Доклад "Ян Амос Коменский и его система обучения".
презентация к уроку

Галстян Лиана Гагиковна

В этом докладе вы прочитаете: биография Яна Амоса Коменского и его система обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ян Амос Коменский и его система обучения и воспитания

Ян Амос Коменский (1592–1670) — чешский педагог-гуманист, религиозный и общественный деятель, писатель. Вошел в историю как основоположник педагогики, ставшей благодаря его стараниям самостоятельной дисциплиной. Ян Амос Коменский, биография которого тесно связана с системой образования, известен инновационными методами обучения, в частности, языкам.

Детство и юность

Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 в небольшом городке Нивнице в Южной Моравии. Он был самым младшим из пяти детей четы Коменских — набожных людей, которые были членами протестантской общины. Когда Ян немного подрос, его отдали на обучение в братскую школу. В восьмилетнем возрасте Ян остался круглым сиротой: от чумы умерли его родители и две сестры. Мальчика взяли на воспитание родственники, который после обряда крещения в 1611 году получил второе имя — Амос. Коменский продолжил обучение в Херборнской академии, затем — в Гейдельбергском университете. Еще в студенческие годы он приступил к написанию энциклопедии «Театр вещей», над которой работал вплоть до 1627 года. Параллельно Коменский трудился над полным словарем чешского языка — «Сокровищница чешского языка».

Работа учителем

После окончания Гейдельбергского университета Коменский отправился в небольшое путешествие по Нидерландам, после чего вернулся в родную Чехию. Он устроился в братскую школу учителем и стал преподавать детям латынь по собственной методике, описанной в «Правилах более легкой грамматики». В 1616 году Коменский стал священником семейной Общины чешских братьев. Спустя время он стал управляющим Советом братской Общины, работал учителем-проповедником. Благодаря своим способностям уже через несколько лет Коменский стал одним из влиятельных членов братства. В 1628 году в Чехии начались массовые гонения протестантов, и Коменский был вынужден эмигрировать с польский город Лешно. Здесь он преподавал в гимназии, занимал пост ректора национальной школы. Коменский много времени уделял работе над теоретическим материалом по преподаванию. Им было написано много пособий и учебников, которые принесли ему известность и большой авторитет. Среди них « Дидактика», «Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь к языкам» и многие другие.

Преобразования Коменского

В 1650 году по приглашению Сигизмунда Ракоци Коменский переехал в Венгрию, чтобы заняться реформированием школьного образования. Здесь он преподавал в одной из местных школ по новой системе, обладая полной свободой действий. Коменский приступил к написанию иллюстрированной работы «Чувственный мир в картинках», которая стала настоящим прорывом в педагогике. Ян Коменский впервые стал использовать картинки для изучения языков, полагая, что «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них». Стремясь пробудить в детях искренний интерес к знаниям, Ян Коменский использовал метод драматизации учебного материала, включал в него интересные факты. Им было написано несколько пьес, основанных на его книге «Открытая дверь к языкам». Так, Коменский стал первым педагогом, который в легкой игровой форме пытался преподносить учебный материал своим ученикам.

Последние годы жизни

В биографии Яна Амоса Коменского были и трагические моменты: после возвращению в Лешно писатель пережил страшное потрясение — польский город был до основания разрушен шведами. Все, что было нажито педагогом за три десятка лет честной работы, было предано огню, а сам он был вынужден бежать после начала травли протестантов. Так в 1657 году Ян Коменский оказался в Амстердаме, где жил до самой смерти. Заручившись поддержкой сената, он смог спокойной заниматься научной деятельностью, публиковать ранее написанные им работы. Даже в преклонном возрасте Коменский не прекращал активно работать. Итогом жизни педагога стало сочинение «Единственно необходимое». Скончался Ян Амос Коменский 15 ноября 1670 года в возрасте 78 лет.

Система обучения и воспитания

Взгляды Я.А.Коменского на воспитание и обучение отличаются от средневековых. Он полагал, что уже с раннего возраста необходимо развивать планомерно в детях все физические и духовные силы, помогать им в их совершенствовании.

По мнению педагога правильное воспитание должно быть природосообразным. Он боролся с схоластическими методами обучения, которые были распространены в то время. Его призыв «учить всех всему», учитывать индивидуальные особенности ребенка, исходить из указаний природы позволяет истолковать сущность принципа природосообразности.

