Выступление педагога-психолога с речью об адаптации первоклассников
консультация (1 класс)

Лагуткина Алина Андреевна

Родители первоклассников впрвые на родительсеком собрании в школе. Они чувствуют себя волнительно и беспокойно. Задача педагога-психолога донести до них информацию о периоде адапатации их детей к условиям школьной среды. Это необходимо сделать не растягивая по времени и доступными словами. В тексте прикреплена памятка с рекомендациями для родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog-psiholog_ob_adaptatsii_pervoklassnikov.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Речь педагога-психолога для родителей первоклассников

Подготовила:

Педагог-психолог МОУ «Истринская СОШ №3»

Лагуткина Алина Андреевна

Приложение 1- информационный буклет

Здравствуйте, уважаемые родители!

Меня зовут Алина Андреевна, я школьный психолог.

Поздравляю вас с новым жизненным этапом для вас и для ваших детей.

Первый класс – один из существенных критических периодов в жизни детей, для многих из них это эмоционально-стрессовая ситуация, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

В школе ребенок сталкивается со многими изменениями: меняется режим дня, коллектив, особенно трудно деткам, которые не ходили в детский сад и впервые сталкиваются с таким большим коллективом, дети знакомятся с первым учителем, появляется непривычно длительное ограничение двигательной активности, новые для детей правила поведения в школе, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Организм приспосабливается к этим факторам, в этот момент могут происходить резкие перепады настроения, повышенная утомляемость, рекомендуется употреблять больше витаминов, чтобы укрепить организм и предотвратить болезни.

От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит то, какая будет работоспособность и успеваемость в последующие годы. 

Что такое адаптация школьника? 

Адаптация - это процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам

Первоначальный этап пребывания в школе - это и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям.

Некоторые ошибочно полагают, что это неделя или две. Но на самом деле адаптация ребенка к школе происходит довольно-таки долго и  связана со значительным напряжением всех систем организма и как правило устойчивая адаптация происходит на 5-6-ой неделе обучения и может продлиться до полугода. И это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня сложности образовательной программы, степени подготовленности ребенка. В этот период очень важна поддержка родных и близких.

По степени адаптации детей можно условно разделить на три группы. 

 Первая группа детей адаптируется примерно к концу октября. У этих детей хорошее настроение, они активны, общительны, приобретают новых друзей, выполняют требования учителя. Иногда, правда, отмечаются трудности либо в отношениях с учителем, либо в общении с детьми, но это проходит к концу первой четверти и дети полностью осваивают новый статус ученика, новые требования и новый режим. 

Вторая группа детей адаптируется по времени дольше. Такие школьники могут играть на уроках, не реагировать на замечания учителя или реагировать слезами, обидами. Эти дети могут испытывать трудности в усвоении школьной программы. И лишь к концу первого полугодия они способны принять правила школы и следовать процессу обучения. 

Третья группа – дети, которые не осваивают учебную программу, у них наблюдаются негативные формы поведения и отрицательные эмоции. Они часто «срывают» уроки, идут на конфликт с учителем и сверстниками

Показатели низкого уровня адаптации:

  • первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье;
  • доминирует подавленное настроение;
  • наблюдаются нарушения дисциплины;
  • объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена;
  • при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;
  • к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;
  • сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха;
  • близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Я буду проводить тестирование перед каникулами, чтобы иметь представление как проходит адаптация первоклассников, чтобы выявить детей с низким уровнем адаптации и не упустить их на этом этапе. Тогда в комплексной работе с учителем и вами уже будем проводить работу для того , чтобы помочь первокласснику преодолеть трудности и успешно продолжать обучение.

 

Для того, чтобы понять сложность этого периода:

Примерьте положение первоклассника на себя. Представьте, что вам - взрослому человеку - с определенного дня надо резко изменить свой уклад жизни, режим дня, отказаться от многих дорогих вам привычек, попасть в новую обстановку, где вам встречается сотня незнакомых лиц (кстати, не всегда доброжелательных), в средУ, где вас еще не знают, зато ежедневно дают тысячи указаний, которые обязательно надо выполнять не просто хорошо, но день ото дня все лучше. Более того, ваши друзья и родные, все, кто вас знает и любит, пристально следят за тем, как вы справляетесь с новыми обязанностями, и недовольны вами, если что-нибудь не ладится.

