Программа курса "Психология общения" 1-4 класс.
рабочая программа

Цель программы «Психология общения» Социализация и личностный рост обучающихся посредством овладения знаниями, умениями и навыками психологической науки.

   Программа «Психология общения» для обучающихся 1-4 класса строится в соот­ветствии с его трехкомпонентной структурой, развития личности ребенка, описанной ниже.  

Содержание занятий по психологии нацелено на формирование психологического здоровья. создание психолого - педагогических условий, способствующих успешной школьной и социальной адаптации обучающихся, их самореализации в жизни и саморазвитии. Создание  условия для развития у  детей навыков эффективного общения для обеспечения полноценного взаимодействия, сотрудничества и возможности саморазвития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_obshcheniya_1-4_klass.docx53.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Негосударственное частное  учреждение

общеобразовательная организация

«Средняя общеобразовательная школа «ПРОМО-М»

           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 дополнительного образования «Психология общения»  ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

Срок реализации программы – 4 года

Составитель: Болошова Вероника Викторовна, педагог- психолог

Москва 2022 г.

Пояснительная записка

        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Психология общения» (далее программа) имеет социально-гуманитарную направленность) и разработана для детей 1-4 класса.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами.  

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196).
  • О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533).
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242).
  • Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391).
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28),
  • Устав НЧУ ОО «СОШ «Промо-М».

Цель программы «Психология общения» Социализация и личностный рост обучающихся посредством овладения знаниями, умениями и навыками психологической науки.

        Программа «Психология общения» для обучающихся 1-4 класса строится в соответствии с его трехкомпонентной структурой, развития личности ребенка, описанной ниже.  

Содержание занятий по психологии нацелено на формирование психологического здоровья. создание психолого - педагогических условий, способствующих успешной школьной и социальной адаптации обучающихся, их самореализации в жизни и саморазвитии. Создание  условия для развития у  детей навыков эффективного общения для обеспечения полноценного взаимодействия, сотрудничества и возможности саморазвития.

        Структура психологического здоровья личности, выделенная О.В. Хухлаевой:

аксиологический компонент — ценность собственного «Я» и ценность «Я» других людей. Развитый аксиологический компонент выражается у человека в принятии себя при относительно полном знании себя и принятии других людей. Этому способствуют умение принять «темные» стороны своей личности и личности другого, а также умение видеть «светлое» начало в каждом и взаимодействовать именно с ним;

  инструментальный компонент — это владение рефлексией, как способом самопознания. Рефлексия позволяет человеку понимать и определять свои эмоциональные состояния и состояния других людей, свободно и открыто выражать чувства без причинения вреда другим (качества эмоционального интеллекта), а также осознавать причины и последствия своего поведения и поведения других;

потребностно-мотивационный компонент —  наличие у человека внутренней потребности в саморазвитии.

Соответственно можно выделить следующие задачи программы:

  • формирование у обучающихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
  • развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков;
  • формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребенка;
  • развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;
  • расширение пассивного и активного психологического словаря детей;
  • развитие познавательных процессов

   

Личностными результатами изучения курса  «Психология общения» начальной школы  является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса «Психология общения»  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • проговаривать последовательность действий.
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • учиться работать по предложенному учителем плану.
  • учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного.
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • слушать и понимать речь других.
  • читать и пересказывать текст.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

   Основными принципами работы программы являются:

  • принцип создания развивающей ситуации.  Пробудить обучающихся к высказываниям и обсуждению разных точек зрения по поводу выполнения определенных заданий;
  • принцип природосообразности. Содержание программы соотнесено с возрастными нормами развития мыслительных процессов детей младшего школьного возраста;
  • принцип системности. Учебно-развивающий материал выстроен по принципу возрастания уровня сложности;
  • принцип доступности. Материал представлен в конкретной форме, в виде известных жизненных ситуаций, что активизирует познавательный интерес обучающихся, побуждает к размышлениям.

Программа предполагает:

индивидуальный подход (ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию);

возможность индивидуального образовательного маршрута;

тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта;

В соответствии с нормами СанПин 2.4.4.3172-14 занятия проводятся 1 раз в неделю Продолжительность занятий – 40 минут. Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (всей группой 10-15 человек), малыми группами (4-6 человек) и индивидуально. Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, игра (сюжетно-ролевая, логическая), проектная и исследовательская деятельность и т. д.

Программа рассчитана на четыре года обучения, разделена на четыре модуля, каждый из которых учитывает возрастные особенности обучающихся, основана на изложении материала в доступной и увлекательной форме.

