Психологическое занятие с элементами тренинга «Психологическая комфортность педагогов ДОУ».
методическая разработка на тему

Цель: создание доброжелательной атмосферы среди педагогов ДОУ, снятие напряжения, чувства тревоги, создание группового доверия и принятия, развитие наблюдательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое занятие с элементами тренинга

«Психологическая комфортность педагогов ДОУ».

Цель: создание доброжелательной атмосферы среди педагогов ДОУ, снятие напряжения, чувства тревоги, создание группового доверия и принятия, развитие наблюдательности.

Оборудование: предметы оранжевого цвета (игрушки: белка, лиса; муляж тыквы, апельсина, рака; кораллы, карандаш, кубик, стикеры, машинка, лист оранжевой бумаги, массажный мяч, поднос); фрукты: мандарины, овощи: морковь; апельсиновый сок, одноразовые стаканы.

Участники: педагоги ДОУ.

Упражнение «Приветствие»

Разминка

Упражнение «Те, кто…»

Улыбнитесь  те, кто сегодня умывался. Похлопайте в ладоши те, кто любит мороженое. Потопайте ногами те, у кого на одежде присутствует синий цвет. Похлопайте в ладоши те, у кого серые и карие глаза. Потопайте ногами те, кто голубые и зеленые глаза. Улыбнитесь те, кто сегодня пришел получить положительные эмоции.

Упражнение «Пчелы и змеи»

Материал: губка и карандаш.

Инструкция: я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «пчелы и змеи». Для этого вам нужно разбиться на две примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть к команде змей, подойдите к стене напротив… Каждая группа должна выбрать своего короля.

А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в комнате. Король пчел должен найти мед – вот эту губку, а змеиный король должен отыскать ящерицу – вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжж …Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшш … Чем ближе их король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.

Пусть короли выйдут, что бы я смогла спрятать мед и ящерицу. Помните о том, что во время этой игры вы не имеете право ничего говорить

Анализ упражнения.

  • Ваша  группа хорошо помогала королю?
  • Как пчелы (змеи) взаимодействовали друг с другом?
  • Как вы чувствовали себя в роли короля?
  • Что для вас было самым трудным в этой роли?

 Упражнение «Деление на группы»

Один из нас (чуть позже мы решим, кто) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы по какому-то выбранному нами признаку. Признак должен визуально фиксироваться и однозначно делить группы на две части. Две образовавшиеся группы становятся так, чтобы они были обозначены пространством. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на две части.

Упражнение «Рисунок в два этапа»

Материал: лист бумаги и фломастер каждой паре.

Инструкция: разбейтесь на пары. Положите лист бумаги между собой и возьмите по одному фломастеру. Поставьте фломастером точку в центре листа и, не отрывая руку, закройте глаза. Теперь я даю вам одну минуту, что бы вы пропутешествовали своим фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги. Рисуйте во все стороны, пока вам не покажется, что вы побывали во всех уголках ватмана…(1 мин.)

А теперь откройте глаза  и попробуйте сделать картинку из того, что нарисовано на бумаге. Если хотите, вы можете при этом разговаривать друг с другом. (5-7 мин.)

Затем каждая пара показывает свой рисунок всем остальным.

 Анализ упражнения.

  • Понравилось ли вам рисовать с закрытыми глазами?
  • Как в вашей паре происходило дорисовывание картины?
  • Насколько вы довольны вашим рисунком?

Цвет в нашей жизни.

Хромотерапия (цветотерапия) – это бесконтактный метод лечения светом и цветом, эффективность которого научно доказана. Он основан на том, что свет, являясь, электромагнитным излучением, проникает через ткани и несет необходимую энергию. Воздействие соответствующего цвета на определенный внутренний орган может быть целительно. Хромотерапия применяется для лечения не только физических, но и психических заболеваний и расстройств.

