Аналитическая справка о деятельности городского методического обединения учителей начальных классов за 2009-2010 учебный год...

Аналитическая справка

Аналитическая справка работы учителя начальных классов за период 2006-2011г....

Аналитическая справка по адаптации учащихся 1 классов

Выступление на педагогическом консилиуме по адаптации 1 классов....

Аналитическая справка

Аналитическая справка учителя Хуснутдиновой Фирузы Насибуловны, представляемого на конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое  педагогическое мастер...

Аналитическая справка МО 2008- 2009 год

В справке отражена аналитическая работа руководителя МО начальных классов Александриковой Г.Г....

Аналитическая справка «Социальное здоровье дошкольников и младших школьников»

Проблема социального здоровья в наши дни приобретает особую актуальность. Связано это прежде всего с тем, что темпы социальных изменений в условиях современного общества резко  возрастают и предъ...

Аналитическая справка

Общие сведения педагога....