 1 модуль (1 класс). Курс «Я-первоклассник», 34 часа, 1 раз в неделю.

Задачи курса:

  • адаптация обучающихся к школьной жизни;
  • формирование понятий: «школьник», «школа», «класс», «одноклассники»
  • формирование у обучающихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
  • развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков;
  • формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребенка;
  • развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;
  • расширение пассивного и активного психологического словаря детей;
  • развитие познавательных процессов.

Календарно – тематическое планирование курса

п/п

Тема раздела,

тема урока

Кол-во

часов

Содержание

1

Знакомство. Введение в мир психологии

1

Содействовать осознанию позиции школьника. Предоставить детям возможность назвать свои имена и создание условий для запоминания.

2-3

Правила школьной жизни

2

Знакомство друг с другом и правилами поведения. Создание доброжелательной атмосферы. Формирование у детей реалистических представлений о правах и обязанностей школьника и дошкольника. Практическое освоение правил поведения во время занятий.  

4

Для чего дети ходят в школу.

1

Осознание детьми своего нового статуса школьника. Формирование учебной мотивации. Формирование навыков учебного сотрудничества. Создание доброжелательной атмосферы.

5

Мой класс

1

Создание доброжелательной атмосферы. Организация взаимодействия между учащимися. Создание предпосылок для формирования навыков учебного сотрудничества.

6-7

Учимся работать дружно

2

Формирование у детей отношения друг к другу как к партнерам в учебном сотрудничестве. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

8

Мои успехи в школе

1

Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях. Создание условий для снижения высокого уровня тревожности.

9-10

Моя «учебная сила»

2

Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.

Закрепление позитивного эмоционального отношения к учебе и школе в целом.

11-12

Я ученик

2

Подведение итогов раздела. Арт-терапевтическое занятие. Рефлексия обучающихся .

13

Зачем нам себя знать?

1

Знакомство с психологическими характеристиками человека на примерах сказочных героев.

14-15

Мои чувства

3

Знакомство с разнообразным эмоциональным миром. Обучение распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей.

16

Рисуем настроение

1

Создание доброжелательной атмосферы. Обучение выражать свое эмоциональное состояние. Продолжение знакомства с самим собой.

17-18

Радость

2

Знакомство с эмоцией «радость». Обучение умению различать эмоции. Обучение умению выражать данную эмоцию. Обучение умению говорить.

19-20

Грусть

2

Знакомство с эмоцией «грусть». Обучение умению различать эмоции. Обучение умению выражать данную эмоцию. Обучение умению говорить.

21-22

Страх

2

Знакомство с эмоцией «страх». Обучение умению различать эмоции. Обучение умению выражать данную эмоцию. Формирование умения справляться со своим страхом.

23-24

Злость

2

Знакомство с эмоцией «злость». Обучение умению различать эмоции. Обучение умению выражать данную эмоцию. Обучение умению говорить.

25-26

Зависть

2

Знакомство с состоянием «зависть». Обучение умению выражать данное состояние. Формирование умения справляться с завистью.

27-28

Автопортрет

2

Формирование умения принимать себя таким, какой ты есть. Создание ситуации успеха и благополучия

29

Итоговое занятие

1

Закрепление знакомства с разнообразием эмоционального мира. Закрепление умения принимать себя и умения выражать свое эмоциональное состояние

30-34

Мониторинг личностных результатов

2

 2 модуль. 2 класс курс «Гармония» 34 часа, один раз в неделю.

Задачи курса:

  • способствовать самопознанию обучающихся, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
  • обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
    развивать у обучающихся навыки социального поведения и общения с другими людьми, чувство принадлежности к группе;
  • учить обучающихся выражать свою любовь к близким людям, воспитывать интерес к истории своей семьи
  • вырабатывать у обучающихся положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
  • корректировать нежелательные черты характера и поведения;
    обучать школьников рефлексивным умениям;
  • формировать у школьников потребность в саморазвитии.

Календарно – тематическое планирование курса

п/п

Тема раздела,

тема урока

Кол-во

часов

Содержание

1

Введение

1

Знакомство.

Пояснение целей и задач занятий.

Установление контакта.

2

Познай себя.

1

Активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности.

3

Понимаем ли мы друг друга.

1

Тренировка навыков взаимодействия в группе.работа с социальными ролями, "премирование" различных социальных ролей.

4

Мир эмоций.

1

5

Наши учителя

1

6

Ищу друга.

1

7

Мы и наш класс.

1

8

Кто я, какой я?

