Профилактическая работа по предупреждению синдрома профессионального "выгорания" педагогов
план-конспект

Лоскутова Римма Фагимовна

Профилактическая работа с педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara-_praktikuma_po_rabote_s_pedagogami.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема семинара-практикума «Формула здоровья педагога»

(профилактическая работа по предупреждению синдрома профессионального и эмоционального «выгорания» педагогов).

Цель семинара-практикума: формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической деятельности), умения и желания заботиться о своем здоровье.

Задачи: мотивировать педагогов к сохранению и укреплению здоровья; формировать навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость; поддержать благоприятный психологический климат в коллективе.

Ход семинара-практикума:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Вы мечтали когда-нибудь найти клад или владеть сокровищем? А может многим из нас сокровище даётся при рождении? Но не все в состоянии сохранить, сберечь это сокровище. «Здравствуйте!» - говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье – это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни. Говорят: «здоровье – это ещё не всё. Но без него всё остальное – ничто».

Во все времена здоровье считалось эквивалентом красоты, а красота - признаком здоровья. Помните содержание сказки А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»? Чтобы удостовериться в своей красоте, царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему: «Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

1. Упражнение «Зеркало»

С помощью этого зеркальца предлагаю узнать ответ на вопрос: «Что такое здоровье? (каждый педагог, глядя в зеркальце, даёт свою формулировку понятия «здоровья», передавая зеркальце друг другу по кругу.)

Да здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

А как вы заботитесь о своём здоровье? Как вы думаете, что способствует укреплению здоровья? Какие факторы вредят здоровью?

Вы, верно отвечаете, а теперь предлагаю проверить, насколько активно, вы сами заботитесь о своём здоровье и способствуйте его укреплению.

2. Сообщение ведущего «Формула здоровья» (тезисы)

Слова взяты с эпиграфа Артура Шопенгауэр: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…» (Артур Шопенгауэр).

До 1940 г. под здоровьем подразумевалось отсутствие заболеваний. Здоровым считали человека, у которого нет признаков заболеваний. В 80-е годы ХХ в. Всемирная организация здравоохранения дает такое определение: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

Психологическое здоровье

  • Использование термина «психологическое здоровье» подчёркивает неразделимость телесного и психического в человеке, важность и того и другого для полноценной жизни развития.
  • Если исключить влияние генетических факторов или катастроф, то психологическое здоровый человек, скорее всего, будет здоров и физически.

Эмоциональное здоровье

В жизни человек испытывает много разных эмоций: радость и грусть, печаль и восторг, злость и разочарование, недоверие и т. д.

Нравственное здоровье

  • Это понимание, что такое хорошо, что такое плохо;
  • Умение делать добро;
  • Быть милосердным;
  • Быть толерантным (т.е. терпимым к взглядам других, их обычаям, мыслям).

Духовное здоровье

  • Это осознание себя частичкой общества (Я не один, а Я в семье, в саду, в городе, в стране);
  • «Я ответственен за то, что происходит, в этом смысл моего существования». Без осознания этого (а оно идет от родителей, телевидения, журналов) мы, родители, можем вырастить физически крепких, но безнравственных людей, которые будут агрессивно, пессимистично идти к своей цели любым путем, ставя, своё Я выше всего. Они могут и вас, родителей, затоптать, ведь они будут бездуховны.

Ученые провели многочисленные исследования и сделали вывод — от чего зависит наше здоровье. Эти данные можно обобщить в виде формулы здоровья:

100-процентное здоровье = 10% медицина + 20% наследственность + 20% окружающая среда + 50% образ жизни.
Важно! 50% — образ жизни. То есть это та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека.

Вопрос педагогам: Что необходимо делать для сохранения и поддержания здоровья?

3. Упражнение «Я работаю над своим здоровьем»

(педагоги встают со своих мест, немного отодвигая свой стул, в центре круга стоит вывеска «Здоровье»)

Я буду задавать вопросы, если будет ответ положительный, то делайте шаг вперёд, если отрицательный - не двигайтесь.

- я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;

- я ежедневно совершаю прогулки перед сном;

- я посещаю бассейн, тренажёрный зал, или занимаюсь каким-либо спортом;

- я периодически провожу разгрузочные дни;

- у меня отсутствуют вредные привычки;

- я соблюдаю режим дня;

- я правильно питаюсь;

- я эмоционально уравновешен;

-я не коплю обиды в душе;

-я умею снимать эмоциональное напряжение;

- я выполняю профилактику заболеваний.

Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем «здоровье»?

Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведёте ли здоровый образ жизни. И каждому из нас есть о чём задуматься.

Также наше здоровье зависит от нашего настроения. Наше психологическое здоровье имеет не меньшее значение. Так как если не следить за психологическим здоровьем, ухудшается физическое здоровье, всплывают соматические заболевания.

4. Упражнение «Реклама здорового образа жизни».

