Рекомендации родителям будущих пятиклассников
материал (4 класс)

allavlr

В презентации рассказывается про возрастные ососбенности младшего подросткового возраста, указаны признаки успещной адаптации, а также дезадатптации, с которой может столкнуться будущий пятиклассник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_budushchih_pyatiklassnikov.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Вступительное слово. Здравствуйте, уважаемые родители! Скоро Вас и ваших детей ожидает очень важный период в жизни – окончание начальной школы, и переход в среднее звено, где у них начнётся новая жизнь – среди новых учителей, новых предметов и условий обучения. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, но и от пап и мам. Очень хочется, чтобы новые перемены не отдалили вас друг от друга, а, наоборот, сблизили, сделали вас хорошими друзьями. Много будет трудностей у детей, но не меньше будет радостей и побед. Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали им переживать трудные минуты жизни.

Для начала, я бы хотела кратко остановиться на особенностях подросткового возраста младших подростков.

Слайд 1. Возрастные особенности младших подростков

  1. Начало бурного психофизиологического развития: изменение пропорций тела и силы мышц приводят к временным нарушениям координации движений, возникают трудности в устной и письменной речи. Гормональная перестройка, подростковый кризис 12-13 лет.
  2. Подростковая эмоциональность: подростки сопротивляются открытому «детскому» выражению чувств со стороны родителей (объятиям, поцелуям, ласковым словам) и сами при этом не умеют «по-взрослому» выражать чувства. Возникает определенная неловкость в детско- родительских отношениях: и те и другие сомневаются в любви друг друга и даже конфликтуют по этому поводу.
  3. Ориентация на группу сверстников: общение со сверстниками пронизывает все сферы жизнедеятельности подростка; появляется многочасовое телефонное общение. Активно развиваются дружеские связи, наблюдаются признаки первой любви.
  4. Двойственность потребностей подростка по отношению к взрослому: нуждается одновременно в том, чтобы ему дали проявлять самостоятельность как взрослому, и нуждается в опеке, защите, как ребенок.
  5. Чувство взрослости (переориентация с детских норм на взрослые: желание подростка приобрести умения и качества взрослого человека)
  6. Мотивация учения. Данное новообразование приобретает некую двойственность. У подростков, с одной стороны, снижается мотивация учения, т.к. возрастает интерес к окружающему миру, преобладает мотив общения со сверстниками. С другой стороны, именно этот период является благоприятным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации: учение приобретает личностный смысл («учусь для себя»)

Также одним из значимых факторов успеха будущего пятиклассника является адаптация к новым условиям пребывания в школе, которая может протекать успешно или же наоборот, иметь некие трудности.

Какие же признаки успешной адаптации можно выделить?

Слайд 2. Признаки успешной адаптации

  1. Удовлетворенность ребёнка процессом обучения;
  2. Ребёнок легко справляется с программой;
  3. Степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  4. Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Трудности адаптации пятиклассников в школе

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. Как мною уже было сказано выше – в пятом классе ребёнка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Слайд 3. Признаки возникшей дезадаптации

  1. Нежелание делиться впечатлениями о проведённом дне;
  2. Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
  3. Усталый, утомлённый вид ребёнка;
  4. Нежелание выполнять домашние задания;
  5. Жалобы на те или иные события, связанные со школой;
  6. Беспокойный ночной сон;
  7. Трудности утреннего пробуждения, вялость;
  8. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Чем можно помочь?

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Помогите ребёнку выучить имена новых учителей.

Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.

Слайд 4. Рекомендации родителям будущих пятиклассников

  1. Главное – абсолютное принятие ребёнка со всеми его достоинствами и недостатками.
  2. Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребёнок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребёнку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребёнка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
  3. Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт.
  4. Обеспечьте своему ребёнку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
  5. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса.
  6. Создайте ребёнку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться.
  7. Радуйтесь достижениям своего ребёнка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребёнку, а его поступкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей будущих пятиклассников

Как помочь своему ребёнку не потеряться среди массы новых предметов и новых  учителей при переходе во вторую ступень обучения? Какие факторы влияют на успешность обучения в 5 классе? На эти и другие в...

Рекомендации родителям будущих пятиклассников.

Проблемы адаптации волнуют прежде всего родителей. но они со своими проблемами идут к учителю. Здесь можно найти выходы из трудных ситуаций....

анкета для родителей будущих пятиклассников

Переход ребенка в среднее звено школы всегда сложен как для родителей, так и для детей. Я предлагаю анктету для родителей, где они смогут указать какого они хотят видеть классного руководителя для сво...

Рекомендации для родителей будущих пятиклассников

Рекомендации для родителей будущих пятиклассников Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже стол...

Рекомендации для родителей будущих пятиклассников

Рекомендации для родителей будущих пятиклассников...

Рекомендации родителям "Рекомендации родителям будущих первоклассников"

Переход из детского садв в школу - важный этап в жизни каждого ребенка и родителя. Оказывшись в новых социальных условиях, дети часто оказываются не готовы и это сказывается на адаптации пер...

Рекомендации для родителей будущих пятиклассников

В публикации содержаться рекомендации для родителей будущих пятиклассников, выполнение которых обеспечит более быстрое и комфортное прохождение процесса адаптации к обучению в средней школе...