Я.А.Коменский считал, что человек – это часть природы и утверждал, что все подчинено универсальным и единым законом в природе, включая и самого человека. Великий педагог задумывался о создании «всеобщего естественного метода», который бы вытекал из «природы вещей» и основывался «на самой человеческой природе». Поэтому, при обосновании своих педагогических положений, великий педагог часто прибегал к ссылкам на различные примеры человеческой деятельности и также явления природы.

Особое место в педагогической системе Я.А. Коменского занимала дидактика как теория обучения. Педагог по-особенному раскрывал суть дидактики – «всеобщее искусство учить всех всему». Дидактическая система педагога теоретически обоснована в научном труде «Великая дидактика» (1638). Он выступал против классовости и расовости в обучении, гендерных предрассудков и др. Он отстаивал идею всеобщего обучения, которое должно распространяться как доступное как для бедных, так и для богатых, как для девочек, так и для мальчиков. Все имеют право получать образование вне зависимости от материального состояния, пола, расы, конфессиональной принадлежности, состояния здоровья. Эта идея нашла свое дальнейшее развитие и поддерживается во всех цивилизованных государствах и находит отражение в Конституции и Законе «Об образовании».

Я.А. Коменский полагал, что в школе дети должны получать всестороннее образование, которое развивало бы них одновременно – ум и нравственность, волю и чувства, сознательность и человеческие добродетели. Веря в силу человеческого разума, он мечтал о школе, которая способна быть «истинной мастерской людей, где умы учащихся озаряются блеском мудрости».

Исходя из принципа природосообразости Я.А. Коменский заложил основы возрастной периодизации в педагогике, отразив их в своем труде:

«Материнская школа» (1633). Он выделил четыре периода в развитии человека: детство, отрочество, юность, возмужалость. И каждому из этих периодов, который охватывает в себе шесть лет, соответствует определенная школа. Для детей от рождения до 6 лет Я.А. Коменский предлагал особую материнскую школу – воспитание и обучение ребенка под руководством родительницы (матери). Все дети от 6 до 12 лет обучаются в школе родного языка, которая должна быть открыта в каждом селении. Подростки от 12 до 18 лет, обнаружившиеся наклонность к научным занятиям, посещают латинскую школу или гимназию, создаваемую в каждом большом городе. Для молодых людей в возрасте 18-24 лет, готовящихся стать учеными, Я.А. Коменский предлагал организовать в каждом государстве академию. Образование должно завершаться путешествием. Так ребенок с рождения попадает в «материнскую школу» воспитывается матерью, которая является лучшим воспитателем и далее движется вперед по ступеням возрастной периодизации, развиваясь, преодолевая трудности, обучаясь и воспитываясь совершенствуется личностно. Возрастная периодизация Коменского завершается путешествием, в которое пускается молодой человек, демонстрирую обществу свои знания, умения, опыт и мировоззрение.

Для всех ступеней (кроме академии) великий педагог подробно разработал содержание обучения. Он считал, что преподавать любой предмет нужно от простого к сложному, от частного к общему (принцип последовательности), при этом знания детей будут расширяться и углубляться в сознании, что в будущем поможет пользоваться ими. Педагог сравнивал этот процесс с деревом, которое с годами пускает новые корни, тем самым укрепляясь, разрастается и начинает приносить множество плодов.

Весьма прогрессивным было требование Я.А.Коменского сделать начальную школу с опорой на родной язык, так как во времена Коменского обучение осуществлялось преимущественно на латинском языке. Он считал, что дети сначала должны научиться свободно писать и считать, познакомится с некоторыми элементами арифметики и геометрии, получить элементарные знания по географии и естествознанию.

Коменский сформулировал «золотое правило» дидактики. Оно заключается в том, что все должно быть представлено внешним чувствам насколько это возможно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию. «Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть так и будет». Дидактический принцип – принцип наглядности зарекомендовавший себя исключительно с положительной стороны активно используется педагогами во всех предметных областях и с детьми разного возраста и уровня развития.

Педагог предлагал различными способами побуждать в учениках жажду к знаниям и давал по этому вопросу конкретный ряд указаний: ученикам следует объяснять значение того, что они изучают, какую пользу им принесут их знания. Обязательно нужно поощрять детскую любознательность и стараться сделать обучение для детей приятным, естественным и непринужденным процессом.