1

Формирование умения принимать себя таким, какой ты есть. Создание ситуации успеха и благополучия Раскрытие значения рациональной организации времени для достижения результата (особенно в учебной деятельности). Помощь детям в осмыслении личных целей

9

Я – могу.

1

10

Я – нужен!

1

11

Я – мечтаю.

1

12

Я - это мои цели.

1

13

Я - это моё детство.

1

Развитие представления участников о роли близких в жизни человека. Формирование убеждения в том, что близкие могут быть опорой в жизни. Помощь в осмыслении своих возможностей по оказанию поддержки близким

14

Я – это моё настоящее. Я – это моё будущее.

1

Повышение эмоциональной устойчивости детей. Формирование навыков принятия собственных негативных эмоций.

15

Чувства бывают разные.

1

16

Стыдно ли бояться.

1

Актуализация представлений о человеческих слабостях и достоинствах как неотъемлемых сторонах личности. Развитие умения объективно оценивать сильные и слабые стороны своего характера, стремления преодолевать свои слабости, использования достоинств и преимуществ. Принятие себя и осмысление возможности самосовершенствования.

17

Имею ли я право сердиться и обижаться?

1

18

Каждый видит мир и чувствует по-своему.

1

19

Трудные ситуации могут научить меня.

1

20

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдётся.

1

21

Я и мои друзья.

1

Способствование формированию навыков взаимодействия в группе. Помощь детям в осознании качеств, которые важны в дружбе. Повышение самооценки детей.  Способствование развитию воображения и навыков совместной деятельности.

22

У меня есть друг.

1

23

Я и мои «колючки».

1

24

Учимся решать проблемы вместе.

1

25

Учимся договариваться и уступать.

1

26-27

Сюжетно – ролевая игра «Однажды в городе N……».

1

28

Я и мои «колючки».

1

Повышение эмоциональной устойчивости детей. Формирование навыков принятия собственных негативных эмоций. Формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания. Актуализация представлений о привычках, их связи с индивидуальными особенностями и повседневными обязанностями людей. Формирование и развитие убеждений в преимуществах предварительного планирования предстоящих дел, стремления соблюдать оптимальный распорядок (режим) дня и недели.

29

Что такое одиночество?

1

30

Я не  одинок в этом мире.

1

31

Нужно ли человеку меняться?

1

32

Самое важное – захотеть меняться.

1

33-34

Итоговое занятие

1

 3 модуль. 3 класс   Курс «Наедине с собою» 34 часа в неделю, занятие раз в неделю.

 

 Задачи курса:

  • развитие познавательной активности обучающихся;
  • психологическая коррекция поведения ребёнка
    социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения   помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций;
  • формирование продуктивных видов взаимоотношений обучающихся с окружающими (в семье, в классе);
  • повышение социального статуса школьника в коллективе;
  • развитие компетентности в вопросах нормативного поведения;
  • развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
  • создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Календарно – тематическое планирование курса

п/п

Тема раздела,

тема урока

Кол-во

часов

Содержание

1

Введение

1


2

Моё имя.

1

Как человек узнаёт об окружающем его

мире и о самом себе. Какой я? Моё настроение.

Палитра моих эмоций и чувств. Мои интересы и увлечения. Мои желания и мотивы. Мои мечты.

3

Наши особенности.

1

4

Я – это я, и это замечательно.

1

Как человек узнаёт об окружающем его

мире и о самом себе. Какой я? Моё настроение. Палитра моих эмоций и чувств. Мои интересы и увлечения. Мои желания и мотивы. Мои мечты.

5

Доверие в жизни человека.

1

Хорошо ли быть одному? Что такое доверие?

Как работать вместе слаженно? Что такое

сотрудничество? Что мешает договориться? Я умею договариваться с людьми. Коллективная работа. Мы умеем действовать сообща.

Формирование чувства принадлежности к группе.

6

Я тебе доверяю.

1

7

Как завязать дружбу?

1

Понимания друг друга. Умение слушать

и слышать других людей. Правила

«хорошего слушания». Приём «Пара фраз». Что помогает и мешает понимать друг друга. Я умею понимать другого.

8

Как поддерживать дружеские отношения?

1

Я и мои друзья. Настоящий друг. Умею ли я дружить? Трудности в отношениях с друзьями. Ссора и драка. Как помириться с другом? Развитие  способности к эмпатии, сопереживанию. Формирование позитивного отношения к сверстникам

9-10

Эмоции. Как справится с гневом?

2

Учимся говорить честно о проступке.

Когда опасен гнев? Зачем человеку

чувство стыда? Почему трудно

признать свою вину? Извинение.

