"Фомирование коммуникативной компетенции младших школьников через реализацию музыкальных проектов
материал по теме

Олениченко Марина Николаевна

Выступление на конкурсе "Учитель года"  с докладом о методической работе .  В данной работе представлен материал по обобщению опыта работы по созданию музыкальных проектов - мюзиклов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad_kompetentnost.2.doc177 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников,  через реализацию музыкальных проектов.

Восточная мудрость гласит: «Если ты планируешь на 1 год – выращивай зерно,  если на несколько лет – сажай деревья, если на столетия – воспитай ученика».

 Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать наше образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Задача развития образования - задача государственной важности. Это главный тезис национальной образовательной стратегии – президентской инициативы «Наша новая школа».

В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», указывается,  что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые  компетенции , определяющие современное качество содержания образования". 

В материалах модернизации образования провозглашается компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования.

Компетенция – совокупная характеристика знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения,  проявляемых как способность и готовность  личности к самостоятельным выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно – практических задач.

  Позитивное содержание компетентностей можно рассматривать как социальный заказ современного российского образования.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности.

Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни младшего школьника.

Это одна из ключевых  компетенций , необходимых человеку для достижения успеха в его дальнейшей жизни.

Данная тема мною была выбрана не случайно, Какой «вклад» должен внести учитель начальных классов?  попытаюсь обосновать свой выбор.

Умению согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, одноклассниками дети учатся в семье, в школе, в общении со взрослыми – педагогами и родителями. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущей жизни. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не обладает коммуникативной компетентностью, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. 

Поэтому проблема развития коммуникативной компетентности младших школьников является актуальной в настоящее время, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Каково же значение  коммуникативной компетенции для младшего школьника?

             Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

             Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

             В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности  и благополучия его будущей жизни.

Учитывая актуальность выбранной темы, я выдвигаю следующую цель моего исследования:

 - Раскрытие  сущности коллективно-творческой деятельности и её влияние на формирование  коммуникативных компетенций у младших школьников.

С учетом этого, ставила перед собой следующие задачи:

- изучение теоретического материала по реализации компетентностного подхода в начальной школе на уроке и во внеурочной деятельности;

- обоснование важности формирования коммуникативной  компетенции   у   младших   школьников , учитывая возрастные особенности учащихся;

- создание условий для  развития   коммуникативных   компетенций   у учащихся

- планирование и организация работы по формированию коммуникативной  компетенции   у   младших   школьников на примере музыкальных проектов.

Гипотеза исследования: если использовать коллективные творческие дела при работе с младшими школьниками, то развитие их коммуникативных умений будет идти лучше и успешнее.

       

Принципиальный подход к решению проблемы, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей.

Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение.

А. Сент – Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения».( и в наш век компьютерных технологий эта фраза становится еще более актуальной»

Однако, я убеждена, что формирование базовых компетенций в урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система коллективных творческих дел. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.

И  именно возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития коммуникативного общения,

Несомненно всем нам хотелось бы, чтобы школьные годы наши дети провели интересно, с пользой, и, конечно же, весело. Ребят этому нужно научить, и чем раньше, тем лучше. Ребенок должен иметь возможность для творчества и делить свое хорошее настроение с друзьями и окружающими людьми. Все это воплощает в жизнь творческий коллектив педагогов МОУ гимназия №3, где и  возникла идея создания музыкального  проекта.

Основу этого проекта составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали).

Эффективность успешной работы зависит от четких целей, задач и методов и этапов работы

Цель проекта:

Привлечение родителей и детей в совместную театрализованную музыкальную  деятельность.

Задачи и методы:

Создание условий для творческой активности детей и родителей.

Совершенствование артистических навыков.

Раскрепощение ребенка.

Работа над речью и интонацией.

Коллективные действия (постановка танцев, сценических миниатюр, разучивание песен ).

Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Принципы:

Импровизационность.

Гуманность.

Систематизация занятий.

Учет индивидуальных способностей каждого ребенка.

Участники проекта:

Преподаватель по театру, музыке, хореографии, обучающиеся класса, классный руководитель,  родители.

Вид проекта:

Творческий.

Длительность проекта:

Учебный год: сентябрь-май.

