Статья педагога-психолога "Мой дом без насилия!"
статья

Свистунова Дарья Тимофеевна

Воспитываем своих детей БЕЗ насилия!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня мы поговорим о том, как защитить наших детей и наши семьи от этого страшного явления. Что же такое домашнее насилие? Домашнее насилие, также семейно-бытовое насилие — это насилие или дурное обращение одного человека по отношению к другому, совершаемое в домашних условиях, например, в браке или сожительстве. Также может включать насилие в отношении детей, родителей или пожилых людей. Домашнее насилие может быть названо насилием со стороны интимного партнёра, если совершается супругом или партнёром, состоящим в интимных отношениях, против другого супруга или партнёра. Домашнее насилие может иметь место и в гетеросексуальных, и в гомосексуальных отношениях, а также по отношению к бывшим супругами или партнёрам. Часто указывают, что домашнее насилие имеет целью обретение над жертвой власти и контроля. Может выражаться в форме физического, вербального, религиозного, репродуктивного, психологического, экономического и сексуального насилия, которое может варьироваться от едва различимых принудительных форм до изнасилования в браке и физического насилия. (С. Я. Саламова. Домашнее насилие в современной России: общая характеристика // Lex Russica. — 2018. — № 9. — С. 129—138.)

Вы когда- нибудь знакомились со статистикой домашнего насилия в своей стране? В своем городе? Эти цифры невероятно страшны… Так как же нам обезопасить себя?

Давайте вспомним, что физические наказания, во-первых, преподают ребенку урок насилия, во-вторых, они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок - что он любим, в-третьих, в них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев (Взрослый бьет ребенка только потому, что его скорее всего самого били в детстве). В-четвертых, физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию. В-пятых, они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только гораздо позже. В-шестых, они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Что после этого остается у ребенка в сознании:

  • Ребенок не заслуживает уважения.
  • Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно научает ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).
  • Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (это опасно для иммунной системы).
  • Насилие - это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).
  • Отрицание чувств - нормальное здоровое явление.
  • От взрослых нет защиты.

Затем вытесненный детский гнев проявляется в насмешках над слабыми и беззащитными, в драках, в унижении девочек, символизирующих мать, в плохом отношении к учителю, родителям, в выборе видео и игр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева.

А задумывались ли вы когда-нибудь что становится причиной вашего поведения, за что вы наказываете своих детей, каковы же мотивы плохого поведения ребенка?

Прежде всего, это может быть борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит его через такой способ, как непослушание. Лучше внимание с замечаниями, чем никакого. Также это может быть борьба за самоутверждение. Поведение направлено против чрезмерной власти или опеки (общение в форме указаний, замечаний, опасений), выражается в упрямстве, своеволии, действии наперекор. Следующим мотивом может оказаться желание отомстить. В случае несправедливого отношения: вы мне сделали плохо, пусть и вам будет плохо. Ну и наконец последний мотив звучит как - потеря веры в собственный успех. Из-за сформированной низкой самооценки ребенок приходит к выводу: нечего стараться, все равно ничего не получится. И внешним поведением показывает: мне все равно, пусть я буду плохой.

Не забывайте, что при использовании родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей к агрессивному поведению.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

Учитывайте следующие недостатки наказаний:

Наказание часто может считаться несправедливым, особенно если ребенок видит, что подобные действия сходят с рук другим лицам, чьими руками осуществляется наказание, зачастую становятся моделями агрессивного поведения.

Наказание может играть роль подкрепления отрицательного поведения ребенка. Например, если на ребенка повышают голос дома, это может ему понравиться, так как он своим поведением привлекает внимание родителей или других родственников.

Попытайтесь разобраться в поведении ребенка, внимательно выслушивайте, а потом начинайте действовать. Ваша первая реакция на происходящее может быть неверной.

Правила наказания:

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3) Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрый и мягкий.

4) За один проступок можно наказать только один раз. "Салат" из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан, значит – прощен, страницу жизни перевернул и никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

Поведение, которое стимулирует злость и провоцирует конфликт:

· Повышенный голос, вопли

· Демонстрация превосходства, высказывание "Я здесь главный"

· Настаивание на позиции "последнее слово моё"

· Использование языка "напряженного тела", например, сжатых рук

· Нравоучения, сарказм

· Использование неоправданной физической силы

· Вовлечение посторонних людей в конфликт

· Настаивание на том, что вы всегда правы

· Использование унижений, оскорблений

· Заискивание или угодничество

· Обобщение, замечания типа: "Все вы дети одинаковые"

· Необоснованные обвинения

· Недовольство, ворчливость, передразнивание

· Сравнение с родственниками, другими учениками и т.п.

