Методы работы с гиперактивными детьми.
статья
В статье представлены методы и приемы коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью, а также с "трудностями обучения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_raboty_s_giperaktivnymi_detmi.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы работы учителя с гиперактивными детьми.
Автор: Л.В.Савчук
Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай сделать – и я пойму.
Китайская притча.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
- Резко возросла информированность детей.
- Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками.
- Сегодня дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение, наблюдается снижение доверия к миру, дети чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности.
Все большее число детей попадают в категорию группы риска. Более подробно рассмотрим детей с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью, а ткаже детей «с трудностями обучения».
Коррекционная работа должна начинаться постепенно с какой-то одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность. Например, развиваем внимание, а после того, как ребенок научился концентрировать и переключать внимание, можно переходить к тренировке двигательного контроля. Когда в процессе занятий достигаются устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций. Это может быть, например, дефицит внимания и контроль поведения. И только позже вводить упражнения, развивающие все три функции одновременно.
Начинать работать с гиперактивными детьми надо, по возможности, индивидуально, в крайнем случае - малыми группами, и только потом постепенно вводить их в большие группы. Это связано с тем, что индивидуальные особенности мешают таким детям сосредоточиться, если рядом много сверстников.
Кроме того, сами занятия должны проходить в эмоционально привлекательной для детей форме, например, игровой.
Основные направления в работе с гиперактивными детьми:
- Повышение учебной мотивации.
Применение системы поощрения:
- создание ситуации успеха,
- стимулирующее оценивание,
- создание проблемных ситуаций,
- развитие желания быть полезным,
- создание ситуаций взаимопомощи, сопереживания.
Применение нетрадиционных форм уроков:
- уроки-деловые игры;
- уроки-соревнования;
- театрализованные уроки;
- межпредметные уроки.
Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.
Преодолеть речевую замкнутость обучающихся и снять напряженность в формировании разносторонних навыков помогут задания занимательного характера. Это дидактические и сюжетно-ролевые игры, дидактические сказки. Сказкотерапия является одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения. Проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми.
2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей обучающихся:
- смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;
- реализация двигательной потребности ребенка;
- понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; сокращение объёма заданий;
- выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов;
- инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
- избегание категорических запретов;
- сохранять спокойствие, что окажет поддержку ребёнку;
- чаще одобрять и поощрять, хвалить, больше беседовать.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Индивидуальный подход, который так необходим этим детям, дело довольно сложное и требует от педагогов больших усилий, гибкости, терпения.
Существуют специальные упражнения для гиперактивных детей, развивающие внимание, усидчивость или же, снимающие лишнюю энергию. Вот некоторые из них:
«Снежный ком»
Цель: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности.
Условия игры. Выбирается тема игры: города, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике. Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое. И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется.
«Говори»
Цель: контроль импульсивности.
Условия игры. Детям дается инструкция: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду – “Говори”!
Дети, которые отличаются импульсивностью:
- отвечают на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца;
- у них часто меняется настроение;
- обычно с трудом дожидаются своей очереди в различных ситуациях, кричат с места;
- им нравится работа, которую можно сделать быстро, очень предприимчивы;
- когда кто-то из ребят на них кричит, они тоже кричит в ответ;
- часто мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
В работе с этими детьми использовались три основных направления:
- развитие дефицитарных функций (внимание, контроль поведения, двигательный контроль);
- отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- осуществлялась работа с гневом.
Детям подбираются творческие, развивающие задания, избегая монотонную деятельность. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
Дети, которым рекомендовано обучение в классе для обучающися с умеренной умственной отсталостью с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала и медицинских показаний. Кроме соматических заболеваний у данной категории детей наблюдается эмоциональная незрелость, нарушена мелкая моторика, серьёзные нарушения зрительно – пространственного восприятия. Обучение письменным умениям протекало очень сложно. В настоящее время можно отметить положительную динамику в обучении такого ребёнка, которая произошла при помощи целенаправленной работы учителей, узких специалистови, огромной помощи родителей.
Для коррекции зрительно-моторных координациций применяются методы:
- Развитие мелкой моторики (параллельно развитие внимания, памяти, мышления и речи).
- Применение упражнений на невербальном материале, конструирование букв и цифр из палочек, карандашей, проволоки.
- Сопровождение заданий речевыми упражнениями (синхронный счёт в такт каждому элементу, объяснение последовательности выполнения заданий).
- Конструирование (складывание модели предмета из частей, дорисовывание недостающей детали с опорой на образец).
Для коррекции эмоциональной незрелости применяются следующие методы:
- Выполнение заданий, не требующих длительных усилий.
- Возможность обращения за помощью к учителю в случаях затруднения.
- Подкрепление устных инструкций наглядным материалом.
- Поощрение за хорошее поведение.
- Обязательные физические разминки на уроках.
- Применение опорных сигналов в виде схем, заучивания стихотворений.
У многих детей наблюдаются нарушение чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи, осложненные билингвизмом и стёртой формой дизартрии. Как правило, учебная мотивация не сформирована, дефицит познавательных интересов, бедность кругозора, поверхность мышления и внимания, незрелость эмоциональной сферы. У детей с умеренной умственной отсталостью замедленное и затруднённое восприятие всего нового. Они не ориентируется на листе, в учебнике, графомоторный навык на низком уровне.
При обучении, таким требуется индивидуальная помощь учителя, которая заключается в специально организованных условиях обучения. На каждом уроке обучающимся даются индивидуальные задания, которые понятны, доступны и посильны при выполнении. Они формируют у детей положительную мотивацию к обучению, желание получить хорошую оценку.
К примеру, комплексное применение коррекционного воздействия:
- развитие мелкой моторики;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие слухового восприятия;
- развитие тактильно-двигательной функции в согласованности движений;
- развитие устной речи и применение предметной терминологии.
Для такой категории детей необходимо многократное повторение одного и того же упражнения в различных видах деятельности, что способствует отработке не только механического, но и частично осознанного запоминания.
Категория детей, которые могут усваивать с большим трудом минимум учебного материала, отличается медленным темпом усвоения учебного материала, несформированностью учебной мотивации, быстрой истощаемостью нервной системы, высокой утомляемостью, неустойчивостью эмоций и настроения. Такие обучающиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической точки зрения.
Виды работ со слабоуспевающими учениками:
- Карточки для индивидуальной работы.
- Задания с выбором ответа.
- Перфокарты.
- Игры - тренажеры.
- Карточки-с образцами решения.
Учитель, в первую очередь, должен знать каждого ребенка в отдельности, стремиться понять и принять его. Создать спокойную обстановку и благоприятный климат на уроке. Проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика. Он должен много знать о детях, чтобы научиться в нужную минуту помочь им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Доклад на тему: «Методы работы с гиперактивными детьми»
Формы и методы работы с гиперактивными детьми...
"Советы по организации работы с гиперактивными детьми" ( из опыта работы)
В последнее время часто в классах стали появляться гиперактивные дети. Ко мне в первый класс таких деток пришло пятеро. Пришлось изучать много литературы, консультироваться со специалистами кафедры ТО...
Образовательный проект "Методы работы с гиперактивными детьми"
Материал содержит разработки различных методик, используемых на уроках при работе с гиперактивными детьми....
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
выступление на ШМО "Основные методы при работе с гиперактивными детьми"
материал для выступления на школьном методическом объединении учителей начальных классов...