Консультация для педагогических работников и администрации на тему: "Регулирование собственных эмоций"
консультация

Яковлева Наталья Александровна

В консультации осещаются техники, способствующие эмоциональной нгармонизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_pedagogov.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Консультация для педагогов

 на тему: «Регулирование собственных эмоций»

                                                                  Подготовила

педагог-психолог Яковлева Н.А.

Цель: развитие умения контролировать свои эмоции.

Задачи:

  1. Ознакомление с конструктивными способами сдерживания конфликта.
  2. Обучение техникам регулирования собственных эмоций.

Форма проведения: групповая консультация.

Вопросы для обсуждения:

1. В чём состоит признак зрелости личности.

2. Эмоциональная гармония.

Основная часть

        Роль эмоций в жизни человека рассматривали многие психологи.  Умением контролировать эмоциональные проявления обладают немногие. Каждый человек способен контролировать свои эмоциональные реакции и в значительной степени влиять на них. Но под воздействием разнообразных факторов, с которыми человек сталкивается на протяжении жизни, бывает нелегко контролировать свои эмоции.

        Способность успешно управлять эмоциями приводит к большому числу крайне важных и благоприятных результатов. Некоторые из них проистекают из нашей способности регулировать собственные  эмоции, другие – из способности регулировать эмоции окружающих. Рассмотрим  каждую из этих возможностей отдельно.

        Во многих отношениях признак зрелости личности  состоит в способности управлять собой – контролировать желания, прихоти, импульсы, эмоции и не давать им контролировать себя. Люди, у которых ослаблен самоконтроль, часто характеризуются довольно нелестными терминами: незрелые, импульсивные, иррациональные, близорукие, инфантильные – и это немногие из эпитетов.

        Конечно, случаются ситуации, настолько значительные или драматичные, что любой из нас  может на время переполниться эмоциями. Однако для эмоционально умных людей это относительно нечастые ситуации; в основном они способны управлять чувствами достаточно хорошо, чтобы сохранять контроль над собой. Такой контроль обеспечивает немало преимуществ.

        Первое из этих преимуществ, возможно, самое очевидное: способность регулировать эмоции позволяет вам контролировать уровень возбуждения с тем, чтобы максимально увеличить результативность. Результативность, как правило, бывает слабой, когда уровень возбуждений слишком низкий или слишком высокий. Самая высокая результативность наблюдается при среднем уровне возбуждения. В большинстве ситуаций, требующих эмоциональной гармонизации, конечно, проблема состоит не в том, что возбуждение слишком мало, а наоборот, что чересчур, велико.

          Легко представить те яркие примеры, когда жизненно необходимо контролировать эмоциональное возбуждение. Солдаты в бою не должны позволять себе очень высокий уровень возбуждения, который не дал бы им успешно выполнить задание. Авиадиспетчеры не должны позволять себе высокий уровень возбуждения в кризисных ситуациях, когда необходимо принять решение в доли секунды, стоимость которого жизнь или смерть.

        Даже в менее драматичной обстановке вы нередко оказываетесь перед необходимостью как-то контролировать свои эмоции, чтобы не дать возбуждению подняться на слишком высокий уровень. Делая ответственную презентацию на работе, пытаясь произвести хорошее впечатление на работодателя, вы также оказываетесь в ситуациях, когда способность ясно мыслить и эффективно действовать может быть подорвана, если возбуждение не удержится на среднем уровне.

          Другое преимущество способности регулировать собственные эмоции состоит в том, что, это позволит вам проявлять упорство перед лицом разочарований и соблазнов. Одна из причин, по которой саботируются даже самые твёрдые намерения, - присутствие сильной конкурирующей эмоции. Например, у вас могут быть твёрдые намерения соблюдать диету, но неожиданное появление свежевыпеченной булочки – ещё тёплой, только что из печки, источающий сладостный аромат в то время, как вы поедаете её глазами, - очень даже может смутить!

         Конкурирующая эмоция в данном случае – сильное желание съесть вкусную еду. И если эта конкурирующая эмоция окажется достаточно сильной, она может заставить вас отказаться от поставленной цели ради короткого момента удовольствия. Иногда конкурирующая эмоция – это не столько желание получить что-то привлекательное, сколько желание перестать делать то, что не является в высшей степени интересным занятием.      

          Режим регулярных физических упражнений может быть важной целью как по медицинским, так и по эстетическим соображениям, но для большинства людей сам акт выполнения упражнений не столь уж потрясающе интересен. Конкурирующая эмоция в данном случае – желание сделать что-то иное, чем упражнение, и, если это стремление не контролировать, то о программе упражнений и красивой фигуре можно забыть.