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует  о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему "отпущение грехов". Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.

Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания  действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Рекомендуемые формы наказания

· вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;

· лишение поощрений и привилегий;

· осуждение поведения;

· народное средство.

В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.

Как же себя вести? Что же мы можем сделать, как родители?

 Для начала подавайте хороший пример.

Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.

 Узнавайте чаще как его дела в стенах школы.

Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки, идите в школу – Вмешивайтесь! Персонал школы существует для того, чтобы помогать детям развиваться и преуспевать.

 Если вы не защитник своему ребенку, то кто же вы?

Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насильственных действиях с его стороны: драках, уничтожении имущества, жестокости и даже самоуничтожении.

Говорите детям о насилии, которое показывают по телевизору, а не просто выключайте телевизор.

 Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах — это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.

 Нельзя недооценивать важность слов «Я тебя люблю».

Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать " Я горжусь тобой!"

Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем - ищите помощь.

Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики.

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Правило № 1

Реагируйте не на все проступки сына или дочери, так как это может вызвать обратную реакцию – закрепить нежелательное поведение. Если вы обращаете на ребенка мало внимания, он будет пользоваться таким поведением, чтобы вы услышали его.

Правило № 2

Наказание может вообще разрушать поведение, так как оно вызывает панику или обиду ребенка. У него может возникнуть ощущение постоянной тревоги.

Правило № 3

Родители должны сами найти путь к своему ребенку, почувствовать, что необходимо для наилучшего контакта с дочерью или сыном.

Правило № 4

Не копите недовольство на ребенка. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывают у вас сын или дочь, обсудите их с супругом.

Правило № 5

Не устанавливайте слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя. Ребенок должен знать, за что он будет наказан.

Правило № 6

Если вы чувствуете, что не правы, – признайтесь в этом. Не бойтесь потерять авторитет, так как хуже то, что ребенок перенимает ваш стиль поведения, даже если не прав, отстаивает свое мнение.

Правило № 7

Чаще давайте почувствовать ребенку, что вы считаетесь с его мнением, что его суждения тоже имеют авторитет. Так как некоторые конфликты возникают тогда, когда ребенок хочет утвердить свою самостоятельность.

Правило № 8

Не вступайте с ребенком в борьбу за власть. Установите приемлемые правила и запреты. Если их немного, но они тверды и логичны, то родитель, убеждая ребенка, может опираться на них. Выслушайте ребенка, а потом принимайте решение.

Правило № 9

Постарайтесь не говорить много. Говорите спокойно и твердо. Не включайтесь в бесконечный спор. Если же спора, особенно эмоционального, не удается избежать, можно выйти из комнаты, показав тем самым, что разговор окончен.

Правило №10

Физическое наказание не приносит пользы, так как снимает у наказанного чувство вины и препятствует ее осознанию. Одновременно закрепляется информация: "Зол на кого-либо – ударь".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе на тему "Как уберечь ребёнка от насилия""

Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы. Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций....

Влияние насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств

Влияние насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств В настоящее время представители различных теоретических ориентаций сходятся в признании патогенного влияния физического и ...

Родительское собрание "Насилие в семье и его последствия"

Родительское собрание, в котором рассматриваются причины и последствия насилия в семье (презентация)...

Насилие в семье. Почему родители стали чаще применять различные виды насилия?

Материал представлен для родителей, для ознакомления с данной информацией.Социальный ролик_ посмотрите на воспитание под другим углом - YouTube.Для ознакомления....

Статья в "Лицейский Вестник" Мир без насилия

Идеальная семья — это место, где царит любовь и согласие, где всегда можно получить весомую помощь, полезный совет и поддержку в любую минуту жизни. Но мы живем в неидеальном мире, и далеко не все жив...

Насилие без насилия

Пять методов психологического давления, о которых лучше забытьНаказание темнотой и неподвижностьюНаказание сномНаказание отторжениемНаказание лишением собственностиНаказание молчанием Бить детей ...

Памятка "Как не стать жертвой насилия".

Памятка предназначена для родителей (законных представителей), детей с целью информирования о соблюдении правил личной безопасности и предлтвращения различного рода преступлений против несовершеннолет...