Реализация проекта включает три этапа:

Первый этап – Накопительный.

Второй этап – Творческий.

Третий этап – Результат.

На первом этапе педагоги  знакомят детей и родителей с театром, как видом искусства, с его разновидностями.

Работают над выразительностью речи, интонациями,  Просматривают  спектакли мультфильмы, читают  художественные произведения

На втором этапе привлечение к активному участию детей и родителей в подготовке мюзикла (репетиции, создание декораций и костюмов и др.)

На третьем этапе – заключительном, подведение итога совместной работы – родители – дети – педагоги. - премьерный показ. Далее участие в различных конкурсах, проектах, благотворительных показах.

 

Дети младшего школьного возраста испытывают потребность в ярких красочных событиях,  которые делают их жизнь радостной, развивают творчество, фантазию. С этой целью в классном коллективе  в 2002г., совместно с родителями, было принято решение создать мюзикл  «Классная компания»,  так назывался  первый проект, который поставили во втором классе. Далее, решили продолжить это благое начинание, и вот уже создание мюзиклов становится традицией. Так в 2004-2005г. трудились  над постановкой нового мюзикла под названием  «Все будет хорошо – Акуна Матата», а со вторым классом в 2006-2007г.  был поставлен мюзикл под названием «Кошачьи истории», призывающий к гуманному отношению с животными.

И начались репетиции. Ребята были буквально поглощены данной идеей. Они с большим удовольствием и огромным желанием ходили на репетиции по субботам и воскресеньям. Готовясь к мюзиклу дети много времени проводили вместе, а значит учились понимать и  принимать товарищей такими какие они есть. Понимая, что от каждого из них зависит общий успех, они чувствовали ответственность за свои действия.  Когда они играют роль, они пытаются, как актеры «перевоплотиться», а не просто выразительно прочитать выученные слова. Большая сцена помогает каждому ребенку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе. А ведь это так необходимо, ведь жизнь – театр, и в будущем детям придется сыграть еще много ролей.

Данные театральные постановки оказали положительное влияние и на родителей. Родители это главные помощники: они сшили костюмы, помогали с реквизитом, изготавливали декорации для сцены. И самое важное родители сплачивались, жили жизнью не только своего отдельного ребенка, а  жизнью всего класса. Совместная подготовка дала общение, взаимопонимание, взаимопомощь между родителями, классом и школой.

С данными театральными постановками, обучающиеся выступали на различных мероприятиях и конкурсах. На экране представлена динамика выступлений учащихся.

                                                Результат участия

Мюзикл «Классная компания» 2002-2003гг

2 класс

Мюзикл «Акуна –Матата » 2004-2005гг

4 класс

Мюзикл «Кошачьи истории» 2006-2007гг

2 класс

1. победители школьного тура конкурса театральных постановок.

1. победители школьного тура конкурса театральных постановок.

1. победители школьного тура конкурса театральных постановок.

2. Номинанты творческого проекта школьной конференции ВДУМ

2. Номинанты творческого проекта школьной конференции ВДУМ

2. Номинанты творческого проекта школьной конференции ВДУМ

3. Номинанты «Самые маленькие участники» городского конкурса театральных постановок фестиваля «Весенняя капель»

3. Благотворительное выступления перед воспитанниками детского сада №161

3. Благотворительное выступление перед воспитанниками интерната музыкантских воспитанников.

4. Благотворительное выступления перед воспитанниками детского сада №161 и 124.

4. Благотворительное выступление перед воспитанниками детского дома для детей с отклонениями в развитии.

5. Участники торжественного концерта в честь Международного женского дня на авиазаводе.

5. Выезд в город Саянск с выступлением в школе искусств.

Для отслеживания результативности проведенной работы были привлечены педагоги-психологи гимназии. В качестве критериев нами выбраны следующие показатели: сплоченность классного коллектива, количество лидеров класса и количество детей за кругом общения классного коллектива,  самооценка, уровень тревожности, социально-психологическая адаптация, уровень развития познавательных способностей (внимание, память, речь, мышление).

