Статья "Глубинная психология и религиозность человека (религия и религиозность в психоанализе З.Фрейда)"
статья

Ольга Валерьевна Ермолина

Статья для выступления на педагогическом совете по теме :"Глубинная психология и религиозность человека (религия и религиозность в психоанализе З.Фрейда)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_referat_po_orkse.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

на тему: Глубинная психология и религиозность человека (религия и религиозность в психоанализе З.Фрейда)

Работу выполнила

Ермолина Ольга Валерьевна

Учитель начальных классов

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                    3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ                                                                                                    4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                

ЛИТЕРАТУРА                                                                                

ВВЕДЕНИЕ

С давних времен человек пытается ответить на вопросы : зачем я живу, где мое место, каково мое предназначение? Появляются вопросы - возникают учения, готовые дать человеку ответ. Это мировые религии. Выдвигается множество определений,  что же такое религия. Так, например, русский религиозный философ П. Флоренский писал, « что религия — это система действий и переживаний, обеспечивающих душе спасение». Немецкий философ Г. Гегель считал, «что религия является одной из форм самопознания Абсолютного духа, наиболее адекватной его природе…» Зигмунд Фрейд же утверждал, что  «религия - это тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней или внутренней реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры».

Однако Зигмунд Фрейд (1856-1939 австрийский психолог, невролог, психиатр)  считал себя не только глубоко неверующим человеком, но и противником религии. Он категорично отвергает существование сверхъестественного источника религии. «Религия, по его мнению, — это естественный феномен, человеческий продукт, одно из ярких следствий зависимости человека от окружающего его мира.» В своей работе «Будущее одной иллюзии» он пытается показать, что все переживания религиозного характера исходят из той же потребности , что и все завоевания культуры – из необходимости защищать себя от непостижимой сверхсилы природы . Отсюда и стремление исправить все несовершенства культуры. В своих трудах З.Фрейд  устанавливает  прямую связь между бессознательными впечатлениями, желаниями , влечениями личности и религией.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Зигмунд Фрейд в основу психоанализа положил трехчленную структуру личности:

- бессознательное  (Оно) – это «первичные влечения» (сексуальные влечения, склонность к самосохранению, а также влечения к разрушению).

- Под влиянием и воздействием социума формируется  (Я)- сознательное.

- В ходе социализации формируется (Сверх-Я), в котором интериоризуются этические, моральные качества, идеалы и запреты. (Сверх-я)  выполняет в личности роль, которую играли в раннем детстве родители и воспитатели.

Бессознательному (Оно) всегда сопротивляется  сознательное (Я) , которое оказывается под давлением. С одной стороны -  (Оно), с другой -  (Сверх – Я). Стремясь найти выход, (Я) постоянно терпит неудачу, а потому оказывается «льстецом, оппортунистом, лжецом». Отсюда развивается чувство вины и страха, а вытеснение влечений приводит к  неврозам. Таким образом теория Фрейда заключается в том, бессознательное постоянно воздействует на сознание человека.

Эти же  же принципы психоанализа З.Фрейд применял  к культуре, искусству и к исследованию религии, объяснению религиозных обрядов, значимости религии в развитии культуры  и жизни человека. «Он видел в религиозности, религиозном поведении человека инфантильный реликт, закрепленный в аффективной зависимости, который порой из-за веры в авторитет приводил к сдерживанию мышления. Вот почему он с таким удовольствием и интересом вскрывал психологические корни религии и религиозности человека».

Фрейд не разделяет понятия «религия» и «религиозность», но и первое, и второе  вытекает из особенностей психики каждого отдельного человека, так как Фрейд рассматривает каждого человека и  его личную судьбу отдельно от других. Здесь можно привести одну из наиболее известных цитат  Фрейда: «Где было Оно, должно стать Я» .

