Интегрированный урок на тему: "Склонение существительных. Эмоциональный интеллект"
план-конспект урока

Яковлева Наталья Александровна

Интегрированный урок проводится в 8 классе с обучающимися с ОВЗ с целью  обобщения и закрепления знания об имени существительном, совершенствования умения морфологического разбора имени существительного, развития орфографической зоркости, развития познавательной активности, речи, внимания, эмпатии, расширения знаний об эмоциональном интеллекте, развития самооценки и самоконтроля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Интегрированный урок русского языка и психокоррекци 8 класс ФГОС УО (ИН) Вариант 1

Тема: «Склонение существительных. Эмоциональный интеллект»

Цель и задачи урока: обобщить и закрепить знания об имени существительном. Совершенствование умения морфологического разбора имени существительного, развитие орфографической зоркости. Развитие познавательной активности, речи, внимания, эмпатии, расширение знаний об эмоциональном интеллекте, умения анализировать, классифицировать, обогащение словарного запаса, развитие самооценки и самоконтроля. Воспитание аккуратности,  интереса к предмету, усидчивости.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, тетради, учебники, цветные карточки, карточки с изображением смайликов, карточки с заданиями.

Ход урока.

1.Оргмомент.

 Учитель.

- Доброе утро. Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости.

- Проверьте свою готовность к уроку, улыбнитесь нашим гостям и больше не отвлекайтесь. Садитесь.

2. Актуализация знаний. Целеполагание.

- Объясните смысл этого выражения «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Знания это богатство, которое мы складываем в сундучок своей памяти, запоминаем, а когда нужно достаем и используем. И сегодня наш урок даст частицу мудрости, каждому из нас.

- Думаю, мы совершим свои маленькие открытия в мире русского языка и вспомним много интересного. Настраиваем себя на активную работу.

Педагог-психолог.

- Посмотрите, пожалуйста, на цветные карточки, лежащие у вас на столах, выберете цвет настроения, с которым каждый из вас приступает к занятиям, который вам больше всего нравится.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Педагог-психолог (зачитывает стихотворение )

- Я вам сейчас прочитаю одно интересное и необычное стихотворение, а вы подумайте, чем это стихотворение необычное. Карточка 1

УТРО. РОЩА. ЛУГ. РЕКА.

ВОЗДУХ. НЕБО. ОБЛАКА.

ИВА. ТРЕЛИ. СОЛОВЬИ.

СОЛНЦЕ. ОТБЛЕСКИ ЗАРИ.

ОДУВАНЧИК. ВАСИЛЁК.

ЖУК. БУКАШКА. МОТЫЛЁК.

СТАДО. ПЕСНЯ ПАСТУХА.

ЛЕТО.ТРАВКА. СТЕПЬ. ОЛЬХА.

ТИШИНА. НОЧЬ. ТЕМЬ. ЛУНА.

ЗВЁЗДЫ. СВЕЖЕСТЬ. МОШКАРА.

РЫБА. ПЛЕСК. УХА. КОСТЁР.

ПЛАМЯ. СМЕХ.КРИК. РАЗГОВОР.

СТОГ. КОСА. СТУК. ПЕРЕСВИСТ.

КУРОПАТКА. ФИЛИН. РИСК.

ЗОРЬКА. КАПЕЛЬКИ РОСЫ.

ЩЕБЕТ. ПОЛЕ. КУСТ. ДРОЗДЫ.

ХОЛОДОК. ВЗДОХ ВЕТЕРКА.

УТРО. РОЩА. ЛУГ. РЕКА.

- Кто-то, может быть, уже догадался, чем отличается это стихотворение от других? (В этом стихотворении одни существительные).

Учитель.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Предлагаю систематизировать знания об имени существительном.

4. Первичное закрепление.

- И начнем мы с вами с устной проверки знаний. Внимательно слушаем вопрос, не торопимся, поднимаем руку, отвечаем полными предложениями.

А) Беседа об имени существительном:

- что такое имя существительное?

- с каким частями речи «дружит» существительное?

- Я буду задавать вопросы-подсказки:

- этот признак мы определяем по вопросу «кто?» одушевленность;

- признак противоположный по значению одушевленности?

- эта категория обозначает имена, фамилии людей, названия городов, клички животных;

- эта категория обозначает все остальные существительные;

- определяя этот признак, мы подбираем вспомогательные слова «он мой, она моя, оно  

  моё»;

- Какого рода бывают имена существительные?

-эта категория определяет количество предметов.

-этот признак относится к словоизменению имен существительных по вопросам.

- Сколько падежей ?

