"Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников"
статья

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников»

Чучупал Ольги  Петровны,

учителя начальных классов,

МКОУ «Большеокинская СОШ»

 Братского района

Иркутской области.

Вступление

          Мы часто слышим  «Я скоро стану большим и пойду в школу!». Ребёнок об этом  говорит  гордо, он улыбается и счастлив! Откуда счастье на его лице? Всё просто: он думает, что школа даст ему «взрослость», немного самостоятельности  и новую таинственную жизнь. Вот наступает первое сентября и радостный  малыш с букетом цветов  под звуки дорогих нам песен  вступает в новую жизнь. А потом он приходит домой и….

 Так что же происходит с нашими детьми в первые годы обучения в школе? Почему из таких любознательных и милых детей они превращаются в лентяев ?

             К сожалению, такое случается со многими детьми. И дело тут не в том, что они глупые и неспособные, а в отсутствии мотивации к учебе. Недостаточно быть умным, чтобы хорошо учиться в школе.

       Успех в учебе =  умение + желание. 

Основная часть

Что такое мотивация?

Мотивация – это внутренний импульс, побуждение к действию, которое помогает нам доводить начатое до конца. Она находится в основе практически любого действия, продвигает и направляет это действие. Без мотивации нет действия.

Как повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности?

Основа моей педагогической деятельности – развитие и  поддержка инициативы учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Для разрешения вопросов мотивации школьников к обучению выступает учебно-исследовательская деятельность

Цель - формирование интереса школьников к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений: выдвигать гипотезу, отбирать материал для её доказательства или опровержения, делать выводы, работать с информацией из разных источников.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Задача учителя научить ребёнка овладеть техникой исследовательского поиска.

Проекты, подготовленные обучающимися:

Класс

Названия проектов

1класс

«Алфавит»

Выставка поделок из природного материала «Природа и фантазия»

«Русские народные сказки».

«Устное народное творчество»

2 класс

Азбука животных

Праздник «В гостях у Корнея Чуковского»

В гостях у  Н.Н. Носова

3 класс

Конкурс плакатов «Я и моё здоровье»

Проект «Наши четвероногие друзья»

«Мы шагаем по Москве»

4 класс

«Мисс Кис-Кис и мистер Мяу»

«Летающие цветы»  

Творческая работа «Пингвины»

«Моя малая Родина-село Большеокинское»

Что в имени моём?

При работе над проектами

  • Обучающиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности
  • Обучаются осознанному поиску информации
  • Учатся сотрудничать
  • Приобретают коммуникативные умения  и навыки
  • Формируется положительная мотивация учения младших школьников
  • Воспитываются нравственные качества

Исследовательская, творческая работа обучающихся, умение анализировать и сопоставлять, совместная деятельность ученика и учителя помогают более полно изучать и развивать личность ребёнка. В свою очередь дети дарят мне минуты фантазии и воображения, вдохновения и творчества.

На уроках русского языка, литературного чтения, применяю методические приёмы технологии развития критического мышления.  

Технология  развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, развивает его ум, индивидуальность, развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.

Я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях.

Приём «Синквейн»

Так при изучении русской народной сказки «Каша из топора»  дети составляют синквейн:                

  • Солдат
  • Голодный, смекалистый,
  • Схитрил, сварил, съел.
  • Солдат ест да посмеивается.
  • Молодец!

  • Старуха
  • Хитрая, запасливая
  • Поскупилась, прикинулась,

            утаила.

  • Дивится старуха.
  • Жадная.

Ученики находят пути выделения главного, осмысливают найденный материал, учатся сравнивать.

Приём «Предположение» 

-  О чём может быть сказка с таким названием?

-  Что может произойти в сказке с таким названием?

- Можно ли по названию определить, будет ли сказка шуточной, серьёзной, поучительной?

Приём «Чтение с остановками»

 Познакомимся с содержанием 1 части сказки, 2 части и т.д.

Приём «Тонких и толстых вопросов» 

-  Зачем солдат постучал в избу?

-  Кто там жил?

-  Что попросил солдат у старухи?

-  Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

При изучении рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» ученики заполняют кластер.

hello_html_m1092255d.png hello_html_75192d85.png

При знакомстве с биографией Г. Х. Андерсена ребята составляют таблицу ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал), учатся обобщать, стремятся к поиску.

З

Знаю

Х

Хочу узнать

У

Узнал

Г.Х Андерсен – великий сказочник

Родился в Дании

Писал сказки для детей

О детстве Андерсена

Где учился?

Как учился?

Какие сказки написал?

Родился в г. Оденсе.

Мать- прачка, а отец – башмачник

Учился в церковной школе, затем в университете

Изучая литературные произведения, часто использую приём – дерево предсказаний.

Ребята записывают объяснения своим версиям, учатся аргументировать. Развивают положительную мотивацию к обучению.

Используя приёмы ТРКМ, я смогла добиться следующих результатов:

  1. Положительное отношение детей к урокам литературного чтения.
  2. Создание в классе атмосферы доверия и сотрудничества.
  3. Положительная мотивация к учебной деятельности.
  4. Высокие показатели техники чтения

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Можно говорить о том, что практически на всех предметах в той или иной степени при проведении уроков применяю ИКТ:  математика, русский язык,  литературное чтение, музыка,  окружающий мир, изобразительное искусство, технология.

Использую различные формы работы с ИКТ. Наиболее распространенным способом является применение презентаций на уроках:

  • Просмотр презентаций, подготовленных учениками при их выступлениях с сообщениями.
  • Самостоятельная работа с электронными пособиями, учебниками, обучающими программами на уроке для получения информации.
  • Подготовка презентации для собственного выступления.
  • Готовые программные учебники также широко использую на уроках.

Внеклассная работа начальной школы многопланова. По всем направлениям деятельности проводится много разнообразных мероприятий. Это классные часы, познавательные игры, экскурсии, прогулки в лес, соревнования, конкурсы, викторины, праздники, познавательные игры, анализ педагогических ситуаций и другие формы проведения мероприятий.

        Работа строится на основе интересов и возможностей ребят. В соответствии с этим намечается содержание и пути развития личности.

В целях создания необходимых условий для проявления творчества были организованы различные мероприятия и конкурсы.

Воспитательный план составляю с учётом возрастных особенностей детей и необходимости развития у них качеств, помогающих человеку реализовать себя в обществе как неповторимую индивидуальность. При подготовке к мероприятиям ребята проявляют высокую активность, учат стихи и песни, готовят проекты, выступают в роли актёров в сценках и мини-спектаклях.

Детские праздники – одна из самых распространённых комплексных форм воспитательной работы. Организовывая праздники, реализую следующие задачи: общественно значимое содержание, игровая форма, зрелищность, эмоциональность, гармоничное соотношение между поучением и развлечением, взаимодействие различных видов искусств, коллективное участие и коллективное восприятие, добровольность участия, свобода выбора, демократизм отношений.

Только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом, можно побудить в нём стремление быть активным участником школьной жизни, желание управлять ею.

Заключение

«Ребёнок, это не сосуд,

который нужно наполнить,

а факел,

который нужно зажечь».

                    Плутарх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников.

Как сформировать положительную мотивацию к обучению у первоклассников....

Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников.

Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его ...

Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников.

Любой учитель хорошо знает, дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только своими способностями, темпами усвоения знаний, но и работоспособностью при одной ...

Формирование и развитие положительной мотивации к учению у младших школьников

Сообщение о формировании и развитии положительной мотивации в обучении у младших школьников ....

Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования творческих заданий.

Презентация педагогического опыта формирования положительной мотивации к обучению у младших школьником с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....