При использовании визуальной хромотерапии обычно решаются такие важные вопросы, как:

- уменьшение или удаление болевого синдрома до и после операционных вмешательств;

- терапия аритмии;

- активизация процессов восстановления в нервных клетках и укрепление иммунитета;

- снижение стрессовых влияний и ускорение расслабления;

- лечение бессонницы;

- продление состояния хорошего самочувствия;

-  облегчение приступов мигрени и головных болей;

- уменьшение симптомов депрессии;

- активизации процесса образования и творческих возможностей;

- помощь детям с отклонениями.

А где мы можем использовать цветотерапию?

  • При диагностике.
  • На занятиях по эмоционально-волевой сфере у детей.
  • На тренингах с педагогами и родителями.

Цвет – это окрашенный световой поток различной интенсивности, а свет – это энергия. Ученые установили, что под воздействием определенных цветов в организме человека происходят физиологические изменения. Цвета могут стимулировать, возбуждать, подавлять, успокаивать, повышать и подавлять  аппетит, создавать ощущение холода или теплоты. Цветотерапия настраивает наши биологические часы, восстанавливает иммунную, эндокринную, нервную системы.

Вся наша жизнь наполнена цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов. Не существует плохих цветов. У каждого свои специфические свойства и сила. Здоровый уравновешенный человек находится в гармоничных отношениях со всеми цветами.

Цвет в нашей жизни.

Красный символизирует смелость, отвагу, физическую силу, активность, теплоту, энергию, оптимизм. Это цвет огня, жажды жизни и скорости. Негативные коннотации: вызов, агрессия, насилие. Активный, энергичный – поэтому злоупотребление им может вызвать перевозбуждение нервной системы, волнения, беспокойство, головную боль.

Желтый – цвет эмоций. Стимулирует интеллект и общительность. Мечтательные, полные надежд, не готовые активно действовать, занявшие выжидательную позицию. Символизирует организованность, гармоничность, умственные способности, концентрацию внимания, самоконтроль. Активизирует общение, повышает самооценку.

Оранжевый цвет символизирует теплоту, безопасность, доверие, единство, открытость, общительность, оптимизм, а также легкомыслие и незрелость. Активизирует замкнутых и недоверчивых людей.

Голубой – это цвет эмоциональности, цвет общения. Голубые тона производят впечатление легкости, воздушности. Голубой – цвет мира, он тих и спокоен. Успокаивает душу, уменьшает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости. В цветолечении голубой обладает болеутоляющим свойством, эффективен при  воспалительных процессах, лечении болезней горла, головных болях. Пассивного человека приводит к печали и унынию.

Синий – цвет интеллекта. Он символизирует ум, общение, доверие, спокойствие, рационализм, логику, вдохновение, творчество, самоанализ, разум. Негативные коннотации: холодность, отсутствие эмоций и закрытость.

Зеленый – изменение и обновление, равновесие и гармония. Рассеивает отрицательные эмоции, способствует стабилизации сердечно-сосудистой и нервной систем, нормализует давление, головные боли, зрение. Зеленый принято считать цветом гармонии, обновления и бессмертия. Помогает рассеивать отрицательные эмоции. Он внушает гармонию, равновесие и символизирует любовь к природе и мир, однако вместе с тем обозначает застой и отсутствие развития.

Фиолетовый – впечатлительные, деятельные. Символизирует творчество, интуицию, интеллект, духовный рост. Это цвет философов и поэтов, его таинственность непостижима. Злоупотребление может вызвать тоску и депрессию, подавление эмоций.

Розовый – романтичность, эмоциональность, нежность, примирение, чувствительность. Избыток – потребность в защите, уход в мир грез.

Коричневый – консервативные, сдержанные или тревожные. Символизирует надежность, защиту, прочность, серьезность. Также он обозначает отсутствие чувства юмора и приземленность. Негативные чувства – разочарование, недовольство, депрессия.