Б) Д.игра « Узнай падеж»

-начальная форма имени существительного – это какой падеж? И.п.

-без предлога не употребляется какой падеж? П.п.

- какой падеж всегда употребляется без предлога? И.п.

- в каком падеже есть вопрос -Кому? Д.п.

- в каком падеже есть вспомогательное слово –Нет? Р.п.

- в каком падеже всегда стоит подлежащее-существительное? И.п.

- косвенные падежи –это…

- в каких падежах есть вопрос -Кого? Р.п., В.п.

- в каких падежах есть вопрос -Что? И.п., В.п.

- Зачем нужны падежные вопросы? Слово изменяет свое окончание. И появляется связь слов в предложении.

В) Самостоятельная работа в тетради:

- Записываем в тетрадь(один на доске) «Мы учим вас смелости и дружбе» определите у существительных род, падеж, число ( ж.р., Д.п., ед.ч.)

- Как вы думаете, почему в одном и том же роде, падеже и числе окончания у существительных разные? Разные склонения.

- Какие знаем?

Вам в помощь Файл 3. Склонение имён существительных.

-В тетради 3 столбика. Распределяем данные слова.(карточка 2)

-Взаимопроверка

1скл.

2скл.

3скл.

мужчина

дядя

юноша

мальчишка

береза

дорога

няня

деревня

скука

дедушка

Ваня

папа

конь

автор

герой

соловей

слово

дело

горе

поле

море

чтение

варенье

пень

быль

радость

сирень

рожь

ладонь

печь

ночь

печаль  

дочь

мышь

тетрадь

дверь

-Я вижу, вы немного устали и следующий этап нашего урока предлагаю провести педагогу-психологу.

5. Физкультминутка

Педагог-психолог.

- Ребята, вы заметили, что среди слов, которые вы выписывали есть слова, обозначающие эмоции?

- Назовите их, пожалуйста.

- Как вы знаете, эмоции бывают разные и обозначают наше настроение. Зная и понимая эмоции, мы учимся понимать, что переживают и чувствуют другие люди контролировать свои чувства.

- А знаете ли вы, что почти 30 лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта – Майер и Саловей, доказали, что чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье. А психологи Орегонского университета добавляют, что школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше  концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем  их неподкованные товарищи.

- Давайте проверим, понимаете ли вы эмоции, насколько хорошо развит ваш эмоциональный интеллект. Я вам буду показывать смайлики, которые изображают разные эмоции, а вы, сначала покажите их мимикой и жестами, а затем назовите их пожалуйста.

- А теперь скажите, пожалуйста, все эти эмоции, которые мы с вами называли, какой частью речи являются? Знание эмоций и умение их распознавать и выражать, понимать намерения, мотивацию и желания других людей, а также способность управлять своими эмоциями и есть эмоциональный интеллект.

- Продолжаем работать дальше.

Учитель.

6.Творческое применение и добывание знаний (проблемные задания)

- Я надеюсь, вы отдохнули и с новыми силами принимаемся за работу.

Рабочая тетрадь упр. 342. Морфологический разбор. Мы берем первые 4 словосочетания.Разрешаю пользоваться шпаргалками. Желающие к доске?

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Упр.109, морфологический разбор слов «морями, на глобусе,  на картах»

8. Рефлексия.

Педагог-психолог.- Ребята, какие виды эмоций мы должны применять в своей жизни? А какие эмоции вы не хотите видеть у своих друзей, близких?

- У каждого из вас на краю стола лежат цветные карточки, выберете, пожалуйста, тот цвет, который вам больше всего нравится. Это и есть цвет вашего настроения. Очень хорошо, что в конце занятия настроение ваше улучшилось и вы выбрали яркие и красочные цвета.

Учитель.

 – Вы молодцы, ребята. Поднимите руки, те, кто освежил в памяти все знания о существительном, систематизировал. Разложил по полочкам и готов к изучению нового, интересного материала? Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Урок на тему:" Склонение имён существительных", 3 класс, "Школа России"

В данной работе предоставлен конспект урока и презентация к нему....

Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"

Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....

Открытый урок по теме: "Склонение имён существительных"

Закреплять и развивать умения и навыки в определении склонения имен существительных, правописание слов с безударными гласными непроверяемых ударением....

Урок по теме "Склонение имен существительных" Русский язык 3 кл.

УМК   «Школа   России».    Русский  язык.    Канакина В. П.    3 класс      Тема  у...

Открытый урок по теме "Склонения имён существительных"

Презентация и технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме "Склонения имён существительных"...