По мнению Я.А. Коменского знания для учащихся станут более доступными, если в обучении идти от простого к сложному, от близкого к далекому, от фактов к выводам, от конкретного к абстрактному, от словесного к наглядному с опорой на принцип природосообразности. В этом утверждении объединены в систему дидактические принципы, разработанные педагогом.

Большое внимание великий педагог также уделял последовательности в обучении. Занятия, по его мнению, должны построенные быть таким образом, чтобы новым материал, который учитель рассказывает ученикам должен быть озвучен только после того, как будет изучен предыдущий материал. При этом изучение нового происходит содействие на закрепление раннего изученного материала.

Я.А. Коменский основатель классно-урочной системы обучения, которая активно используется в дидактике. Им были введены к научный оборот понятия: урок, класс, учебный год, гимназия, расписание и другие. Им впервые обоснована необходимость в использовании классно-урочной системы занятий, когда один учитель по определенному учебному материалу работает одновременно со всем классом. Учебный год одновременно должен как начинаться так и заканчиваться, занятия и отдых должны чередоваться последовательно. Учебный день должен строго регламентироваться в соответствии с возрастными возможностями учащихся разных классов. Оценивая вклад Я.А. Коменского в развитие и становление мировой педагогической науки отметим значимость и востребованность педагогического наследия учителя всех учителей. Яна Амос Коменский - основоположник научной педагогики и основатель классно-урочной системы обучения, системы дидактических принципов. Научный интерес к учению Я.А.Коменского мировой педагогической общественности еще раз подтверждает прогрессивность, научность, актуальность педагогических идей и взглядов.

Педагог является идеалом в истории и теории педагогики, личностью-символом, создателем множества философских и педагогических трудов, которые пронизаны уважением и любовью к людям, духом гуманизма и уважением к человеческому труду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ян Амос Коменский и его система обучения и воспитания Выполнили студентки группы ПНК-2.2 Галстян Лиана и Бурякова Анастасия

Слайд 2

Ян Амос Коменский (1592–1670) — чешский педагог-гуманист, религиозный и общественный деятель, писатель. Вошел в историю как основоположник педагогики.

Слайд 3

Основные учебники Я.А. Коменского: «Театр вещей» «Сокровищница чешского языка» «Дидактика» «Великая дидактика» «Материнская школа» «Открытая дверь к языкам» «Чувственный мир в картинках»

Слайд 4

Я.А.Коменский считал, что человек – это часть природы и утверждал, что все подчинено универсальным и единым законом в природе, включая и самого человека.

Слайд 5

Особое место в педагогической систем е Я.А. Коменского занимала дидактика как теория обучения. Педагог по - особенному раскрывал суть дидактики – «всеобщее искусство учить всех всему». «Великая дидактика» (1638г)

Слайд 6

«Материнская школа» (1633г) Коменский выделил четыре периода в развитии человека: - детство - о трочество - юность - возмужалость

Слайд 7

Коменский сформулировал «золотое правило» дидактики. Оно заключается в том, что все должно быть представлено внешним чувствам насколько это возможно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию. «Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть так и будет» .

Слайд 8

Я.А. Коменский основатель классно-урочной системы обучения. Им были введены понятия: урок, класс, учебный год, гимназия, расписание и другие. Им впервые обоснована необходимость в использовании классно-урочной системы занятий, когда один учитель по определенному учебному материалу работает одновременно со всем классом.

Слайд 9

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всём мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ

 Краткое содержание:1. Дидактические принципы Яна Амоса Коменского 2.  Классно – урочная система Я. А. Коменского3. Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

Статья на тему: "Мониторинг обученности учащихся начальной школы при безотметочной системе обучения"

В статье я делюсь опытом отслеживания успеваемости обучающихся начальной школы при безотметочной системе обучения....

Цитаты Яна Амоса Коменского

Цитаты Яна Амоса Коменского, выдающегося чешского педагога, основателя научной педагогики...

Программированная система обучения и возможности ее применения для обучения детей с нарушениями слуха на уроках русского языка

Ребенок с нарушенным слухом имеет специфические образовательные потребности, он нуждается в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, п...

Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...