Фрейд считал, что религиозность – это симптом. То есть начало, схожее с болезненными ощущениями, реакциями  и находит их корни в детских переживаниях и потребностях. В своей работе «Навязчивые действия и религиозные обряды» , написанной для журнала по психологии в 1907 году, З.Фрейд проводит сравнение между навязчивыми действиями нервнобольных и «отправлениями… которыми верующий подтверждает свою набожность».  Одним из главных методов исследования у Фрейда являлась аналогия. В своей работе он высказывает мысль, что два этих явления, будучи  абсолютно разными, несут в себе функцию подавления  бессознательных влечений человека (сексуального влечения  при неврозе и эгоистического, в случае религии,  происхождения), то есть в их основе лежит воздержание.  В  этом они очень схожи. Делая вывод,  Фрейд утверждает, что навязчивый  невроз можно рассматривать как копию развития  религии,  определив «невроз как индивидуальную  религиозность,  религию  как  всеобщий  невроз навязчивых состояний». Толкование религии по Фрейду схоже с рассуждениями Ф.Ницше, который так же говорил о «Религиозном неврозе». Фрейд  все же уточняет, что это всего лишь его суждения, попытки объяснить такой феномен, как религия. Поэтому религия становится толчком для развития не только одного человека, но и общества, и культуры в целом, так как подавляя внутренние  влечения, человек «освобождается от власти скверных, социально вредных влечений». К тому же религия в культуре  является своеобразной защитой  от индивидуального невроза.  

 По Фрейду, религиозность человека имеет два начала:  во-первых - из Эдипова комплекса (отношение сына к отцу). С другой стороны, религия – это проявление и способ преодоления беспомощности человека перед лицом «неумолимой природы» или «судьбы» (мотив тотемной жертвы). Фрейд сам объясняет, как божество, появляющееся во время тотемной трапезы, изначально само было лишь тотемным животным, и на более поздней стадии развития религиозного чувства превратилось в бога.

Фрейд  рассматривал постоянное воспроизведение Эдипова конфликта (следовательно, религиозности) в ряду нескольких  поколений людей,  как основу для «создания» личного божества, как  бессознательную необходимость. Бог – это есть не что иное, как возвеличенный отец. И это возвеличивание, благодаря традициям, наблюдается и в последующих поколениях.  Данная мысль четко сформулирована  в эссе «Воспоминания детства Леонардо да Винчи». Мать – первый объект любви человека. Она не только кормилица, но и первая «защитница» от опасностей внешнего мира. Вскоре ее вытесняет более сильный отец. Он становится главным защитником на весь период детства. Но отношения к отцу носят амбивалентный (двоякий) характер: отца боятся так же, как и тянутся к нему, восхищаются им. Взрослеющий человек понимает, что он навсегда будет нуждаться в защите от мощных сил, которые он  наделяет чертами отца. Так человек создает богов, которых боится, пытается задобрить  и ищет у них защиты. Фрейд  утверждал, что существует тесная связь между верой человека и комплексом отца. Человек утрачивает веру в бога, как только у него рушится авторитет отца.

         В своей работе «Тотем и табу»  Фрейд объясняет, что после убийства своего отца в  первобытной орде, сыновья сами наложили запрет на то, чего так долго добивались под воздействием амбивалентных чувств. Так появилась религия в форме тотенизма, основанная на осознании своей вины и раскаяния. Эта  религия позволяет человеку загладить свою вину от уже совершенного  преступления путем  последующего смирения, покаяния и послушания  тотему – олицетворению отца.  Этот взгляд на религию не противоречит психоаналитическим принципам Фрейда. Отказ человека от своих желаний и потребностей рассматривается в религиозной проблематике наполняясь конкретным содержанием. И сам принцип возникновения религии остается тем же и заключается в подавлении человеком своих бессознательных влечений. Поэтому табу дикарей принимается и современным человеком, то есть глубоко внутри у человека уже присутствует Эдипов комплекс, а значит заложена бессознательная расположенность к совершению убийства. Но у современного человека она сдерживается современным табу – моральными и этическими принципами общества.

