Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"
материал

В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_2016_oborudovanie.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

 (для педагогического сообщества учителей-дефектологов)

Тема: «Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений»

Выступление:

«Использование коррекционо-развивающего оборудования

 на коррекционо-развивающих занятиях

 педагога-психолога»

 

 Я занимаюсь психологическим сопровождением учащихся 1-5 классов. Как ранее уже было сказано, у нас общая структура психологического сопровождения. И я остановлюсь в своем сообщении на том, какое оборудование и как используется педагогами-психологами в процессе коррекционных и развивающих занятий.

В своей работе мы используем много игровых средств и пособий, разработанных отечественными и зарубежными специалистами. (слайд)

Одним из таких игровых средств, появившихся в арсенале нашей школы, стал игровой комплект «Пертра» - «Игротека в чемодане»

(слайд)

Набор «Pertra» был создан в 70-х годах прошлого века. В его основу легли авторские разработки немецкого педагога Марианны Фростиг.

Комплект выглядит как комод с семью выдвижными ящиками (называют чемодан или кофр).

Каждый ящик-набор имеет крышку, ручку. Его можно переносить к месту занятия, в каждом чемодане от 100 до 1000 деталей; две доски основы и мобильный стеллаж для хранения чемоданов. (слайд)

Главным достоинством материала является то, что использование деталей наборов в играх и упражнениях позволяет развивать все органы чувств ребенка, а значит, дает возможность расширять каналы (визуальный, аудиальный, кинестетический).

     Я не буду сейчас подробно рассказывать о работе с этим материалом, мы можем провести семинар по работе с этим оборудованием.

(слайд) Коррекционно-развивающая работа, с использованием набора «Пертра» проводится с детьми как индивидуально, так и малыми подгруппами за столом или на коврике. В подгруппе 2-4 детей. Каждая встреча продолжается 20-25 минут.

Выбор набора зависит от коррекционных задач.

(слайд)

Помимо комплекта «Пертра» в нашем распоряжении много игровых и развивающих пособий, которые помогают нашим учащимся упражнять и развивать свои когнитивные, речевые навыки и сенсорные способности в непринужденной атмосфере. Это всеми любимые - «магнитный лабиринт», «гонщик», «баррикадо», «сенсино», «сырный ломтик», «доски на четырех роликах», «напольные шарики в лабиринте», «черепахи», «музыкальные инструменты», кубики Никитина» и многое другое. Все эти игры и пособия постоянно находятся в поле зрения учащихся, они в любой момент могут попросить и взять поиграть. У нас уже выработалось правило: «Хочешь поиграть после занятий – попроси, но после обязательно убери за собой, и положи на то место где взял». Даже учащиеся 1-х классов уже привыкли к этим правилам и после занятий убирают на место развивающий материал.

Одним из направлений коррекционно-развивающей работы является метод арт-терапии. Арт – терапия -как известно «therapia» в переводе с латинского означает лечение. (слайд)

Арт-терапия хорошо зарекомендовала себя в работе с нашими учащимися. Детям с интеллектуальными нарушениями крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать их. Ребенок не может точно сформулировать, что его тревожит, но он может рисовать, лепить, выражать себя через движения телом, поэтому арт-терапия работает с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание.

Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения.

Дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено, либо не принято, и они позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. (разбрызгать краску по листу, рисовать пальцами, смешать разные цвета пластилина и т.п.) (слайд)

В нашем арсенале развивающего оборудования есть Прозрачный настольный мольберт из небьющегося стекла в деревянной раме размерами 58×78×8 см, который пользуется большой популярностью не только у маленьких учащихся, но и детей старшего школьного возраста.

Занятия живописью на стекле – хороший способ творческого самовыражения детей, способствующий  развитию у них коммуникативных навыков. Рисуя на стекле чей-то портрет, даже застенчивый ребенок получает возможность внимательно всмотреться в этого человека, встретиться с ним взглядом, установить непосредственный контакт.

Рисование на «Прозрачном мольберте» способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится различать ощущения от окружающих предметов, их физические свойства. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. В творческом процессе ребёнок учится различать цвета и оттенки, поймет, что такое размер и количество.

  (слайд)

 Еще один вид арттерапии - Игры в песочнице – одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы используем песочницу в коррекционных, развивающих и обучающих занятиях. Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие учащихся, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития детей.

Для детей песочная терапия выглядит как игра, но любая игра имеет глубинный смысл: помогает познавать окружающий мир и преодолевать трудности. Для классического занятия требуется специальная песочница небольшого размера с достаточно высокими бортами, дно такой песочницы выкрашено в голубой цвет – цвет неба и воды, это помогает создавать необходимые образы и картины. Есть у нас разноплановые миниатюрные фигурки, которые и будут главными героями «песочных» историй Это животные всех континентов, динозавры и звери из мультиков; люди разного пола, профессий, возраста, цвета кожи; фигурки транспорта; птицы, насекомые, морские обитатели; дома и заборы, разнообразная мебель, муляжи овощей и фруктов, миниатюрная посуда, деревья и цветы, ракушки, камешки, семена, перышки и т.д. Чем больше фигурок, тем больше у ребенка возможностей выразить свои мысли и эмоции.

Дети с нарушением интеллекта часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, они проигрывают различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении, свои страхи.

В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда должен знать,  что добро победит! И  этот опыт  очень важен для его будущей жизни.

