МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И ПСИХОЛОГИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЦВЕТОТЕРАПИИ
методическая разработка (3, 4 класс)

В материале раскрываются возможности проведения интегрированных уроков изобразительного искусства и психологии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Предлагается разработка одного из таких уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_itegr._urok.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И ПСИХОЛОГИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЦВЕТОТЕРАПИИ.

Е.В. Капустина, М.Ю. Ермакова

Государственное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа № 231 VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья,

Г. Санкт-Петербург, Россия

В статье раскрываются возможности проведения интегрированных уроков изобразительного искусства и психологии в коррекционной школе VIII вида. Предлагается разработка одного из таких уроков.

   Ключевые слова: интегрированный урок, изобразительная деятельность, психические процессы, коррекция и развитие.

Пояснительная записка.

   Для учителя, работающего с детьми с особыми потребностями, необходимо найти формы, методы и приёмы, которые помогли бы ему сделать обучение интересным, доступным, посильным и познавательным. Интегрирование существенно снимает физическое и умственное переутомление детей, повышает их познавательную активность на уроке, интерес к учебе, расширяет кругозор, всесторонне развивает личность.

    Изобразительная деятельность имеет большое значение в воспитании детей с проблемами в умственном развитии. Она совершенствует  органы чувств и особенно зрительное восприятие, художественный вкус: развивает эстетическое чувство (умение видеть красоту форм, движений, пропорции, цвета, цветосочетания), необходимое для понимания искусства, способствует познанию окружающего мира. В процессе занятий по изодеятельности осуществляется сенсорное, умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.

   Занятия изобразительной деятельностью обеспечивают богатые возможности для коррекции и развития детей с нарушениями интеллекта. Процесс любого вида изобразительной деятельности тесно связан с кинестетическими ощущениями. В этом принимают участие механизмы зрительно-двигательной коррекции. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием каких-либо инструментов предъявляет повышенные требования к моторике ребенка.

  Для детей с трудностями в обучении является важным сочетание практических и теоретических разделов обучения, чередование умственного напряжения и разрядки, развитие мыслительной деятельности – все это предполагают уроки интегрирования.

  Межпредметная интеграция может быть многовариантна. Первый вариант, когда урок ведет один учитель, используя элементы двух, а возможно трех областей науки. Второй вариант, когда урок ведут совместно два учителя. Мы предполагаем, что в специальной (коррекционной) школе, где в одном ряду с обучающими и воспитательными целями стоят коррекционные, возможно интегрирование учебного предмета с методами и приемами психологического развития когнитивной и эмоционально-волевой сфер.

   Многие методы и приемы обучения рисованию благоприятно влияют на развитие познавательной сферы ребенка. И еще, ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Поэтому интегрирование изобразительного искусства и психологии в коррекционной школе мы посчитали не только возможным, но и благоприятно влияющим фактором на развитие детей с особыми потребностями.

   Разработку одного из таких уроков мы хотим представить вашему вниманию.

ТЕМА УРОКА: «Изображение снежинки»

Цели:

      - развивать слуховой и зрительный типы внимания; 

       - познакомить с техникой изображения акварелью по восковым мелкам.

     - развивать фантазию и творческое воображение;

     - воспитывать чувство патриотизма;

     - развивать чувственное восприятие.

   Задачи:

  1. Расширить представления детей о голубом цвете, развивать способности тонко чувствовать цвет, подбирать адекватные прилагательные для его описания.
  2. Формировать способность ясно и четко излагать свои мысли, строить полные предложения.
  3. Совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений.

Оборудование и материалы:

  1. Мультимедийное оборудование для работы с тематическими презентациями.
  2. Подборка картинок с изображением моря, снега, зимнего леса (с преобладанием голубого цвета).
  3. Макет светофора и пешеходной дорожки «зебра».
  4. Подбор картинок с разными видами снежинок.
  5. Клубок с голубыми нитками.
  6. Подборка музыкальных фрагментов «Времена года».
  7. Картинки с изображением различных эмоций.

Ход урока.

  1. Организационный момент: «Волшебная ниточка» (голубой клубок).

Психолог: Ребята, в начале нашего сегодняшнего необычного урока я предлагаю поочередно размотать клубок ниток, образовывая круг. Попробуйте тихонько потянуть на себя. Чувствуете натяжение? Я уверена  что, столкнувшись с любым затруднением, мы будем чувствовать поддержку друг друга так же, как натяжение нити. Удачи!

2. Введение в цвет:

-- На предыдущих уроках мы знакомились и работали с разными цветами, учились изображать радугу. Когда мы можем наблюдать это явление природы? Сколько цветов содержит радуга? Какая фраза помогает нам запомнить последовательность цветов в радуге? Назовем цвета радуги.