          Огромное количество стационарных велосипедов, беговых дорожек и других спортивных снарядов пылится в спальнях и подвалах, напоминая о том, что эмоциональное регулирование - дело  нелёгкое. В обоих примерах мы видим, что регулировать свои эмоции необходимо, если мы хотим упорно следовать желаемому курсу. В одном случае угроза исходит от соблазна, в другом – от скуки, но проблема остаётся всё той же: контролирование конкурирующей эмоции необходимо, чтобы не поддаваться искушению, которое будет приятным лишь на короткий срок, но окажется весьма вредным в перспективе.

        Следующее преимущество эмоционального регулирования состоит в том, что оно позволяет вам сдерживать немедленную деструктивную реакцию на провокацию со стороны окружающих. Одним из факторов, в наибольшей степени влияющих на развитие межличностного конфликта, является реакция, которая появляется у вас после того, как вас спровоцировали.

         К сожалению, количество и разнообразие таких провокаций чрезвычайно велики – мы никогда не испытываем недостатка в оскорблениях, проявлениях неуважения, несдержанных обещаниях, несостоявшихся встречах, грубом поведении, сарказме, издевательствах и т.д. И когда мы оказываемся перед лицом подобного ненормального поведения со стороны других людей, немедленной безудержной реакцией чаще всего является желание отплатить тем же: ответить оскорблением на оскорбление, сарказмом на сарказм.

         Результатом ответа в подобном духе является эскалация конфликта,  и уж совсем легко перейти в спираль по нарастающей, в которой незначительное первоначальное разногласие может превратиться в нечто гораздо более серьёзное.

         Разумеется, есть  и другой способ ответить на провокацию. Вместо того, чтобы реагировать под действием импульсивного желания отомстить, можно сдержать эту реакцию и заменить её более конструктивной. Вместо того, чтобы отвечать оскорблением на оскорбление, можно ничего не сказать, использовать юмор, чтобы изменить настроение, или попытаться понять, что вызвало провокацию.

         Здесь положительный момент состоит в том, что реагирование подобным образом не дат ситуации воспламениться, и тогда возрастает вероятность того, что полномасштабного конфликта удастся избежать. Отрицательный момент же состоит в том, что реагировать так очень трудно! То, что делает выверенную, конструктивную реакцию вообще возможной в подобных случаях, -  так это способность отрегулировать импульсивную, горячую эмоциональную реакцию, вызванную первоначальной провокацией.

          Преимущества успешного регулирования собственных эмоций очевидны и неотразимы; к счастью имеется  набор техник, которые приходят на помощь, чтобы осуществить такое регулирование:

- использование сдерживания (подавление или гашение неприятных эмоций в момент их зарождения);

- применение когнитивного пересмотра (делается попытка в уме сменить ситуацию таким образом, чтобы достичь более желаемого эмоционального состояния), например, человек, собирающийся на собеседование с работодателем, может сказать себе, что это просто разговор с незнакомым человеком. Таким способом он контролирует уровень беспокойства;

- смешение внимания (переключая внимание от ситуации, вызывающей страдания, к чему то менее возбуждающему), например, человек, который расстраивается по поводу рутины на работе, может сосредоточиться на уборке гаража или квартиры;

- активное планирование (формируя конкретные планы по устранению причин возникших эмоций, вы учитесь контролировать свои эмоциональные реакции);

- привлечение помощи (применяя эту технику, мы реагируем  на потребность в эмоциональной гармонизации, обращаясь за помощью к другим).

Литература:

Марк Дэвис. Проверьте свой ЕQ. Теst your ЕQ. Умны ли вы эмоционально?/ перевод с англ. Е.Г. Богдановой. -  М.:РИПОЛ классик, 2006.- 192 с. – (Психология Casual).        

   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестация-2017 г. 3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)

3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельностиПовышение квал...

Аттестационное психолого - педагогическое испытание педагогических работников (демоверсия)

Аттестационное психолого - педагогическое испытание педагогических работников...

Приказ об утверждении конкурной комиссии для осуществления экспертизы материалов педагогических работников, обучающихся, выдвигаемых на получение грантов Администрации г.Когалыма

Приказ об утверждении конкурной комиссии для осуществления экспертизы материалов педагогических работников, обучающихся, выдвигаемых на получение грантов Администрации г.Когалыма...

Публичное представление педагогического опыта педагогического работника

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп...

Транслирование опыта профессиональной деятельности педагогического работника; Профессиональные достижения педагогического работника.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.)Участие в муниципальных, региональных, ...