Инструкция. Участникам предлагается рекламы здорового образа жизни.

Примеры рекомендаций

1. Никогда не страдайте в одиночку не держите в себе свои тревоги, проблемы,

2. Поговорите с тем, кому доверяете - подругой, или (молчаливым и благородным слушателем).

3. Тщательно проанализируйте ситуацию - там, где нет выхода, должен быть вход в новую ситуацию жизнь.

5.Используйте все виды терапии:

  • природотерапия: полистай альбомы, с натюрмортами, прогулки по лесу;
  • музыка тихая, негромкая, любимая;
  • трудотерапия: вымой посуду, полы;
  • помогает частое мытьё рук под струёй холодной воды;
  • лечение сном: спи, когда хочется и сколько хочется, спи днем (15-40 минут), дневной сон-сон красоты;
  • массаж;
  • погуляйте на свежем воздухе;
  • приласкай кота, собаку;
  • разрядка эмоций: выразить вслух или письменно всё, что вы хотели сказать;
  • улыбка: всегда обезоруживает человека в его негативном отношении к вам,
  • поэтому выходя из дома, не забудьте «положить в карман» - улыбку, надевать её при каждой сложной жизненной ситуации.

5. Упражнение «Автомойка» Участники садятся друг напротив друга, образуя «дорожку». Инструкция: «Все мы – большая автомойка. По дорожке между нами проезжают машины, которые мы должны хорошо, бережно и тщательно помыть». Тот, кто сидит в начале шеренги, становиться машиной. Его задача – сказать какой он является машиной: какого цвета, какой марки, как и где его нужно особо тщательно помыть (капот, колёса, днище, багажник, стёкла и т.п., какими движениями). Потом «машина» медленно едет по дорожке «автомойки», которая её моет. Проехавшая машинасадится в конец шеренги, и становиться частью «автомойки».

  • Было ли ваше желание удовлетворено автомойкой? Если нет, то почему? Поделитесь?
  • Какое чувство вас охватывало, когда вы были «машина» или «автомойка»?
  • Как настроение? Можно продолжать?

6. Игры и упражнения по формуле «Здоровья педагога».

Цель: создать в группе атмосферу доброжелательности; определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Давайте сейчас обсудим правила проведения тренинга (сам психолог, или сами участники). Желательно, чтобы правила звучали в позитивной форме, то есть без частицы «не». Например, «На занятия приходить вовремя». «Быть активными».

Правила:

1.Искренность в общении.

2.Активность каждого участника

(способствует получению результата, как для себя, так и для всей группы).

3. Обязательное участие в работе группы в течении всего времени.

4. Правило «Я – высказывания» - каждый участник говорит только от своего имени. Местоимение «мы» не употребляется.

5. Правило «Стоп» (каждый участник имеет право сказать «стоп» и не выполнять какое-либо упражнение, но следует помнить, что злоупотребление этим правило может привести к понижению эффективности занятий).

6. Общение между участниками и ведущим «ты».

А) Игра «Слон, пальма, крокодил»

Цель: повышение работоспособности, введение в работу.

Педагог-психолог предлагает всем встать в круг. Нужно изобразить три фигуры.

«Слон» - левой рукой взять себя за нос, правую продеть в образовавшую петлю. Соседи справа и слева изображают уши слона, расставив руки.

«Пальма» - встать на цыпочки, руки вверх, кончики пальцев сомкнуты. Соседи справа и слева – «ветви пальмы», машут руками.

«Крокодил» - двумя руками человек изображает пасть крокодила, соседи изображают внизу расставленными кистями рук лапки крокодила.

Психолог в очень быстром темпе называют одну из трёх фигур, и при этом показывает на любого из участников. Этот человек должен быстро сориентироваться и изобразить фигуру, а его соседи помочь ему. Тот, кто показал неверно или ничего не показал, становиться ведущим.

  • Как настроение?
  • Готовы работать? Продолжаем?

Б) Упражнение «Идёт дождь, снег» (массаж)

Цель: Сплочение группы, развитие внимания и произвольности, работа с ритмом, релаксация.

Педагог-психолог предлагает всем встать в круг. Предлагается в определённом ритме выполнять одно из следующих действий: постукивать пальчиками (как дождь идёт), похлопывать ладошками (как снег идёт). «Повернулись все друг за другом, идёт дождь по плечам, по спине, по ногам и т.д., идёт снег по плечам, по спине, по ногам и т.д. Повернулись в другую сторону и… (ждут сигнала ведущего).

Удалось выполнить задание?

Изменилось ли ваше настроение? Как себя чувствуете?

Продолжим дальше?

В) Упражнение. Я поеду в Америку

Педагог-психолог: «Мы с вами собираемся в Америку и собираем чемодан в дорогу. Но в Америку поедут не все, а только те, кто обладает определённым признаком. Ваша задача – понять, что за признак и воспроизвести его». Я поеду в Америку и беру с собой…», обязательно добавляя «пожалуйста», при передаче предмета другому. Тем, кто использует «пожалуйста», психолог говорит, что они едут в Америку, остальным нет, участники не имеют права говорить другим, что им нужно сделать для «поездки в Америку». Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, в чём дело (признак – в Америку берут только «вежливых».)