 -- А сегодня мы поговорим об одном цвете. А какой это цвет, вы догадаетесь сами, когда просмотрите серию картинок. (Демонстрация картинок с морем, зимним лесом, небом, снегом под музыку)

-- Какой же цвет объединяет все эти картинки? (голубой)

-- А какое настроение вызывает мелодия, которая сопровождала показ картинок?

-- Итак, сегодня мы поговорим о голубом цвете.

3. Ощущение голубого цвета.

Психолог: Давайте сейчас поговорим о том, какое настроение создает голубой цвет (используется словарь эмоций). Покажите его на картинках. Каждый может выбрать ту картинку с изображением эмоции, какое настроение создает ему голубой цвет.

(Спокойный, холодный, усыпляющий, легкий, нежный, мягкий, воздушный…)

  1. Инсценировка сказки Джанни Родари о голубом светофоре.

 Психолог предлагает детям отправиться на прогулку по городу. Когда доходят до пешеходного перехода, вспоминают основные правила дорожного движения. Затем дети поочередно предлагают свои варианты случившегося, когда вместо зеленого загорелся голубой цвет светофора. Инсценируют действия пешеходов в данной ситуации.

  1. Сообщение темы урока:

 --Вот мы с вами послушали сказку, полетали, и, прежде, чем приступить к основному заданию урока, вам предстоит отгадать, что мы будем изображать.

-- На доске зашифровано слово, каждому виду снежинки соответствует определенная буква. (Дети отгадывают слово «СНЕЖИНКА»)

-- Итак, сегодня мы будем учиться изображать снежинку. Но прежде, чем ее изображать, выясним, как происходит процесс появления снежинки. Снежинки не все одинаковые, существуют тысячи видов снежинок. (Рассказ учителя о процессе появления снежинки сопровождается показом слайдов с различными видами снежинок)

                                                 Как образуется снежинка.

  Водяной пар поднимается высоко над землей. Вверху очень холодно, и из него образуются льдинки-кристаллики. Они очень маленькие, но это еще не снежинки. Падая вниз, кристаллики увеличиваются, т.к. в воздухе много водяного пара, он оседает на их поверхности и замерзает. Так льдинка-кристаллик становится нежной, красивой снежинкой. Существуют тысячи видов снежинок. Основная форма - шестилучевые пластинки. На землю они опускаются в виде звездочек.

   Снежинки начинают падать из тучи тогда, когда температура воздуха ниже 0 градусов.

  1. Проверка готовности к уроку:

  -- Сегодня для работы нам понадобятся восковые мелки , акварель голубого цвета, лист бумаги с заготовленными силуэтами снежинок.

                  Дети восковыми мелками обводят силуэт снежинок, затем акварелью          

раскрашивают ее. Психолог под музыку предлагает детям мысленно   отправиться в путешествие по зимнему русскому лесу, медленно рассказывая о том, какой лес зимой и кого можно встретить в нем.

                  7.Подведение итогов урока:

                  Выставка работ «Снегопад». Обсуждение каждой работы и процесса их    

                   рисования.

                   Литература:

1.Н. М. Погосова «Цветовой игротренинг», Санкт-Петербург, «Речь», 2007 г., 154 страниц.

  1. Г. П. Шалаева «Учимся рисовать», Изд. АСТ, 2010 г., 224 стр.
  2. Н. Ф. Дик «Занимательные математика, русский язык и окружающий мир», Изд. Феникс, 2008 г., 286 страниц.
  3. Е. Е. Рожкова, Л. П. Макоед «Изобразительное искусство», Изд. Москва, 1968 г., 255 страниц.

      5.  Л. М. Шипицына «Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», СПб Издательство Союз 2004 г., 335 страниц.

      6.  Н. П.Слободяник  «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы», Айрис пресс Москва 2004 г., 175 страниц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 1 классе "Морское царство" 2 часа, техника монотипия

Министерство образования и наукиСамарской областиНегосударственное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани      Методическая раз...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Журавлиная стая на восходе солнца" для 3 класса

На уроке ребята знакомятся с понятием "Воздушная перспектива". Творческая работа на заданную тему развивает творческое начало в детях....

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 1 класс "Школа России" "Как украшает себя человек"

Цуканова Е.А.учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по изобразительному искусству 1 класс «Школа России»...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 2 класс

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ  «сош№1» г. ВалуйкиБелгородской областиТема: Украшение и фантазия.Украшаем кокошник и сарафанЦель: предоставить условия для ознакомления с ук...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству с презентацией (2 класс) на тему "Образ человека и его характер"

     Урок по изобразительному искусству на тему "Образ человека и его характер" (мужской образ в объёме) для 2 класса познакомит учащихся со скульптурой, способами пере...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу «Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство»

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 4 классе по разделу "народные промыслы и декаративно-прикладное искусство"...

Конспект урока по изобразительному искусству "Изображение весны через элементы стилизации",

В данном конспекте урока представлены формы работы с использованием стилизации природных объектов....