Белый – открытые к общению. Символизирует очищение, удачу, ясность, простоту, готовность освободиться от стереотипов, повышает самооценку. Может создать состояние превосходства над другими. Оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных.

Черный – символ утонченности, гламура. Он также говорит о подавленности, холодности и депрессии. Символизирует таинственное, неизведанное, задерживает движение вперед.

Серый символизирует и психологическую нейтральность, и неуверенность в себе, а также депрессию и апатию.

Приглашаю вас сегодня отправиться в оранжевую страну. В тех местах на земле, куда упали оранжевые лучи света, появились рыжие коты и лисицы, запели ярко-оранжевые канарейки, вспыхнули огоньками цветы настурций, ноготков и лилий, на плодовых деревьях налились, созрели мандарины и апельсины. Даже глубоко под землю проникли лучи феи и окрасили в оранжевый цвет морковь.

Упражнение «Ощущение цвета»

Расслабьте мышцы тела, опустите свободно руки и спокойно посмотрите на предметы оранжевого цвета. Попробуйте почувствовать, какие ощущения вызывает оранжевый цвет. Какое настроение создает? Он вам кажется легким или тяжелым, теплым или холодным, радостным или грустным, общительным или скрытным, слабым или сильным?

Оранжевый цвет мягкий и теплый. Он взбадривает,  однако, по сравнению с красным более спокойный и легкий. Оранжевый создан для счастья и общения. Этим цветом пользуются клоуны всего мира, так как оранжевый вселяет радость, уверенность в себе, доброжелательность и терпимость. Оранжевый цвет избавляет от недоверия и чувства превосходства.

Оранжевая сказка «Рыжий город»

Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома, все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон: будто он ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит – ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город!»

Вот он – и ахнул.

В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили в этих местах рыб и раков. По радио предавали «Рыжий вальс», и все рыжие-прерыжие люди радостно улыбались.

Тут к нему подошла рыжая-прерыжая девочка:

- Ты почему такой грустный?

- Меня все рыжим дразнят, - хмуро ответил мальчик.

- Какой глупенький, - засмеялась девочка. – А ну-ка посмотри на солнце, какого оно цвета?

- Ну, рыжего, - робко ответил мальчик.

- И мы – рыжего! Значит, все мы – маленькие солнышки. Радоваться надо!..

И тут мальчик проснулся. Выбежал во двор, а мальчишки тут как тут: «Рыжий, рыжий, конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку.

Самовыражение в цвете.

Попробуйте нарисовать оранжевое настроение любыми художественными средствами. Педагоги рисуют под музыкальное сопровождение «Оранжевой песенки» (муз. К. Певзнера, сл. А. Арканова).

Упражнение «Аплодисменты».

Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами души как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас каждый заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего.

Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Рефлексия прошедшего занятия

Продолжите фразу:

- Сегодня я …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников "Путешествие в страну Счастья"

Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет де...

Программа занятий с элементами социально-психологического тренинга по формированию внутренней позиции педагога в условиях реализации ФГОС

Качество обучения и здоровье учащихся напрямую зависит от личности учителя, и прежде всего, его профессионально-педагогической направленности, ценностных ориентаций,   нравственных...

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первоклассник"

Семинар - практикум для родителей будущих первоклассников проводится с элементами тренинга. Семинар направлен на привлечение родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе, расширение знаний...

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся начальных классов «Конфликт и ребенок»

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы "Конфликт и ребенок". Это мероприятие можно проводить в рамках классного часа. Цель занятия: профилактика бесконфли...

Психологическое занятие с элементами тренинга «Дорогою добра»

Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся через изучение понятия «доброта»...

Психологическое занятие с элементами тренинга для детей начальной школы «Дружба-это счастье!»

Психологическое занятие с элементами тренинга  для детей начальной школы «Дружба-это счастье!»...

Психологическое занятие с элементами тренинга

Психологическое занятие с элементами тренинга по  профилактике агрессивного поведения среди обучающихся начальных классов...