Психолого-педагогический мониторинг указанных критериев за 4 года свидетельствует о положительной динамике. Так показатель сплоченности в 1 классе 33%, а в 4 56%, что говорит о комфортной дружелюбной обстановке в классном коллективе. Количество лидеров к четвертому классу увеличилось с 2 до 7. это свидетельствует о раскрытии не только творческих способностей, но и показывает рост ребенка в личностном плане. Также видим положительную динамику в сторону уменьшения количества детей за кругом общения с 4 в 1 классе, до нулевого показателя в четвертом.  

класс

Сплоченность коллектива

Количество

лидеров

Количество детей за кругом общения

1 А

33 %

2

4

2 А

44 %

3

3

3 А

52 %

5

1

4 А

56 %

7

0

Одним из важных показателей результативности является адаптация обучающихся к среднему звену. Дети 5 а класса адаптировались на высоком уровне: в зоне адаптации 92% обучающихся, в зоне негативной адаптации 8 %, в зоне дезадаптации 0%.

Все это свидетельствует о положительном влиянии проведенной работы.

 Положительным моментом по созданию муз проектов является и тот факт, что данные коллективные дела не замирают и не останавливаются по окончании 4 класса, а имеют реальное продолжение. Так в 5 классе классный руководитель Трошин А.С. продолжил эту хорошую традиции и поставил мюзикл «Звездный мальчик», в 6 классе мюзикл «тетрадка в клеточку», и в восьмом «Орден».

Следующим положительным моментом является то, что наш опыт является новаторским и наши постановки являются учебными пособиями в ПУ №1, где 4 студентов защитили на отлично свои дипломные работы по данной теме.

И в заключении мне бы хотелось отметить; что .

 

     Формирование коммуникативных компетенций младших школьников  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Каждый ребенок по-своему одарен, и правильно организованная система занятий поможет развивать его способности. Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития коммуникативных компетенций личности младшего школьника  во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка».

Возвращаясь к целям своего исследования, можно отметить что мне удалось подтвердить гипотезу своего исследования, а так же достичь поставленной цели через ряд педагогических и практических задач.  (цели, задачи и гипотеза на слайде)

если использовать коллективные творческие дела при работе с младшими школьниками, то развитие их коммуникативных умений будет идти лучше и успешнее. Что и подтверждается моей гипотезой.

 сущность коллективно-творческой деятельности и её влияние на формирование  коммуникативных компетенций у младших школьников.

- изучение теоретического материала по реализации компетентностного подхода в начальной школе на уроке и во внеурочной деятельности;

- обоснование важности формирования коммуникативной  компетенции   у   младших   школьников , учитывая возрастные особенности учащихся;

- создание условий для  развития   коммуникативных   компетенций   у учащихся

- планирование и организация работы по формированию коммуникативной  компетенции   у   младших   школьников на примере музыкальных проектов.

     

Использование совокупности современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности даёт возможность сказать, что задачи формирования познавательной и коммуникативной компетенций учащихся мною решаются. Об эффективности моей работы можно судить по наличию различных грамот и благодарностей:

Так в   2005 г. стала победителем фестиваля «Ветер перемен и уроков» в номинации «Лучший классный руководитель»

В 2006  г   за  высокую результативность в работе, профессиональное мастерство и творческое отношение к работе была награждена грамотой Управления Образования администрации города Иркутска.

В 2009 учебном году в рамках четвертого городского образовательного форума принимала участие в проведении мастер класса по теме: «Творческие проекты, как системообразующая деятельность в классном коллективе»

Имею благодарность ИПКРО за обобщение опыта работы на курсах повышения квалификации учителей области в 2009г.

В 2010г. стала победителем конкурса на соискание премии губернатора «Первый Учитель»

 Мои результаты свидетельствуют о достаточной эффективности проводимой работы. Учащиеся показывают стабильные знания, подтверждённые итоговыми контрольными работами. Мои ученики – творческие, активные успешные личности, они коммуникабельны, общительны, умеют вести диалог, учатся отстаивать свою точку зрения. Они готовы  к непрерывному познанию и творчеству, ведь по словам великого  А. Энштейна: «Образование – это то, что остаётся у человека, когда он забудет всё, чему его учили».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"

Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...

Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"

Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...

«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников через групповую работу"

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательн...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"

В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового)  способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....