Да и для учителя этот этап непрост – представьте, вы только что расстались со взрослыми четвероклассниками, которые все умели, знали, вы к ним привыкли, и они к вам тоже, а теперь перед вами малыши – кто-то плачет и хочет домой, кто-то трогает все вещи, кто-то трогательно повис на вашей руке. И всех этих детей надо как-то учить! Заново считать клетки, учить строиться парами, объяснять, как вести себя в столовой и раздевалке.

Но и вам, дорогие родители, думаю, будет тоже совсем не просто. Ведь вам предстоит перейти в другой ритм жизни, в котором у ребенка будет совершенно определенная роль, обязанности, которые ему не всегда будет хотеться выполнять, а вам придется вспоминать или повторять – как это было у вас в первом классе или у старшего ребенка.

Вот так выглядит начало обучения в школе, если его рассмотреть со всех сторон.

В этот период маленькие ученики могут вести себя совсем не так, как для них это свойственно.

Иногда некоторые мамы говорят, что просто не узнают своего ребенка, что он ведет себя так, как никогда раньше не вел, поступает так, что вызывает удивление всех, кто его хорошо знал раньше. И тогда надо будет внимательнее присмотреться к ребенку: ведь ухудшение его общего состояния, снижение работоспособности, трудности с концентрацией внимания, резкие перепады настроения могут быть свидетелями возникающей сильной перегрузки.

В завершении мы с вами проведём небольшой эксперимент:

Для этого задания родителям потребуются небольшие листочки и ручка.

Возьмите, пожалуйста, ручку и напишите такую фразу: «Мой ребенок - первоклассник». А теперь переложите ручку в другую руку и напишите ту же самую фразу. Посмотрите на две эти строчки. Как ровно и красиво мы пишем одной рукой, и как трудно и непривычно дается письмо другой.

Если вам покажется, что терпение на исходе, что у вас нет больше сил заниматься с ребенком, вспомните, пожалуйста, это упражнение.

Если же у вас возникнут какие-то трудности, вы всегда можете обратиться ко мне, школьному психологу через своего учителя, и мы вместе подумаем, как лучше разрешить возникшую ситуацию.


ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ!

Поздравляем Вас с новым жизненным этапом, полным новых открытий, эмоций, трудностей и достижений!

В этот период Вам нелегко, как и маленьким первоклассникам, и чтобы период адаптации прошел успешно, рекомендуем обратить внимание на следующие моменты:

  • В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении.
  • Начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем может начаться невроз.
  • Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, хорошо, если Вы начали водить его туда за год до начала учебы или приступите к занятиям со второго класса.
  • Компьютер, телевизор и любые другие занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
  • В течение первого года учебы малыш нуждается в поддержке. Он формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет подружиться, а кто-то и нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за замечания и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
  • Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос.
  • Не торопите, умение рассчитать время - ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
  • Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  • Если видите, что ребенок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
  • После школы не торопите садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора доспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
  • Ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, выполняя уроки, каждые 10-15 минут необходимо давать малышу физическую разрядку.
  • Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы.
  • В общении с ребенком старайтесь избегать условий. «Если ты сделаешь, то.., ». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

Помните!

Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для Вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на пед.совете на тему "Адаптация первоклассников"

Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается ра...

Выступление педагога психолога на родительском собрании "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в Школе будущего первоклассника....

Выступление педагога-психолога на классных родительских собраниях по теме «Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе»

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни. Дети далеко не все одинаково проходя...

Приемы эффективной работы педагога-психолога с детьми в период адаптации к ОУ

Как педагог-психолог помогает создавать условия для позитивной адаптации школьников....

Совместное выступление педагога- психолога и учителя-логопеда «Психолого-педагогическая поддержка при переходе к субъектно-ориентированному обучению»

Субъектно-ориентированное обучение мы рассматриваем как здоровьесберегающий ресурс,который способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся....

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в 4 классе

В тексте выступления кратко,акцентно рассматриваются особенности адптации в пятом классе. Переход из начального звена школьного обучения в среднее-это самый феноменальный процесс, с моей точки зрения,...

Выступление педагога-психолога на тему Как делать уроки.Школьный тайм-менеджмент

Выступление  педагога-психолога  Образцовой Г.В перед родителями учеников младшего школьного возраста на тему "Как делать уроки"....