11-12

Преодолеваем страхи.

2

Страх и его последствия. Методы преодоления страха.

13-14

Уверенность и неуверенность в себе.

2

Уверенное и неуверенное поведение. Самооценка.

15-16

Проблема как друг.

2

Гимнастика для лица. Умение понять эмоции другого человека.  Умение передать своё эмоциональное состояние.

17

Наши ресурсы.

1

Мои силы и возможности. Мои способности. Мой характер. Мой выбор, мой путь.Мои чувства и действия.

18-19

Навыки учения.

2

20

Я и мир вокруг меня.

1

21

Привет индивидуальность, или чем я отличаюсь от других.

1

22

Я в мире людей.

1

Хорошо ли быть одному?

Как работать вместе слаженно? Что такое

сотрудничество? Что мешает договориться? Я умею договариваться с людьми. Коллективная работа. Мы умеем действовать сообща. Формирование чувства сотрудничества.

23

Поведение и культура.

1

Правила этикета.

24-25

Общение в моей жизни.

2

Учимся понимать друг друга. Приёмы понимания друг друга. Умение слушать и слышать других людей. Правила «хорошего слушания». Приём «Парафраз». Что помогает и мешает понимать друг друга. Я умею понимать другого.

26-27

Общение и уважение.

2

Влияние организации пространства в межличностном общении. Что такое личное

психологическое пространство и его границы? Какое расстояние между собеседниками помогает общению? Доверительное и формальное общение. Положение собеседников в пространстве и комфортное общение. Личностные особенности человека и выбор оптимальной дистанции

Организация пространства для разговора

28-29

Конфликт неизбежность или

2

Как люди воспринимают друг друга.

Психологические проблемы общения. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как разрешать конфликты мирным путём?

Учимся справляться с чувством обиды

30

Комплимент – дело серьёзное?

1

 Потребность в положительных эмоциях от общения. Мои потребности и потребности других. Вежливый отказ. Общение в ситуации вежливого отказа

31

А без друзей на свете трудно жить…..

1

Сочувствие и сопереживание. Чувства жизненных ситуациях: сочувствие. другого человека. Проявление сочувствия. Понимание и активное

выражение эмоционального переживания других людей.

32

Ролевая игра «Необитаемый остров»

1

Развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества и взаимовыручки.

33-34

Итоговое  занятие. На пути к гармонии.

2

Наказ самому себе: твори добро и уважай людей! Я умею дружить.  Я понимаю себя и других!

 4 модуль. 4 класс Курс «На тропе доверия» 34 часа, один час в неделю.

Задачи курса:

  • формировать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу:
  • развивать у обучающихся навыки совместной деятельности, чувство общности;
    понимание индивидуальных особенностей других людей;

  • учить понимать состояние и настроение других людей, обращая внимание на невербальные средства общения;
  • развивать умение использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей;
  • познакомить обучающихся с некоторыми психологическими правилами ведения разговора; приемами, способствующими достижению понимания между собеседниками;
  • развивать умение слушать собеседника;
  • формировать уверенное, убеждающее поведение;
  • развивать выдержку, способность управлять своим поведением;
  • обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях.
  • учить школьников осознавать и контролировать свои эмоции;
  • формировать у обучающихся умение распознавать эмоциональную реакцию других людей;
  • развивать умение сочувствовать, сопереживать людям.

Календарно – тематическое планирование курса

п/п

Тема раздела,

тема урока

Кол-во

часов

Содержание

1

Введение

1

Понятие общения.

Сообщение цели, задач программы.

Знакомство с правилами поведения на занятиях.

Упражнения: «Пересядьте все те, кто…», «Я и мое имя», «Ассоциации», «Футболка с надписью»

2-4

Невербальные средства общения

3

Понятия: общение вербальное и невербальное. Невербальные средства общения: мимика, жесты, позы, походка, межличностное пространство.

Упражнения: «Автобус», «Через стекло», «Таможня», «Крокодил», «Шериф».

5-6

Внимание к поведению другого человека

2

Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов»

Упражнения: «Вживание в образ», «Продемонстрируй состояние», «Узнай по фотографии» Анализ ситуаций

7

Речевые средства общения

1

Понятия: речевые средства общения: интонация, темп и громкость речи, форма изложения.

Упражнения: «Эмоциональная фраза», «Скажи, как…»

8-10

Умение слушать

3

Понятия: методы активного слушания: перефразирование, отражение чувств, резюмирование.

Упражнения: «Испорченный телефон», «Аквариум» «Спина к спине», «С закрытыми глазами».