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

У нас есть несколько наборов для занятий в песке: классический – голубая песочница, и набор, который очень любят дети – с кварцевым песком. (слайд)

Это прочный поддон из буковой древесины с дном из небьющегося стекла; в нем около 1 кг тонкозернистого белого кварцевого песка; два скребка для рисования на песке, инструмент для выравнивания песка, резиновый мячик с острыми шипами на поверхности, «песочный карандаш» – трубка для рисования; два магнитных жука; четыре деревянные подставки под поддон, зеркало.

В начале работы мы просим учащихся «поздороваться с песком», рассказать о том, что при этом чувствуют, обсудить свои ощущения, попрактиковаться в создании на дне поддона абстрактных изображений из плавных линий, потом – придумать и сделать какие-либо узоры или рисунки. Из набора берем трубку, ставим на стеклянную поверхность и наполняем песком при помощи воронки и небольшого совочка. Когда трубка заполнится, ею проводят
над поверхностью бумаги, не касаясь поверхности. При этом песок просачивается через маленькое отверстие на торце и оставляет след. Поступление песка можно остановить, закрыв отверстие указательным пальцем. Дети могут при помощи такого песочного «карандаша» и рисовать, и писать.

В работе с этим набором мы используем зеркало, которое устанавливаем в центре поддона с песком, дети рисуют и одновременно наблюдают за отражением рисунка в зеркале. Сначала выбираем совсем простой объект для рисования, постепенно усложняем задания – это способствует развитию мелкой моторики и логического мышления, ориентированию в пространстве.

Мячики с поверхностью в виде конусов являются отличным средством для тренировки пальцев. Перемещаемый по песку мяч оставляет на нем следы. При смене рук отлично отрабатывается тонкая моторика, координация движения и концентрация. Если двое или четверо детей держат лоток за углы, его можно использовать в играх на равновесие. При этом мячик тоже оставляет следы на песке. Мы часто устраиваем бег жуков в песочной ванне! Устанавливаем деревянные подставки под поддон с песком, чтобы его углы плотно вошли в пазы. Жуков можно заставить «бегать» при помощи магнитов, которые дети перемещают под стеклянным дном поддона. Жуки могут «бежать» не только прямо, но и по разнообразным траекториям, оставляя забавные следы на песке.

(слайд) Еще один вариант для создания песочных картин - использование  песочницы на столе с подсветкой (песочная анимация). У детей, занимающихся песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное создание образов вызывает у учащихся желание безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок – и можно начинать сначала. Песочная анимация, как нельзя кстати подойдет гиперактивным, тревожным детям. Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратить лишнюю энергию и успокаивается. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. А так как процесс рисования происходит в полумраке, с использованием лишь подсветки снизу, создается ореол загадочности, который не оставит равнодушным даже самого капризного ребенка.

(слайд) Активно в работе с детьми используется

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции центральной нервной системы в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей и педагогов. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют "волшебная-комната-доктор".

(слайд) В условиях этой комнаты мы проводим специальные занятия по стабилизации эмоционального состояния, проводим коррекцию поведения, устраиваем «путешествия по сказкам», используем для релаксации.

Сенсорная комната рассчитана, как на проведение индивидуальных занятий, так и на групповые формы работы с детьми и педагогами.

При пассивных занятиях практикуется метод релаксации (от лат.Relaxatio – облегчение, расслабление), при этом используются плавные звуковые и музыкальные эффекты, терапевтические словесные методы. .

Занятия в сенсорной комнате с применением игр в сухом бассейне, с сухим душем, зеркальным шаром помогают в тонизировании и растормаживании детей, в стимуляции всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного), повышают мотивацию к деятельности, создают положительный эмоциональный фон.(слайд)

Также мы проводим занятия с педагогами. Положительные эмоции являются мощным антистрессовым фактором, считается, что периоды эмоционального напряжения у человека даже в самых острых ситуациях не опасны для здоровья, если они завершаются периодами активного отдыха, расслабления, сопровождаются положительными эмоциональными ощущениями.

Игра удовлетворяет многие потребности ребенка – потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир и поэкспериментировать в безопасной обстановке. Играя в какую-либо конструктивную игру, дети извлекают для себя информацию, которую они могут использовать для расширения своих знаний. Играть невозможно по принуждению, каждый участник игры выбирает себе наиболее приятную и комфортную роль. И вот тут мы психологи имеем возможность, отметить особенности, как восприятия и мышления, так и поведения школьника, эмоциональную, коммуникативную сферы и рассказать об этих наблюдениях учителю.(слайд)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий психологической безопасности на совместном коррекционно-развивающем занятии педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Печатная работа , посвященная  совместной работе педагога-психолога и логопеда в коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта. Приводятся примеры занятий при  взаимодействии педаго...

Коррекционно-развивающие программы педагога-психолога

Перечень разработанных рабочих материалов педагога-психолога, используемых в практической деятельности с учащимися начальной школы с умственной отсталостью...

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога c использованием интерактивной песочницы "Удивительное сафари"

Развитие коммуникативных навыков, умение вербального и не вербального общения. Способствовать интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов  детей, снижению физического и пси...

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога. Тема: "Обида"

Технологическая карта коррекционного занятия педагога-психолога с учащимися с ОВЗ. Тема "Обида"...