Г) Упражнение «Автомойка»

Участники садятся друг напротив друга, образуя «дорожку». Инструкция: «Все мы – большая автомойка. По дорожке между нами проезжают машины, которые мы должны хорошо, бережно и тщательно помыть». Тот, кто сидит в начале шеренги, становиться машиной. Его задача – сказать какой он является машиной: какого цвета, какой марки, как и где его нужно особо тщательно помыть (капот, колёса, днище, багажник, стёкла и т.п., какими движениями). Потом «машина» медленно едет по дорожке «автомойки», которая её моет. Проехавшая машинасадится в конец шеренги, и становиться частью «автомойки».

  • Было ли ваше желание удовлетворено автомойкой? Если нет, то почему? Поделитесь?
  • Какое чувство вас охватывало, когда вы были «машина» или «автомойка»?
  • Как настроение? Можно продолжать?

Вопрос педагогам: Так что же такое здоровье?

  • Принятие себя таким, какой я родился, т. е.
  • адекватное оценивание себя и своих поступков.
  • Принятие других.
  • Хорошо развита рефлексия, умение распознавать свое эмоциональное состояние, мотивы поведения, последствия поступков.
  • Стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.

7. Упражнение «Рецепт на каждый день»

Инструкция. Работа в группах. Участникам предлагается прослушать «рецепт на каждый день», проанализировать его составляющие и их воздействие на человека. Затем по аналогии придумать и представить аудитории свой рецепт, аргументировав его полезность.

Материал к упражнению «Рецепт на каждый день»

Берем день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия. Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зерен терпимости и наконец щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем. Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью. Готовое блюдо украшаем лепестками цветов доброты и внимания. Подаем ежедневно с гарниром из теплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу.

8. Ритуал прощания «Волшебная шкатулка»

Инструкция. Каждому участнику предлагается вытащить из «волшебной шкатулки» записку с пожеланием.

Материал к ритуалу прощания

  • Будет пусть душа полна любовью, тело - бодростью и золотым здоровьем!
  • Дари улыбку - всем, Дружбу - некоторым, любовь - одному, тайну - никому.
  • Желаем жизни подлинней и радостных моментов в ней!
  • Желаем, чтоб Ваши мечты исполнялись, а все неудачи скорей забывались!
  • Желаем, чтобы била жизнь ключом, чтоб горя не было ни в чем!
  • Желаем веселья и доброго смеха, здоровья, достатка, в делах лишь успеха!
  • Желаем здоровья, желаю успеха, чтоб слезы в глазах были только от смеха!
  • Желаем счастья и добра, чтоб жизнь, как день была светла!
  • Живи для счастья, для души, ведь жизнь одна, и надо ЖИТЬ!
  • Здоровье, бодрость сохрани и много-много лет живи!
  • Иди вперед к своей удаче! И будет сердце пусть горячим!
  • Как солнечный день, как чудесная сказка, пусть жизнь твоя будет всегда так прекрасна!
  • От солнышка- тепла, от людей- добра, от друзей- верности, Счастья сполна!
  • Пусть будет рядом доброта, здоровье, мир и красота!
  • Пусть в жизни будут все решаемы задачи, желаю в их преодолении удачи!

9. Рефлексия. Подведение итогов.

Инструкция. Участникам раздаются вырезанные из цветной бумаги цветы. Задача – на лепестках цветов написать, что нового они узнали на семинаре, какие открытия были сделаны, возможно – какие положительные эмоции и мысли появились.

 Так же на этом этапе можно задать вопрос : « Какую формулу здоровья лично вы вывели для себя?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников.

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников...

Работа с семьёй как основное направление профилактической работы.

Создав устойчивую сеть социальной поддержки для семьи, используя своевременно внешние и внутренние ресурсы, можно получить положительный результат в оптимизации внутрисемейных отношений....

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дисклексии у младших школьников

Одним из основных направлений в работе учителя – логопеда в речевых классах специальной (коррекционной) школы является профилактическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма. В школу в ре...

Организация профилактической деятельности по предупреждению ДДТ в МБОУ "Сергачская СОШ №3"

Очень много полезной информации по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся общеобразовательных учреждений можно взять на сайте ПремьерУчфильм. Предлагаю лишь  некоторые м...

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ...

Выступление на тему «Эффективные технологии, методы, формы воспитательно–профилактической работы по формированию законопослушного поведения, предупреждению правонарушений обучающихся классным руководителем» (из опыта работы)

Материал раскрывает эффективные технологии, методы, формы воспитательно–профилактической работы по формированию законопослушного поведения, предупреждению правонарушений обучающихся классным рук...