11-13

Умение вести разговор 

3

Правила ведения разговора. Приемы, способствующие достижению понимания между собеседниками.

Упражнения: «Установление контакта», «Разговор», «Телефонный разговор»

14

Умение говорить комплименты

1

Понятие: комплимент.

Знакомство с «правилами» комплимента

Упражнения: «Комплимент», «Просьба».

15-17

Поведение уверенное, неуверенное, агрессивное

3

Упражнение: «Перевоплощение», «Умение говорить «нет».

Разыгрывание ситуаций

18-22

Конструктивное преодоление конфликтов

5

Понятия: конфликт, стили разрешения конфликтов: конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс.

Тест «Стили разрешения конфликтов»

Анализ, разыгрывание ситуаций

Упражнения: «Выбор тактики», «Разногласие», «Репетиция поведения».

23-26

Эмоции и чувства

4

Понятия: Эмоции, настроение, чувства, аффекты.

Роль эмоций и чувств в жизни человека

Источники настроения.

Упражнения: «Островок чувств», «Рисуем чувства», «Скульптор», «Пиктограммы», «Что я чувствую», «Замороженный и реаниматор»

27-29

Методы и приемы саморегуляции

3

Понятие: психическая саморегуляция. Методы саморегуляции.

Упражнения: «Очищающее дыхание», «Водопад», «Путешествие на облаке», «Избавление от негативных мыслей», «Поза кучера».

30-31

Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности

2

Притча «Дерево».

Упражнения: «Особые дары», «Благодарность без слов», «Волшебный магазин», «Благодарность», «Давать и получать».

32-33

Чувство эмпатии. Толерантность в отношениях с людьми

2

Понятия: эмпатия, толерантность.

Упражнения: «Паутина», «Я – реальный, идеальный, глазами других», «Как все», «Различия, которые объединяют», «Синхронные движения», «Зеркало», «Живые руки», «Передача эмоций»

34

Итоговое занятие

1

Подведение итогов работы за год.

Упражнения: «Листок за спиной», «Чемодан в дорогу», «Подарок».


По окончании прохождения программы «Психология общения» обучающиеся

должны знать:

        

  • понятие общения, его виды;
  • роль эмоций и чувств в жизни человека, о природе эмоций, о влиянии эмоций и чувств на здоровье человека;
  • нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
  • стили разрешения конфликта;

должны уметь:

  • вступать в контакт и вести разговор;
  • слушать собеседника;
  • высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию;
  • распознавать эмоциональную реакцию других людей и осознавать свои эмоции;
  • использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей;
  • владеть приемами саморегуляции.

Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий необходимо.

  • Отдельное помещение. Помещение для проведения занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу. 
  • Мебель (парты, стулья).
  • Ручки.
  • Бумага для рисования и для записей.
  • Цветные карандаши.
  • Записи с релаксационной музыкой.
  • Раздаточный материал (фотографии людей с различными эмоциональными состояниями, пиктограммы, карточки, листы с правилами и т.д.).
  • Методическая литература.

Методы и формы обучения:

  • лекции, беседы, обсуждения, дискуссии;
  • имитационные, ролевые, деловые игры;
  • метод «репетиции поведения»;
  • элементы психогимнастики;
  • «мозговой штурм»;
  • психологическое тестирование;
  • техники и приемы саморегуляции;
  • метод направленного воображения.

Список литературы

Для педагога:

  1. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Ленинград: Наука,2019.
  2. Бодина Е. Давайте говорить друг другу комплименты! А как? //Воспитание школьников № 2, 2021.
  3. Игры - обучение, тренинг, досуг. /Под ред. Петрусинского В.В. - М.: Новая школа, 2018.
  4. Кэррел С. Групповая психотерапия детей и подростков – СПб.: Питер, 2018
  5. Лубовский Д. Развитие мотивов межличностных отношений учащихся начальной школы. - // Воспитание школьников №2, 2022.
  6. Психогимнастика в тренинге /под ред. Н.Ю. Хрящевой – Спб.: Речь, Институт тренинга, 2019
  7. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. /Под редакцией И.В. Дубровиной – М.: Издательский центр «Академия», 2021
  8. Родионов В.А. Я и все-все-все: тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 1-4 классов – Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2020
  9. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг: практическое применение. – СПб.: РЕЧЬ,2021
  10. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /авт.-сост. Ю.А. Голубева и др.- Волгоград: Учитель, 2017
  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2019
  12. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"

В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс

Русский язык, чтение, окружающий мир...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...