        По мнению Фрейда, религиозные догматы  и учения – это всего лишь  иллюзии, поэтому веры им нет, так как их невозможно проверить в принципе. Религиозные учения не являются  «отражением опыта или конечными результатами мыслительной работы; это иллюзии, исполнения самых древних, сильных и насущных желаний человека; секрет их силы в силе его желаний». Но одновременно Фрейд настаивает на высокой  правдивости религиозных  учений, так как они непосредственно влияют на жизнь всего общества и отдельного человека.  Фрейд категорически возражает  против того, чтоб человека называли глубоко религиозным только потому, что он бессилен и ничтожен перед силами природы и мира. Религиозным можно назвать человека только тогда, когда испытав это чувство человек ищет помощи.  

Взгляды на причины возникновения религии у Фрейда менялись на протяжении всей  его жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно сделать вывод: религия и религиозность возникли в результате понимания  бессмысленности убийства отца и отказа от бессознательных влечений. Основополагающим стержнем здесь служит желание. В виде внутреннего раздражителя желание  связывается с внешним стимулом и воспринимается человеком, как что-то инородное. Выходит за пределы внутреннего пространства психики и порождает действие, идентичное фантазии во внешний мир, и завершается расширением мира.

Общество использует психическое напряжение индивида в своей культуре через коллекивные фантазии и желания. Следовательно, религиозные представления, являясь наследием многих поколений, в готовом виде выдаются  человеку как должное,  как божественное откровение, несмотря  на разнообразие религиозных идей в разных культурах и в разные эпохи.  Фрейд утверждал, что мыслящий человек всегда сможет выявить в себе зерна социокультурой религиозности. Фрейд никогда не давал указания к действию, оставляя за человеком право на самостоятельное решение – быть ему религиозным или нет.

Фрейд утверждал, что любая религия должна выполнять три основные функции:

- во-первых: она помогает человеку понять, как устроен мир, удовлетворяя человеческую любознательность, что с успехом делает и наука.

- во-вторых: религия укрепляет веру человека в его защищенности перед сверхсилой. Вот тут наука с религией не конкуренты.

- в-третьих: религия делает указания, запреты  и ограничения. И в этом пункте она снова далека от науки, так как наука довольствуется констатациями и исследованиями.

Фрейд не считает нужным поддерживать в людях религиозные  представления, но соглашается с тем, что быстро  и  полностью  их  откинуть  практически невозможно. Но все же говоря о будущем религии, Фрейд утверждал, что человек рано или поздно отойдет от религии, обретя чувство реальности.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1.  АРИНИН Е.И.,НЕФЕДОВА И.Д. ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ Учебное пособие для студентов специальности «Религиоведение» в 2-х частях. Владимир. 2005

ЭЛЕКТРОННЫЕ  (ЦИФРОВЫЕ ) РЕСУРСЫ

  1. Электронный ресурс  http://do-zaochnoe.ru/ 
  2. Ардашкин И.Б.  Психология религии . Электронный ресурс

http://rushkolnik.ru/docs/114/index-2844568.html?page=3#1 

  1.  Радугин А. Введение в религиоведение. Электронный ресурс 

 http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/radug/01.php 

  1. Электронный ресурс http://www.grandars.ru/college/filosofiya/religiya.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Мировые религии. Основы религиозных культур и светской этики 4-5 класс.

Любая религия  учит добру, и каждая ставит целью спасение души человека.Время возникновения религии, её место и основатели....

Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".

На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями  "ритуал", "обряд" и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах....

Научно-методические основы преподавания истории религий и религиозных культур.

Когда произошёл отказ от государственного атеизма, это вызвало изменение в содержании общего образование. В нашей школе обучаются дети различных национальностей. Курс ОРКСЭ, который ввели в 4 классе, ...

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

Методическая разработка урока (виртуальная экскурсия) по основам светской этики Технологическая карта урока «Знакомство обучающихся с религиями через религиозные праздники. Православная пасха»

Данная методическая разработка позволяет познакомить обучающихся 4 класса с религиозным праздником Пасха в форме виртуальной экскурсии...

Технологическа карта урока ОРКСЭ «Бог, мир, человек» (УМК: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представлений о Боге, вере и о создании мира БогомЗадачи урока:Дидактические:1.  познакомить обучающихся ...