конспект урока ОРКСЭ
план-конспект урока (4 класс) по теме

Тема урока  "Добро и зло" (1-й из 2-х).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №3

Учитель Корнева Светлана Владимировна

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

МОДУЛЬ «Основы светской этики»

Урок №5

Тема урока: Добро и зло (урок первый).

Цель урока: научить детей делать добро, отвечать на зло - добром.

Задачи : подвести учащихся к пониманию основных категорий морали – добро, зло, гуманность; формирование умений работать с учебником, словарем; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный, работа.

Оборудование: учебник, словари Ожегова, мультимедийная установка, карточки «добро», «зло», жетоны, заготовки для композиции, зеркала.

Основные термины и понятия: добро, зло, гуманность.

Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

(звучит песня «Дорогою добра»)

Придумано кем-то просто и мудро

 при встрече здороваться

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

 Доброе утро приветливым лицам!

Сегодня урок ОРКСЭ проведу у вас я. Зовут меня Светлана Владимировна.

  1. Тема, цель, задачи урока.

Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?

А кто назовет антоним к слову добро, противоположное по значению добру слово?

Тема нашего урока «Добро и зло». (слайд 1)

           Откройте тетради, запишите число, урок №5. Тема урока - Добро и зло.

Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро?   И что такое Зло? (слайд2)
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро обычно ассоциируют со  светом, светлым, белым. (слайд3)

 Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным. (слайд 4,5)

  1. Подготовка к изучению нового

Ребята, а мир враждебен? Или он несёт человеку благо?

“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”

Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.
На утро слуги нашли несчастную собаку безд
ыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.
А наследующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили улыбки и радость…

Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?

Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?


Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»

  1. Изучение нового.

Встаньте, ребята, возьмите зеркало . Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем.  (плакат ха-ха-ха)

 Мир  – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла? (учебник, словарь)

5. Самостоятельная работа

У нас 4 группы: сейчас с помощью жетонов мы определим то понятие, над которым вы будете работать. (жетоны: черные и белые полоски)

  1. Первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло, третья и четвертая группы  работают  со словарями Ожегова: третья группа – добро, четвертая – зло. Ищем определения. (слайд 6+ музыка)
  2. Нарисуй условное изображение лица человека. Подумай, что в лице человека говорит о его доброте, зле?
  3. Придумайте слова, которые относятся к вашему понятию. Помогут схемы. (схемы «добро», «зло»)

Итак: (слайд 9)

  1. Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
  2. Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам.

Вспомните золотое правило этики. СЛАЙД 10

- Какой вывод можно сделать?

Добрые  поступки помогают нам жить дружно, утверждают нашу гуманность –        взаимопонимание и взаимоуважение.(слайд 11)

  1. Первичное закрепление. (слайды 12-16)
  1. Перед вами картинки. Разделите эти картинки на две группы. Как вы их разделите?

Обсуждение картинок.

  1. Чаша (слайд 17)

Как вы думаете чего на земле больше? Добра или зла? Нам помогут определить это чаши весов.

( Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик  читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она - о добре или о зле, и выбирает для нее камень соответствующего цвета  – черный или белый. Камень укладывают на определенную чашу.

                     

Пословицы. (слайд 18)

* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).

*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).

* Доброе слова и железные воРота открывает.

*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).

* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).

* За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).

Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения  людей,   распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.

  1. Физминутка

Поиграем в игру «Топаем – хлопаем»

Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.

Приготовились. (слайд 19)

  1. Закрепление.

Издавна  люди  воспевали  всё,  отчего  человеку  было  хорошо,  тепло,                 радостно.   В народных стихотворениях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья.  Люди старались не допустить зла и боролись с ним.

  1. Стих (читает Аня)

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

  1. Притча о добре и зле.(слайд 20)

Послушайте притчу и подумайте,  чему она нас учит?

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.
Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение.
А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так добро отплатило Злу за зло - добром.
 

  1. Работа со сказками (работа в группах)

Все вы любите сказки. В них встречаются и добрые герои, и злые. Назовите их.

Вспомните сказку и любого героя: либо злого, либо доброго. Проверяем.

       4) создание проблемной ситуации 

- Как проверить, добрые мы дети или злые?

2 ученика отправляются в коридор, чтобы совершить доброе дело, 2 в классе.

Остальные. Какие добрые дела можно совершить дома, в школе, в транспорте, на природе?

Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.

Почему нужно стремиться к добру и избегать зла? (Слайд 21)

Вывод. Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. (слайд 22). Поделитесь добротой.

Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Один мудрец заметил, человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.

  1. Составление композиции (слайд 23)

Давайте вместе с вами сейчас тоже сделаем одно общее дело.

(на чистый ватман наклеить заготовки: дом, деревья, фигурки детей, зверей, птиц, солнце, цветы).

Как назовем эту композицию? Хорошо, все это прекрасный мир.(как прекрасен этот мир…)

                  Какое чувство вы испытывали, делая доброе дело?

Живешь ты в атомный век,

И сам не муравей, а – человек!

Будь Человеком, человек,

Ты на земле своей!

Вы еще дети, но впереди вас ждут славные добрые дела. Вы сделаете нашу планету Земля красивой и доброй. Возьмите  в руки зеркало, переверните его другой стороной, представьте, что это наша планета и скажите, что вы можете сделать, чтобы наша планета была прекрасной?

10.  Чтение учащимися наизусть стихотворений.

Люди! Я прошу вас, ради бога, (Саша)

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Дружат пусть над светлым небосводом (Даша)

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости,

В гости приглашайте, приходите в гости!

  1.  Домашнее задание (слайд 24)

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил: 
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? 
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины. 
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: 
- Все в твоих руках».

  1. Итог  (песня  «Если добрый ты…»). (слайд 25)

        Если добрый ты…        

    Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты - это хорошо,
А когда наоборот - трудно.

 

   С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.

  Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.

Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло. Я тоже хочу поделиться с вами добротой. В ваше дерево достижений сегодня украсит вот такое солнышко и слова на память. И еще от меня вам за урок я говорю на всех языках мира СПАСИБО.

12.Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата:  9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...

Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку

Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема урока: «Церковнославянский язык». Модуль Основы православной культуры.

Коспект урока ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" по теме "Церковнославянский язык" разработан для обучающихся 4 класса УМК: «Основы православной культуры»...