Родительское собрание " Первоклассник – новый этап в жизни вашего ребёнка и вашей семьи"
презентация к уроку (1 класс)

Устинович Олеся Александровна

Данный материал будет полезен для родителей первоклассников. В презентации подробно описаны все этапы адаптации, трудности,возникающие в период адаптации к школе, а также даны рекомендации родителям по поводу общения с ребёнком, соблюдения режима дня, вовлечение  в кружки  в первый год обучения в школе. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первоклассник – новый этап в жизни вашего ребёнка и вашей семьи. Устинович Олеся Александровна Педагог – психолог МОУ «СШ № 70»

Слайд 2

Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребёнка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. В 1 классе закладывается основа отношения ребёнка к школе и обучению. Школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил.

Слайд 3

АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ Школьная адаптация – это привыкание, приспособление ребенка к новой среде, новым условиям, требованиям, видам деятельности, режиму деятельности. 1 этап - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий связанных с началом обучения, отвечают бурной реакцией все системы организма. Это «физиологическая буря» длится 2-3 недели. У детей с неустойчивой нервной системой этот период длится значительно дольше. На 4-5 неделе может проявляться переутомление, вялость, нежелание идти в школу.

Слайд 4

АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ 2 этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет оптимальный вариант энергозатрат (4-5 недель). 3 этап – период относительно устойчивого приспособления. Организм ребёнка находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку (в норме это происходит до декабря) .

Слайд 5

Как происходит адаптация первоклассников? 50%-60% детей адаптируются в течение первых двух-трех месяцев обучения. 30% детей требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Примерно у 15% детей в каждом классе адаптация длится до года (эти дети Испытывают трудности в учебной деятельности).

Слайд 6

Кризис первой четверти «Кривая первой четверти»

Слайд 7

Дети со сложностями в здоровье нуждаются в особом подходе и внимании. Нужно по возможности снизить для них психологическую нагрузку.

Слайд 8

Социально – психологическая адаптация. 1. Изменения социального статуса 2. «Внутренняя позиция школьника» 3. Изменения в эмоциональной сфере. 4. Адаптация к детскому коллективу

Слайд 9

Факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации (по Г.М. Чуткиной) Благоприятные факторы социальной микросреды % выборки, классифицирующей по данному фактору группу детей с высоким уровнем адаптации 1.Полная семья 77,6 2. Правильные методы воспитания 95,3 3.Отсутствие конфликтной ситуации из – за алкоголизма в семье 91,1 4. Отсутствие конфликтной ситуации в семье 94,4 5. Высокий уровень образования отца 87,9 6. Высокий уровень образования матери 83,2 7. Функциональная готовность к обучению в школе 86,9

Слайд 10

Признаки дезадаптации: Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать жалобы на головные боли, усталость и другие недомогания; в связи с те, что у детей преимущественно развита крупная моторика, а не мелкая, могут стать жалобы на боли в руке; капризность детей дома, кривляние, манерность, снижение способности к саморегуляции поведения (плохое поведение, не принятие определенных правил и требований школы, нежелание ходить в школу).

Слайд 11

Основные причины дезадаптации: 1. Несформированность «внутренней позиции школьника» 2. Слабое развитие произвольности (внимания, поведения) 3. Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации 4. Необходимость подчиняться новым правилам школьной жизни 5. Трудности в общении с учителем 6. Трудности в общении со сверстниками

Слайд 12

Основные причины дезадаптации: 7 . Завышенные требования со стороны родителей, угрозы, запугивания ребенка школой, учебой 8. Состояние здоровья и уровень развития (часто болеющие, гиперактивные, тревожные , леворукие, с нарушениями эмоционально- волевой сферы) 9. Непосещение ДОУ 10. Посещение ребенком кроме школы нескольких дополнительных секций, кружков (большая нагрузка)

Слайд 13

Необходимые условия для успешной адаптации Личностная готовность. Родители должны способствовать формированию у детей следующих качеств: умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, если есть разумная необходимость, чувство товарищества. Такие качества обеспечат ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям. Волевая готовность. Это условие характеризуется отношением ребенка к трудностям и способам их преодоления. Здесь главное значение имеет воспитание мотивов достижения целей, умение принять трудности и стремление разрешить их.

Слайд 14

Необходимые условия для успешной адаптации Интеллектуальная готовность . Это наличие определенного кругозора, запаса конкретных знаний о живой и неживой природе, общественной жизни. В этом возрасте логическая форма мышления доступна, но не характерна. Важная роль отведена наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым и в физиологическом отношении . Не менее важны и н авыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка.

Слайд 15

Признаки успешной адаптации. благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие отрицательных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала. Удовлетворенность ребенка процессом обучения . Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их. Установление контактов с учащимися, учителем. Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.

Слайд 16

Как родители могут помочь ребенку приспособиться к новой среде? Поддержите в ребенке стремление стать школьником Не сравнивайте своего ребенка с другими Если у ребенка что-то не получается, поддержите его Обсудите с ребенком школьные правила и нормы поведения, объясните их необходимость Интересуйтесь у ребенка школьными новостями Приучайте ребенка ежедневно вечером собирать портфель Соблюдайте режим дня

Слайд 17

Как родители могут помочь ребенку приспособиться к новой среде? Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность. Итак, ваша поддержка, вера в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все препятствия.

Слайд 18

Нерекомендуемые фразы для общения: -Я тысячу раз говорил тебе, что… -Сколько раз надо повторять… -О чём ты только думаешь… -Неужели тебе трудно запомнить, что… -Ты становишься… -Ты такой же как,… -Отстань, некогда мне… -Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

Слайд 19

Рекомендуемые фразы для общения: - Ты у меня умный, красивый (и т.д.). -Как хорошо, что у меня есть ты. -Ты у меня молодец. -Я тебя очень люблю. -Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому. -Спасибо тебе, я тебе очень благодарна. -Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Слайд 20

Быть родителями ученика действительно не просто. Бывает, не хватает времени, либо терпения, выдержки для общения со своим ребёнком. Но не забывайте, что только родители обеспечивают душевное здоровье детей с помощью атмосферы любви и взаимопонимания.

Слайд 21

Мы уверены – вы сможете сделать своих детей счастливыми!

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка... и вашей семьи

Ваш ребенок поступил в первый класс. Поздравляем! Но это будет непростой год, постараться придется всей семье. Ведь в самом начале обучения, пока первоклассник привыкает к школьным требованиям, ...

Родительское собрание в 1 классе. Тема: «ПЕРВОКЛАССНИК - НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЕНКА И ВАШЕЙ СЕМЬИ».

Родительское собрание о психологической адаптации первоклассника к обучению в школе...

Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка… и вашей семьи

Данная статья предназначена для родителей первоклассников...

Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка… и вашей семьи.

Сценарий родительского собрания в первом классе + памятка родителям первоклассника...

Статья "Первоклассник - новый этап в жизни ребёнка"

Физиологическая и социально-психологическая адаптация первоклассников...