Специализация
презентация к уроку

Анастасия Николаевна Чухлебова

План занятия - представляет собой методический материал для педагога-психолога. Может быть полезен при проведении вводного занятия, направленного на развитие социального и эмоционального интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy_intellekt_vvodnoe_zanyatie.docx98.47 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный интеллект. Вводное занятие.

Возраст: 9-10 лет.

Время: 40 минут.

Место: школьный класс.

Предмет: классный час, занятие с психологом.

Цель: развитие интереса к распознаванию и пониманию собственных эмоций, способности проявлять эмпатию.

Задачи:

  1. Знакомство с понятием «эмоциональный интеллект».
  2. Развитие способности распознавать собственные эмоции и эмоции других людей.
  3. Создание шаблона для наблюдений за собственными эмоциями: «Дневника эмоций».

Материалы: бумага, цветные карандаши.

Разминка: упражнение «Щенок отряхивается».

Инструкция. Сейчас вы сможете немного отдохнуть и посмеяться. Встаньте на свободном месте и закройте глаза. Представьте, что вы превратились в щенка, который весело гулял под дождем. Щенок намочил свою шерстку, и вода течет с неё потоками. А сейчас отряхните свою шёрстку. Обратите внимание, что щенок отряхивается от носа до хвоста. Даже уши отряхивает от воды.

(Ведущий показывает сам, как отряхивается щенок и повторяет упражнение вместе с детьми.)

Какое у вас настроение после упражнение? Кому стало веселее? Кто взбодрился?

Радость, грусть, злость, страх, неприязнь – это то, как мы реагируем на события, людей и наши мысли.

Упражнение «Прогноз погоды». Иногда каждый из нас «бывает не в форме». Есть желание побыть в одиночестве. Получить такую возможность легко, если вовремя подать знак о своем настроение. Это можно сделать с помощью личного «прогноза погоды».

Возьмите лист бумаги и цветные карандаши. Нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Или просто напишите крупными буквами «ШТОРМОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ». Тогда всем будет понятно, что вы хотите какое-то время побыть одни. А когда это настроение пройдет «дайте отбой» и нарисуйте солнышко, выходящее из-за туч.

Такой «прогноз погоды» мы будем теперь использовать в нашем классе, чтобы учитывать эмоции и настроение друг друга. Похожий прогноз погоды может временами появляться и на столе учителя.

Упражнение «Дневник эмоций». Кто из вас смотрел мультфильмы про «Миру и Гошу»? Автор этих мультфильмов – психолог Наталья Ремиш предложила ребятам во всем мире завести собственный дневник эмоций. В этом дневнике нет отметок. В нем каждый человек может сам оценить свое настроение и сделать об этом отметку.

Через полгода, когда у вас накопится целая коллекция таких отметок, каждый проведет своё маленькое исследование и сделает личное открытие о своих эмоциях. Вы готовы?

Перед вами шаблоны для создания такого дневника. Начнем с обложки. Здесь подпишите свою фамилию и имя. Украсьте обложку такими рисунками, которые вас радуют.

После завершения изготовления обложки откройте следующую страничку вашего шаблона. Здесь есть названия эмоций. Прочитайте  их вслух. Выберите для обозначения каждой эмоции свой цвет. Раскрасьте квадратики рядом с названием эмоции.

Интерес, стыд, удивление, презрение, радость, страх, гнев, вина  - эмоции, которые сопровождают нас каждый день. Например, мы можем грустить, когда идет дождь, радоваться от предвкушения встречи с другом, бояться перед контрольной.

Ситуации.

Вспомните вместе с детьми ситуации, когда они были рады, грустили, испытывали гнев и вину, удивлялись и т.д.

В случае затруднения предложите детям собственные ситуации. Например:

Грусть: Маме вечером нужно было уйти, маленькая Ира расплакалась и не за что не хотела отпускать маму.

Вина: Маша зашла за Катей. Девочки прокопались дома и в результате опоздали в школу. Заходить в класс им было неудобно. Они всех отвлекли.

Презрение: Еву обзывает задира Коля. Ева не отвечает ему ничего. Она смотрит на него пристальным взглядом и ухмыляется.

А теперь в собственном дневнике эмоций на второй странице выберите для каждой эмоции тот цвет, которым вы хотите её обозначить. Цвета не должны повторяться. Закрасьте квадратики в подходящий цвет.

На следующих занятиях эти условные обозначения помогут вам сделать отметки в дневнике о своём настроении и эмоциях. Так, вы заметите, как переменчиво бывает настроение день ото дня.

Литература

Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе / под ред. С.В. Кривцовой. – 13 изд. – М.: Генезис, 2020.

Кедрова Н. Азбука эмоций. – М.: Литрес, 2021.

Шиманская В. Знакомься, это ты. – Москва, «»Манн, Иванов и Фербер», 2022. – 78 с.

Шиманская В. Эмоциональный интеллект для детей и родителей. Учимся понимать и проявлять эмоции, управлять ими. – СПб: Питер, 2022. – 304 с.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис, 1998. – 160 с.


Приложение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение уровня общей физической подготовки у детей младшего школьного возраста в группах начальной подготовки по специализации «Лыжные гонки».

В данной статье освещается значение общей физической подготовки (ОФП) для детей младшего школьного возраста, занимающихся лыжными гонками в спортивной школе, и предлагается таблица для определения уро...